2.8. Особенности современной кредитно-денежной политики россии
Российская денежная политика имеет небольшой период своего существования и груз предшествовавшего ей директивного планирования денежного обращения с четко действующими механизмами его реализации в лице системы Центробанка СССР. Сложности ее становления связаны с неразвитостью институциональных структур денежного рынка и сферы кредитно-денежных отношений в целом: банков и финансовых организаций, рынка ценных бумаг, рынка капиталов, разнообразных средств платежа, а также глубочайшим денежным кризисом, который развивается на фоне стихийных преобразований экономики и политических потрясений в России. Кроме того, сохраняется традиционная подчиненность денежно-кредитного механизма общегосударственным установкам экономического курса вразрез с объективными требованиями реального хода экономических процессов и денежного обращения в целом.
Противоречия денежной политики - несоответствие между рестрикционной направленностью ее и установками правительства на укрепление банковской системы, между либерализацией денежных отношений и административным режимом обеспечения финансирования государственного долга.
За период с 1991 г. банковская система страны претерпела глубокие преобразования, связанные с созданием двухуровневой банковской системы, быстрым ростом числа коммерческих банков, формированием рынка, кредитных ресурсов и ценных бумаг, внутреннего валютного рынка и переходом к использованию рыночных инструментов денежно-кредитного регулирования, которые постепенно замещают прямой административный контроль над движением финансовых средств. В то же время демонополизация банковской системы осуществлялась без достаточно проработанной законодательной, нормативной и организационной базы, что послужило одним из факторов появления проблемы расчетов между хозяйствующими субъектами, неэффективности кредитной политики.
Проблема расчетов -проявилась в развитии псевдоденежных отношений, появлении денежных суррогатов. Псевдоденежные отношения - межхоэяйствен-ные неплатежи, задолженность регионов федеральному бюджету, внебанковская эмиссия платежных средств в виде разного рода векселей и долговых обязательств. Денежные суррогаты - незаконные средства платежа, выпускаемые отдельными регионами в условиях нехватки наличных денег для проведения взаиморасчетов между предприятиями и с населением. В период 1991-1994 гг. наблюдалась инфляционная спираль заработной платы и цен - кумулятивный процесс повышения заработной платы и цен, 'подкармливающих" друг друга.
Денежная политика в переходный период была подчинена одной цели -ограничению денежной эмиссии и совокупного спроса. Для этого широко применялись рестрикционные меры (высокая ставка процента, увеличение нормы обязательных резервов). Однако продажа государственных ценных бумаг не могла принести таких же результатов, как в странах с устоявшейся рыночной экономикой по причине неразвитости вторичного рынка ценных бумаг и фондового рынка вообще. Активно используются административные рычаги. например, введение фиксированных границ валютного курса. Это привело к потере присущей банковской системе способности обеспечивать потребности хозяйствующих субъектов в заемных средствах и осуществлять своевременные расчеты. Практически парализована склонность экономических субъектов к денежным накоплениям и созданию резервов. Коммерческие банки переключились с кредитных операций на операции с ценными бумагами и валютой, обеспечивающие спекулятивную прибыль.
В 1994 - 1996 гг. проводимая политика основывалась на соблюдении целевых ориентиров, устанавливаемых в ежегодно разрабатываемой Денежной программе: предельных величин роста денежной массы, объемов международных резервов, внутренних активов Центробанка РФ. Это позволило замедлить темпы инфляции в 1995 и 1996 гг. Но это произошло, по мнению специалистов, в основном не из-за ограничения эмиссии, а в силу сужения платежеспособного спроса деформирующегося сектора реальной экономики и емкости внутреннего рынка. Реакцией микроэкономики на рестрикционные меры денежной политики стало интенсивное развитие "теневого" денежного оборота, который по экспертным оценкам составляет около 50%.
