5.1. Регулирование внешней торговли
Международная торговля - это обмен товарами и услугами между государственно-национальными хозяйствами. В современных условиях она выступает как результат глубокого международного разделения труда, специализации различных стран на производстве отдельных видов товаров в соответствии с уровнем технико-экономического развития каждой страны и ее природно-географическими условиями.
Существует ряд показателей, характеризующих степень включенности страны во внешнеэкономические связи. Например, экспортная квота показывает отношение стоимости экспорта к стоимости валового внутреннего продукта. Объем экспорта на душу населения данной страны характеризует степень 'открытости экономики'. Экспортный потенциал ^ это та доля продукции, которую может продать данная страна на мировом рынке без ущерба для собственной экономики
Экспорт оказывает мультиплицированное воздействие на динамику спроса, аналогичное воздействию инвестиций. Рост экспортных ^заказов означает увеличение занятости и доходов и, следовательно, возрастание спроса через механизм мультипликатора. Вместе с тем увеличение совокупного внутреннего спроса одновременно, означает и возрастание спроса на импортные товары.
Рост импорта равносилен по своему эффекту росту сбережений, так как деньги уходят за границу и общий спрос сокращается. Таким образом, чтобы полностью оценить действие мультипликатора внешней торговли, следует учесть не только прирост спроса за счет экспорта, но и его сокращение из-за стимулированного импорта.
Регулирование внешней торговли - введение пошлин, экспортных субсидий, импортных квот и другие меры, которые может принимать страна для сокращения импорта и расширения экспорта с целью ликвидации дефицита платежного баланса, обусловленного внешнеторговым дефицитом, т. е. превышением товарного импорта страны над ее товарным экспортом. Крупные и возрастающие внешнеторговые дефициты являются содержанием понятия кризиса внешней торговли.
Одной из форм регулирования торгово-экономических отношений между странами являются торговые договоры и соглашения. Это письменные акты, заключаемые двумя суверенными государствами в лице правительственных органов и регулирующие хозяйственные взаимоотношения частных физических или юридических лиц, а также правительственных органов договаривающихся сторон. Они заключаются на продолжительный срок и устанавливают принципы торгово-экономических отношений между странами, их правовой режим (регулирование таможенного обложения, транспортных связей, торговой и пр. экономической деятельности), дают возможность создавать торговые представительства, устанавливают объемы и наименования взаимопоставляемых товаров, принципы регулирования взаимных платежей. К ним можно отнести налоговые соглашения, соглашения о режиме инвестиций и др.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1. Государственное регулирование экономики: общие положения
- 1.1. Рынок и государство Сущность макроэкономического регулирования
- Теории регулирования
- 1.2. Система государственного регулирования экономики Цели и основные направления экономической политики
- Принципы экономической политики государства
- Структура органов государственного управления
- Государственный сектор экономики
- 1.3. Функции государства в смешанной экономике
- Макроэкономическая стабилизация
- Перераспределение доходов
- 1.4. Основные направления экономической политики в современной россии
- 2. Кредитно-денежная политика 2.1. Денежная система
- Денежная масса и ее структура
- 2.2. Кредитная система государства Сущность и формы кредита
- Структура современной кредитной системы
- Центральный Банк и его функции
- Коммерческие банки
- Специализированные кредитно-финансовые институты
- 2.3. Регулирование денежного спроса и предложения
- 2.4. Цели и инструменты кредитно-денежной политики
- Операции на открытом рынке
- Регулирование учетной ставки процента
- Регулирование нормы обязательных резервов
- 2.5. Рынок ценных бумаг и фондовая биржа Ценные бумаги и их виды
- Рынок ценных бумаг
- Фондовая биржа
- Влияние государства на функционирование рынка ценных бумаг
- 2.6. Макроэкономические последствия кредитно-денежной политики Эффективность кредитно-денежной политики
- Сильные стороны кредитно-денежной политики
- Недостатки и проблемы
- 2.7. Теоретические вопросы кредитно-денежной политики
- Кейнсианская теория денег
- Монетаристский подход
- 2.8. Особенности современной кредитно-денежной политики россии
- 3. Финансовая система и финансовая политика государства
- 3.1. Финансовая система
- Направления финансового регулирования со стороны государства, программы государственных затрат
- Расходы государственного бюджета
- Доходы государственного бюджета
- 3.3. Фискальная политика
- Налоги, сущность и функции
- Принципы и формы налогообложения
- Дискреционная политика государства .
- Политика встроенных стабилизаторов
- 3.4. Проблемы бюджетного дефицита и способы его покрытия. Бюджетная политика
- 3.5. Государственный долг
- 3.6. Основные направления финансового регулирования в современной россии
- 4. Социальная политика
- 4.1. Сущность и основные направления социальной политики. Качество жизни
- 4.2. Государственная политика доходов
- 4.З. Политика занятости
- 4.4. Система социальной защиты. Программы государственной помощи
- 4.5. Проблемы и направления социальной политики в россии в ходе экономических реформ
- 5. Внешнеэкономическая политика
- 5.1. Регулирование внешней торговли
- Протекционизм и фритредерство
- Таможенные тарифы
- Нетарифные формы регулирования, экспорта и импорта.
- 5.2. Регулирование валютных отношений Валютная система. Валютные курсы
- 5.3. Торговый и платежный баланс страны
- Международная миграция рабочей силы
- Интеграционные процессы
- 5.5. Основные направления внешнеэкономической политики россии на современном этапе