logo
Posobie_3_chastSpetsializatsia

Управление дебиторской и кредиторской задолженностями.

При продаже в кредит сумма сделки отражается в документах продавца в виде дебиторской задолженности, а покупателя – в виде кредиторской.

Фирмы, осуществляющие продажу в кредит, придерживаются определенной кредитной политики, которая включает в себя условия кредита. Это условие записывается следующим образом:

с/Сс, брутто Ск - это означает, что фирма готова предоставить скидку с % , если оплата будет осуществлена в течение Сс дней со дня, обозначенного в счет-фактуре. Максимальный срок, в течение которого должна быть проведена оплата без предоставления скидки, составляет Ск дней. В случае сезонности продукции или услуг для стимулирования продаж условие кредита может быть трансформировано следующим образом: с/Сс, брутто Ск, дата начала отсчета Ск (например, 2/10, брутто 30, 1 мая).

Так как большинство фирм производят покупку и продажу в кредит одновременно, у них образуется и кредиторская, и дебиторская задолженности. Если кредиторская задолженность превышает дебиторскую, то это называется нетто-получение торгового кредита, а если наоборот – это нетто-предоставление торгового кредита.

Для достижения оптимального соотношения между этими задолженностями фирма осуществляет управление ими.

При управлении кредиторской задолженностью необходимо учитывать, что торговый кредит подразделяется на две части:

Формула для вычисления примерной годовой цены дополнительного (платного) кредита при отказе от скидки имеет следующий вид:

[с/(100 – с)][360/(Ск с].

Числитель первого выражения представляет собой цену каждой денежной единицы кредита; знаменатель – сумму, которую можно получить, отказавшись от скидки. Таким образом, первое выражение есть цена торгового кредита за период. Второе выражение показывает, сколько раз в течение года повторяется этот период.

В терминах эффективной годовой ставки процент за кредит выше, исходя из формулы ее определения:

[1 + c/(100 – c)]m - 1

Фирме в любом случае следует воспользоваться бесплатным компонентом торгового кредита, а платный использовать только после анализа его цены и только в том случае, если эта цена ниже цены средств, которые могут быть получены из других источников.

При управлении дебиторской задолженностью необходимо учитывать, что на ее уровень влияют следующие фак­торы:

Управление дебиторской задолженностью основано на двух под­ходах:

1) сравнении дополнительной прибыли, связанной со схемой спонтанного финансирования, с затратами и потерями, возникаю­щими при изменении политики реализации продукции;

2) сравнении и оптимизации величины и сроков дебиторской и кредиторской задолженностей по уровню кредитоспособности, вре­мени отсрочки платежа, стратегии скидок, доходам и расходам по инкассации.

Оценка реального состояния дебиторской задолженности, то есть оценка вероятности безнадежных долгов, — один из важнейших во­просов управления оборотным капиталом.

Для контроля дебиторской задолженности и предотвращения появления безнадежных долгов фирмы часто используют классификацию задолженности по срокам возникновения.

Эта оценка ведется отдель­но по группам дебиторской задолженности с различными сроками возникновения. Финансовый менеджер должен использовать накоп­ленную на предприятии статистику, а также прибегнуть к услугам экспертов-консультантов.

Другим инструментом контроля является показатель оборачиваемости дебиторской задолженности в днях (DSO), характеризующий средний период получения платежей:

DSO = ДБЗ/ОРек,

где ДБЗ – дебиторская задолженность;

ОРек – ежедневный объем реализации в кредит.

Однако оба эти инструмента не позволяют точно проследить за изменением качества общей величины задолженности, так как они не учитывают сезонные или циклические колебания.

Оценка и анализ с позиции платежной дисциплины является наилучшим способом контроля дебиторской задолженности и позволяет выявить и оценить изменения платежного поведения клиентов вне зависимости от объема реализации. Основной инструмент данного подхода ведомость непогашенных остатков.

Эффективность управления дебиторской задолженностью во многом обусловлена проводимой фирмой кредитной политики, которая состоит из четырех элементов: 1) срока предоставления кредита, 2) размера скидки, предоставляемой в случае оплаты товара в более ранние сроки, Эти два показателя отражаются в условиях кредитования.