В Программе правительства Российской Федерации по реформированию российской экономики на 1997 - 2000 г.г. в качестве цели кредитно-денежной политики определены: защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; создание условий для удовлетворения потребности экономики в кредитных ресурсах на основе рыночных механизмов, а также укрепление банковской системы. Она должна проводиться таким образом, чтобы не допустить повышения уровня инфляции. Предусмотрена возможность перехода от количественных ограничений темпа роста предложения денег к преимущественному использованию качественных параметров (процентных ставок или валютного курса).
Принципы политики, направленной на экономическую стабилизацию, должны обеспечивать следующую схему: "накопление капитала
- расширение спроса - рост производства и занятости - рост бюджетных доходов
- сокращение бюджетного дефицита -снижение инфляции".
Направления кредитно-денежной политики - совершенствование системы рефинансирования коммерческих банков, исключение кредитов Центрального Банка из круга источников финансирования дефицита государственного бюджета; предоставление кредитов коммерческим банкам только через рыночные механизмы (кредитные аукционы, ломбардные кредиты, операции РЕПО); повышение эффективности других инструментов кредитно-денежного регулирования.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Государственное регулирование экономики: общие положения
- 1.1. Рынок и государство Сущность макроэкономического регулирования
- Теории регулирования
- 1.2. Система государственного регулирования экономики Цели и основные направления экономической политики
- Принципы экономической политики государства
- Структура органов государственного управления
- Государственный сектор экономики
- 1.3. Функции государства в смешанной экономике
- Макроэкономическая стабилизация
- Перераспределение доходов
- 1.4. Основные направления экономической политики в современной россии
- 2. Кредитно-денежная политика 2.1. Денежная система
- Денежная масса и ее структура
- 2.2. Кредитная система государства Сущность и формы кредита
- Структура современной кредитной системы
- Центральный Банк и его функции
- Коммерческие банки
- Специализированные кредитно-финансовые институты
- 2.3. Регулирование денежного спроса и предложения
- 2.4. Цели и инструменты кредитно-денежной политики
- Операции на открытом рынке
- Регулирование учетной ставки процента
- Регулирование нормы обязательных резервов
- 2.5. Рынок ценных бумаг и фондовая биржа Ценные бумаги и их виды
- Рынок ценных бумаг
- Фондовая биржа
- Влияние государства на функционирование рынка ценных бумаг
- 2.6. Макроэкономические последствия кредитно-денежной политики Эффективность кредитно-денежной политики
- Сильные стороны кредитно-денежной политики
- Недостатки и проблемы
- 2.7. Теоретические вопросы кредитно-денежной политики
- Кейнсианская теория денег
- Монетаристский подход
- 2.8. Особенности современной кредитно-денежной политики россии
- 3. Финансовая система и финансовая политика государства
- 3.1. Финансовая система
- Направления финансового регулирования со стороны государства, программы государственных затрат
- Расходы государственного бюджета
- Доходы государственного бюджета
- 3.3. Фискальная политика
- Налоги, сущность и функции
- Принципы и формы налогообложения
- Дискреционная политика государства .
- Политика встроенных стабилизаторов
- 3.4. Проблемы бюджетного дефицита и способы его покрытия. Бюджетная политика
- 3.5. Государственный долг
- 3.6. Основные направления финансового регулирования в современной россии
- 4. Социальная политика
- 4.1. Сущность и основные направления социальной политики. Качество жизни
- 4.2. Государственная политика доходов
- 4.З. Политика занятости
- 4.4. Система социальной защиты. Программы государственной помощи
- 4.5. Проблемы и направления социальной политики в россии в ходе экономических реформ
- 5. Внешнеэкономическая политика
- 5.1. Регулирование внешней торговли
- Протекционизм и фритредерство
- Таможенные тарифы
- Нетарифные формы регулирования, экспорта и импорта.
- 5.2. Регулирование валютных отношений Валютная система. Валютные курсы
- 5.3. Торговый и платежный баланс страны
- Международная миграция рабочей силы
- Интеграционные процессы
- 5.5. Основные направления внешнеэкономической политики россии на современном этапе