Макроэкономическая стабилизация
Макроэкономическая стабилизация - деятельность правительства, направленная на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен. Это, в некоторых отношениях, самая важная функция правительства.
Экономический рост выражается в росте ВВП в абсолютных масштабах и в расчете на душу населения. Полная занятость - это, во-первых, использование экономикой всех имеющихся ресурсов для производства товаров и услуг; во-вторых, такой уровень занятости, когда существует лишь фрикционная и структурная, но отсутствует циклическая безработица (и когда реальный чистый национальный продукт равен потенциальному чистому национальному продукту). Стабильный уровень цен подразумевает отсутствие инфляции (или очень низкие, регулируемые темпы ее прироста).
Экономический спад, безработица и инфляция особенно болезненно сказываются в периоды экономических кризисов, поэтому государственную политику, направленную на макроэкономическую стабилизацию, можно определить как деятельность правительства по сглаживанию промышленных циклов.
Главные инструменты в решении этой задачи - фискальная и денежная политика. Но использование их различно в зависимости от направления регулирования (неокейнсианского или неоконсервативного), которого придерживаются власти в той или иной стране. Сторонники неокейнсианства ориентируются на стимулирование совокупного спроса и регулирование хозяйства в целом (макроэкономики) путем поощрения государственного вмешательства преимущественно средствами бюджетной политики (регулирование налогов и государственных расходов). Неоконсерваторы ориентируются на стимулирование совокупного предложения и деятельности отдельных фирм (микроэкономики) путем ограничения государственного вмешательства и использования преимущественно кредитно-денежных рычагов (регулирование объема денежной массы).
Несмотря на такие различия, существует общее понимание того, какова должна быть в целом линия поведения государства, направленная на преодоление циклических колебаний. В фазе спада все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает снижение налоговых ставок, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции, проведение политики ускоренной амортизации, увеличение государственных расходов для снижения высокой безработицы, в области кредитно-денежной политики - предоставление дополнительных кредитов, снижение процентных ставок по ссудам банков. В период экономического подъема государство проводит линию сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики.
В периоды высокой безработицы необходимо увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги для стимулирования расходов частного сектора. Когда же общество более всего беспокоит инфляция, следует сокращать государственные расходы и повышать налоги с тем, чтобы сокращал расходы и частный сектор. Улучшают или ухудшают ситуацию те или иные действия правительства, приходится судить по последствиям.
Основная сложность в проведении политики макроэкономической стабилизации заключается в нахождении "золотой середины", решении своеобразной дилеммы политики экономической стабилизации, когда использование кредитно-денежных и бюджетных рычагов для снижения уровня безработицы повышает уровень инфляции, а использование этих же рычагов для снижения уровня инфляции повышает уровень безработицы.
В последние годы направленность государственной политики изменилась от антициклической к антиинфляционной. В ней используются краткосрочные и долгосрочные методы. Для поддержания равновесия между денежным спросом и предложением есть два сценария: увеличение предложения без соответствующего повышения текущего спроса или снижение спроса без соответствующего увеличения предложения.
Увеличение предложения достигается путем повышения товарности народного хозяйства, формированием рынков новых товаров и услуг, приватизацией государственной собственности, увеличением потребительского импорта. Снижение текущего спроса достигается стимулированием склонности к сбережению через некоторое повышение процента по вкладам, государственным облигациям, продажей недвижимости.
В длительной перспективе антиинфляционная политика опирается на лимитирование денежной массы, сокращение бюджетного дефицита преимущественно за счет снижения государственных расходов (а не увеличения налогов), уменьшения финансирования тех видов деятельности, с которыми может справиться сама рыночная система (уменьшение вмешательства государства в инвестиционные процессы, снижение государственных капиталовложений, дотаций и субсидий).
Размещение ресурсов
Наряду с макроэкономической сферой объектом непосредственного воздействия государства является и микроэкономика. Это направление реализуется через воздействие на размещение ресурсов.
Эффективное распределение ресурсов в конкурентной рыночной системе может быть обеспечено лишь при том допущении, что все выгоды и издержки, связанные с производством и потреблением каждого продукта, находят полное отражение соответственно в кривых рыночного спроса и предложения; что не существует побочных эффектов (экстерналий), или переливов, связанных с производством или потреблением всякого товара или услуги и выпадающих на долю индивида или группы, не являющихся участниками рыночной сделки.
Переливы ресурсов возникают, когда некоторые выгоды или издержки, связанные с производством или потреблением товара, "перемещаются" к третьим лицам, не являющимся непосредственными покупателями или производителями. Переливы ресурсов вызывают отклонения равновесного объема производства некоторых товаров от его оптимального объема. Издержки перелива (отрицательные экстерналий) - издержки производства продукта, которые несут не производители и потребители, а третья сторона (общество в целом) без всякого возмещения. Они приводят к чрезмерному поступлению ресурсов в определенные отрасли, которое может быть устранено путем законодательных мер и введением особых налогов.
Выгоды перелива (положительные экстерналий) - выгоды, получаемые не производителями и не потребителями продукта, а безвозмездно третьей стороной (обществом в целом). Они сопровождаются дефицитом ресурсов для некоторых отраслей, чрезмерными издержками производителей, что может быть устранено с помощью субсидий либо потребителя, либо производителям.
