Направления финансового регулирования со стороны государства, программы государственных затрат
Финансовая политика - мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны. Выделяются две формы финансовой политики - фискальная, т.е. политика в области налогообложения, и бюджетная, т.е. политика в области расходования бюджетных средств. В основе финансовой политики лежат теоретические концепции государственных финансов.
Так, кейнсианство основывается на том, что проблемы расширенного воспроизводства надо решать с позиций обеспечения эффективного спроса, недостаток которого провоцирует экономические кризисы: что капиталистическая система не может сама регулироваться без вмешательства государства и главный инструмент регулирования экономики - бюджетная политика. На государство и финансовую политику в целом сторонники кейнсианства возлагают задачи обеспечения занятости рабочей силы и производственного оборудования. Государственные расходы рассматриваются ими как важный фактор достижения эффективного спроса. Правительственный спрос, обеспечиваемый налогами и займами, должен оживить предпринимательскую активность и привести к росту национального дохода и занятости. Эта концепция основывается на принципе дефицитного финансирования, т.е. допускается дефицит госбюджета для обеспечения необходимого размера государственных расходов, который покрывается с помощью займов.
В концепции "неоклассического синтеза" кейнсианские идеи фискализма соединены с концепцией неоклассиков, которые предусматривали регулирование экономики с помощью кредитно-денежной политики. Здесь задачей финансовой политики определено обеспечение регулирующих мер для сферы предложения "общественного товара" - общественных благ и услуг, неделимых и потребляемых коллективно. Основная цель вмешательства государства в экономику - достижение оптимальности в правительственных расходах, эффективного распределения и перераспределения ресурсов между государством, предприятиями и отдельными членами общества.
Неоконсервативная стратегия - теория экономики предложения - основывается на ограничении вмешательства государства в хозяйственную жизнь, особенно в социальную область. Главная задача - увеличение объема предложения, стимулирование производства, повышение его эффективности. Государство должно помогать предпринимателю. В области финайсов это
государства. В государстве должна существовать единая бюджетная система, единообразие финансовых документов и бюджетной классификации. 2. Принцип полноты означает, что по каждой статье бюджета учитываются все затраты и все поступления. 3. Принцип реальности предполагает правдивое отражение доходов и расходов государства. 4. Принцип гласности - это обязательное информирование населения об основных расходах и источниках доходов. В настоящее время не все эти принципы строго соблюдаются (особенно принципы полноты и единства), однако отсутствие обезличенности финансового фонда, которым распоряжаются правительства разных уровней, и четкое разграничение источников поступлений центрального правительства и местных органов власти являются важнейшей особенностью современных государственных бюджетов развитых стран.
Бюджетная система выполняет три функции: фискальную - создание финансовой базы функционирования государства в условиях фактического отсутствия у него собственных доходов; функцию экономического регулирования - использование налогов для проведения своей экономической политики; социальную - использование государственного бюджета для перераспределения национального дохода.
Главная функция госбюджета - проведение в жизнь финансовой политики, организация выполнения финансовой программы правительства. Через него распределяется более половины вновь созданной стоимости. Концентрируемые в руках государства крупные финансовые ресурсы являются материальной основой его деятельности, создают широкие возможности для его активного вмешательства в хозяйственную жизнь.
Госбюджет служит катализатором развития НТП в условиях резкого обострения конкуренции на мировых рынках. В начале 90-х гг. доля государства в финансировании НИОКР составляла в западных странах от 40 до 60%. Государство не только стимулирует процесс накопления, но и воздействует на реализацию общественного продукта, создавая дополнительный спрос через государственные закупки товаров и услуг. Гарантированный государственный рынок наряду с перераспределением совокупного платежеспособного спроса позволяет частично разрешать противоречие между производством и потреблением.
Структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои национальные особенности. Они зависят от характера административной системы, структурных особенностей экономики, ряда других факторов. Госбюджет всегда представляет собой компромисс между основными группами носителей различных социально-экономических интересов в стране: между работодателями и наемными работниками, между центром и регионами, между отраслями и фирмами - и сопровождается борьбой в парламенте, партиях, печати.
- 1. Государственное регулирование экономики: общие положения
- 1.1. Рынок и государство Сущность макроэкономического регулирования
- Теории регулирования
- 1.2. Система государственного регулирования экономики Цели и основные направления экономической политики
- Принципы экономической политики государства
- Структура органов государственного управления
- Государственный сектор экономики
- 1.3. Функции государства в смешанной экономике
- Макроэкономическая стабилизация
- Перераспределение доходов
- 1.4. Основные направления экономической политики в современной россии
- 2. Кредитно-денежная политика 2.1. Денежная система
- Денежная масса и ее структура
- 2.2. Кредитная система государства Сущность и формы кредита
- Структура современной кредитной системы
- Центральный Банк и его функции
- Коммерческие банки
- Специализированные кредитно-финансовые институты
- 2.3. Регулирование денежного спроса и предложения
- 2.4. Цели и инструменты кредитно-денежной политики
- Операции на открытом рынке
- Регулирование учетной ставки процента
- Регулирование нормы обязательных резервов
- 2.5. Рынок ценных бумаг и фондовая биржа Ценные бумаги и их виды
- Рынок ценных бумаг
- Фондовая биржа
- Влияние государства на функционирование рынка ценных бумаг
- 2.6. Макроэкономические последствия кредитно-денежной политики Эффективность кредитно-денежной политики
- Сильные стороны кредитно-денежной политики
- Недостатки и проблемы
- 2.7. Теоретические вопросы кредитно-денежной политики
- Кейнсианская теория денег
- Монетаристский подход
- 2.8. Особенности современной кредитно-денежной политики россии
- 3. Финансовая система и финансовая политика государства
- 3.1. Финансовая система
- Направления финансового регулирования со стороны государства, программы государственных затрат
- Расходы государственного бюджета
- Доходы государственного бюджета
- 3.3. Фискальная политика
- Налоги, сущность и функции
- Принципы и формы налогообложения
- Дискреционная политика государства .
- Политика встроенных стабилизаторов
- 3.4. Проблемы бюджетного дефицита и способы его покрытия. Бюджетная политика
- 3.5. Государственный долг
- 3.6. Основные направления финансового регулирования в современной россии
- 4. Социальная политика
- 4.1. Сущность и основные направления социальной политики. Качество жизни
- 4.2. Государственная политика доходов
- 4.З. Политика занятости
- 4.4. Система социальной защиты. Программы государственной помощи
- 4.5. Проблемы и направления социальной политики в россии в ходе экономических реформ
- 5. Внешнеэкономическая политика
- 5.1. Регулирование внешней торговли
- Протекционизм и фритредерство
- Таможенные тарифы
- Нетарифные формы регулирования, экспорта и импорта.
- 5.2. Регулирование валютных отношений Валютная система. Валютные курсы
- 5.3. Торговый и платежный баланс страны
- Международная миграция рабочей силы
- Интеграционные процессы
- 5.5. Основные направления внешнеэкономической политики россии на современном этапе