logo
Posobie_3_chastSpetsializatsia

52. Бизнес – план инвестиционного проекта

Бизнес-план является неотъемлемой частью делового планирования. Необходимость разработки инвестиционного бизнес-плана российскими предприятиями вызвана рядом причин:

• адаптацией зарубежного опыта разработки инвестиционных проектов к отечественным условиям с обязательной типизацией методологии и документов, используемых в области бизнеса.

Бизнес-план представляет максимально компактный документ, который позволяет принять обоснованное решение и указать после­довательность действий для его успешного воплощения. От правиль­ности составления документа зависят одобрение и жизнеспособность проекта.

Для среднесрочных и долгосрочных проектов разработка бизнес-планов — центральный этап инвестиционного планирования, вклю­чающий следующие виды работ:

Для краткосрочных, небольших по масштабу или локальных проектов, не требующих значительных затрат и весьма непродолжи­тельных по срокам реализации, все этапы и работы совмещаются на прединвестиционной фазе.

Для разработки стратегии крупного предприятия составляется корпоративный (глобальный) бизнес-план.

Предприятия, работающие в стабильной ситуации и производя­щие продукцию для достаточно устойчивого рынка, разрабатывают бизнес-план, направленный на совершенствование производства и снижение издержек. Эти предприятия предусматривают модерниза­цию производимой ими продукции в локальных бизнес-планах.

Венчурные предприятия, выпускающие продукцию при повы­шенном риске, систематически работают над бизнес-планами освое­ния новых видов продукции, современных технологий и т.п.

Если предприятие, наметив рост производства продукции или освоение новой техники, не имеет для этого достаточных мощно­стей, то оно может использовать бизнес-план, чтобы привлечь капи­тальные вложения либо новых партнеров, инвесторов, кредиторов, спонсоров. Для этого может быть подготовлено краткое описание бизнес-плана, называемое бизнес-предложением.

Бизнес-план должен быть представлен в форме, позволяющей заинтересованному лицу получить четкое представление о существе дела и степени своей заинтересованности в нем. Объем и степень конкретизации разделов плана определяются спецификой и областью деятельности предприятия. Он должен быть написан просто и ясно и иметь четкую структуру, например такую, какую рекомендует Мин­экономразвития России.

  1. Вводная часть.

  2. Обзор состояния отрасли (производства), к которой относится предприятие.

  3. Описание проекта.

  4. Производственный план.

  5. План маркетинга и сбыта продукции.

  6. Организационный план реализации проекта.

  7. Финансовый план реализации проекта.

  8. Оценка экономической эффективности затрат, осуществляе­мых в ходе реализации проекта.

Рассмотрим подробнее содержание каждого раздела.