Когда выгоды перелива чрезвычайно велики, правительство может просто взять на себя финансирование таких отраслей или, в крайнем случае, превратить в собственность государства и непосредственно ими управлять. Это относится особенно к таким товарам, которые рыночная система вообще не намерена производить - общественным благам и услугам, которыми люди могут пользоваться, не неся никаких издержек на их производство.
Общественные блага и услуги - товары и услуги, которые потребляются коллективно. Свойства общественных благ - неизбирательность и неисключаемость в потреблении. Неизбирательность в потреблении -общественные блага не могут быть представлены одному лицу так, чтобы не удовлетворить потребности других в данном благе (национальная оборона, единая энергетическая система, охрана общественного порядка и т.п.). Неисключаемость в потреблении общественных благ - они неделимы и влекут за собой выгоды, от пользования которыми не могут быть отстранены потребители, не оплачивающие эти блага. Есть такие блага (они называются квазиобщественными), к которым применим принцип исключения (автомагистрали, библиотеки и музеи, полицейская и пожарная охрана, профилактическое медицинское обслуживание и пр.), но эти услуги влекут за собой значительные выгоды перелива, а в итоге рыночная система не станет их производить в достаточном количестве.
Следовательно, чтобы общество могло пользоваться такими благами и услугами, обеспечивать их должен государственный сектор, а финансировать их производство следует с помощью системы принудительных взысканий с помощью налогов. Объемы потребления общественных благ представляют собой вопрос государственной политики. Взимаемые с предприятий и населения налоги уменьшают спрос на товары и услуги индивидуального пользования, а это, в свою очередь, вызывает снижение частного спроса на ресурсы. Эти высвободившиеся ресурсы государство, расходуя налоговые поступления, может само направить на производство общественных благ и услуг. Например, налоги на доходы корпораций и на личные доходы высвобождают ресурсы из производства инвестиционных товаров (станков, автофургонов, складских помещений и пр.) и потребительских товаров (продовольствия, одежды, телевизоров и т.д.). Правительство может пустить эти ресурсы на производство управляемых ракет, военных самолетов, на строительство, новых школ и автомагистралей. Правительство сознательно перераспределяет ресурсы, чтобы значительно изменить структуру национального продукта страны.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1. Государственное регулирование экономики: общие положения
- 1.1. Рынок и государство Сущность макроэкономического регулирования
- Теории регулирования
- 1.2. Система государственного регулирования экономики Цели и основные направления экономической политики
- Принципы экономической политики государства
- Структура органов государственного управления
- Государственный сектор экономики
- 1.3. Функции государства в смешанной экономике
- Макроэкономическая стабилизация
- Перераспределение доходов
- 1.4. Основные направления экономической политики в современной россии
- 2. Кредитно-денежная политика 2.1. Денежная система
- Денежная масса и ее структура
- 2.2. Кредитная система государства Сущность и формы кредита
- Структура современной кредитной системы
- Центральный Банк и его функции
- Коммерческие банки
- Специализированные кредитно-финансовые институты
- 2.3. Регулирование денежного спроса и предложения
- 2.4. Цели и инструменты кредитно-денежной политики
- Операции на открытом рынке
- Регулирование учетной ставки процента
- Регулирование нормы обязательных резервов
- 2.5. Рынок ценных бумаг и фондовая биржа Ценные бумаги и их виды
- Рынок ценных бумаг
- Фондовая биржа
- Влияние государства на функционирование рынка ценных бумаг
- 2.6. Макроэкономические последствия кредитно-денежной политики Эффективность кредитно-денежной политики
- Сильные стороны кредитно-денежной политики
- Недостатки и проблемы
- 2.7. Теоретические вопросы кредитно-денежной политики
- Кейнсианская теория денег
- Монетаристский подход
- 2.8. Особенности современной кредитно-денежной политики россии
- 3. Финансовая система и финансовая политика государства
- 3.1. Финансовая система
- Направления финансового регулирования со стороны государства, программы государственных затрат
- Расходы государственного бюджета
- Доходы государственного бюджета
- 3.3. Фискальная политика
- Налоги, сущность и функции
- Принципы и формы налогообложения
- Дискреционная политика государства .
- Политика встроенных стабилизаторов
- 3.4. Проблемы бюджетного дефицита и способы его покрытия. Бюджетная политика
- 3.5. Государственный долг
- 3.6. Основные направления финансового регулирования в современной россии
- 4. Социальная политика
- 4.1. Сущность и основные направления социальной политики. Качество жизни
- 4.2. Государственная политика доходов
- 4.З. Политика занятости
- 4.4. Система социальной защиты. Программы государственной помощи
- 4.5. Проблемы и направления социальной политики в россии в ходе экономических реформ
- 5. Внешнеэкономическая политика
- 5.1. Регулирование внешней торговли
- Протекционизм и фритредерство
- Таможенные тарифы
- Нетарифные формы регулирования, экспорта и импорта.
- 5.2. Регулирование валютных отношений Валютная система. Валютные курсы
- 5.3. Торговый и платежный баланс страны
- Международная миграция рабочей силы
- Интеграционные процессы
- 5.5. Основные направления внешнеэкономической политики россии на современном этапе