Предложение скидок оправдано в трех основных ситуациях:

3) стандартов кредитоспособности, то есть определение надежности покупателя или вероятности оплаты полученных им товаров. В этом могут помочь широко распростра­ненные публикуемые рейтинги, анализ опубликованной финансовой отчетности потенциального покупателя, конструирование индексов риска, анализ баланса.

При этом осуществляется определение суммы кредита, предоставляемого каждому конкретному покупателю. В данном случае, как правило, делаются расчеты) основанные на вероятности оплаты покупателем товара, возмож­ности повторения заказов, размера выгод и убытков, получаемых от оплаты (неоплаты) товара.

4) политики в отношении недисциплинированных клиентов.

При этом фирма за определенную плату передает право на получение денег по дебиторской задолженности специализированной фирме. Последняя может обеспечить сбор, страхование и финансирование дебиторской задолженности либо оказать помощь по ее взысканию и страхова­нию сомнительных долгов. Существует возможность получения кре­дитной страховки при необходимости защиты от безнадежных дол­гов. Эти операции известны как факторинг, а сами фирмы — как факторинговые.

Если фирма смягчает кредитную политику, объем реализации обычно увеличивается. Установление более льготной кредитной политики может про­исходить путем удлинения срока предоставления кредита, снижения стандартов кредитоспособности, перехода к менее жесткой политике по взиманию просроченной дебиторской задолженности, а также предоставления скидок. Каждое из этих действий приводит к дополнительным затратам. Фирме следует смягчать условия кредитования своих клиентов лишь до тех пор, пока прирост затрат не превысит прироста дохода.

Анализ последствий изменения кредитной политики может проводиться двумя способами. Во-первых, может быть выполнен сравнительный анализ прогнозной отчетности о прибылях и убытках, составленной исходя из условий текущей и предполагаемой кредитной политики. Во-вторых, при помощи соот­ветствующих формул может быть определена величина прироста прибыли как результат изменения кредитной политики.

Во втором случае определяются прирост величины дебиторской задолженности (∆I) прирост доналоговой прибыли (∆P) в результате кредитной политики. Для исчисления величины ∆I используются две формулы в зависимости от того, ожидается ли увеличение или снижение объема реализации после изменения кредитной политики.

В первом случае – рост объема реализации – формула будет иметь следующий вид:

I = [(DSON – DSO0)( S0/360)] + V[DSON (SN - S0)/360] (1)

Во втором:

I = [(DSON DSO0)( SN/360)] + V[DSO0 (SN - S0)/360] (2),

где S0 – текущий валовой объем реализации;

SN — прогнозируемый объем реализации после изменений кредитной поли­тики;

V — переменные затраты как процент от валового объема реализации;

DSO0 — оборачиваемость дебиторской задолженности в днях до изменения кредитной политики;

DSON – оборачиваемость дебиторской задолженности в днях после измене­ния кредитной политики.

После определения влияния новой кредитной политики на изменение в дебиторской задолженности можно определить ее влияние на доналоговую прибыль, используя расчеты по формуле (1) или (2):

P = (SN - S0)(1 – V) - k∆I - (BNSN B0S0) - (DN PNSN D0P0S0),

где к — цена инвестиций в дебиторскую задолженность;

B0 — средний объем безнадежных долгов при текущем объеме реализации как процент от валового объема реализации;

BNсредний объем безнадежных долгов при новом объеме реализации как процент от нового валового объема реализации;

P0 — доля объема реализации со скидкой в валовом объеме реализации до изменения кредитной политики (в %);

PN — доля объема реализации со скидкой в валовом объеме реализации после изменения кредитной политики (в %);

D0 — текущий процент торговой скидки (до изменения кредитной поли­тики);

DN — предполагаемый процент торговой скидки (после изменения кредит­ной политики).

Данный приростной анализ может быть использован и при одновременном изменении нескольких показателей кредитной политики путем модификации исходных трех формул.