Нетарифные формы регулирования, экспорта и импорта.
Если прежде протекционизм опирался в основном на тарифно-таможенную систему, то после второй мировой войны значительно увеличилось значение нетарифных барьеров, количество которых постоянно растет и насчитывает в настоящее время около 50 различных видов. Нетарифные ограничения - система административных и экономических (финансовых, кредитных и иных) мер, применяемых государствами в целях регулирования ввоза и вывоза. Виды нетарифных ограничений - количественные ограничения ввоза, лицензирование (разрешительный порядок), установление минимальных цен, импортные сборы, национальные налоговые системы, национальные стандарты, таможенные и административные импортные формальности и пр.
Наибольшее распространение в последние годы получил такой вид нетарифного ограничения, как импортные квоты - количественные (стоимостные или натуральные) способы ограничения ввоза определенных товаров в страну. Государство при этом выдает ограниченное количество лицензий на импорт и запрещает нелицензированный ввоз. Если размер импортной квоты меньше, чем спрос на внутреннее рынке, то она не только уменьшает объем импорта, но и приводит к превышению внутренних цен над мировыми, по которым обладатели лицензий закупают товары за границей. В этом смысле лицензирование импорта аналогично тарифным ограничениям.
Среди причин широкого использования импортных квот называют жесткую иностранную конкуренцию, а также потребности правительства в большей гибкости и власти при осуществлении экономической политики, особенно в тех условиях, когда оно не может самостоятельно повышать тарифы, которые регламентируются международными торговыми соглашениями.
Государственный протекционизм может касаться как импорта, так и эксперта, причем в отношении экспорта чаще используется политика субсидирования - государственное покрытие части издержек производства экспортируемой продукции. Прямое субсидирование подразумевает доплату со стороны государства экспортеру определенной денежной суммы для продажи товаров по более низким ценам за рубежом. Косвенное субсидирование - это, например, перевод вырученной валюты в национальную по более высокому курсу, снижение налоговых ставок при увеличении объема экспорта, возврат уплаченных пошлин (условно-беспошлинный вывоз), финансирование государством экспортных отраслей, предоставление низкопроцентных займов экспортерам или их иностранным клиентам, организация рекламы и др. Государство использует также такой инструмент, как экспортное кредитование и страхование экспортных кредитов • это возвратные формы финансирования экспорта в отличие от субсидирования, которое является невозвратной формой финансирования экспорта.
Лицензионная система • одна из форм государственного контроля над экспортом 'и импортом "товаров, подразумевающая выдачу специального документа на проведение внешнеторговой сделки, т.е. это разрешение на пропуск перечисленных в нем товаров через государственную границу. Внешнеторговая лицензия - документ на право ввоза или вывоза товара, выдаваемый импортеру или экспортеру государственным органом в стране, где существует лицензионная система. Виды внешнеторговых лицензий • это открытая генеральная лицензия, индивидуальная лицензия. Открытая генеральная лицензия • опубликованное в печати разрешение соответствующего государственного органа на ввоз и вывоз товара на определенный срок. Индивидуальная лицензия - лицензия, выдаваемая конкретному экспортеру (импортеру) на экспорт (импорт) определенного количества или стоимости каждого в отдельности товара.
Существует практика так называемых "добровольных ограничений экспорта". Это установление определенного контингента экспортируемых товаров, вводится по требованию импортера.
В области ограничения импорта большое значение имеют валютные ограничения. Если импортер не может свободно менять валюту, то он не может покупать товары в этой валюте.
Заметное место среди направлений государственного регулирования занимает демпинг - т.е. продажа товара в другой стране по ценам значительно ниже среднерыночного уровня в своей стране, иногда ниже себестоимости, в целях вытеснения конкурентов. Существует разбойничий демпинг, или временное .установление низких цен, которые могут быть восстановлены после вытеснения конкурента с данного рынка. Постоянный демпинг может продолжаться неограниченное время.
В свою очередь страны, против которых направлен демпинг, принимают ответные меры - антидемпинговые законы. Они, в частности, предусматривают установление дополнительной антидемпинговой пошлины, которой облагаются товары, экспортируемые по ценам ниже нормальных цен мирового рынка или внутренних цен импортирующей страны, а также устанавливают порядок определения факта применения демпинга и ущерба от него, порядок возмещения потерь.
Одной из форм нетарифных ограничений могут служить национальные системы стандартизации сертификации продукции. Они подразумевает, что любой импортируемый, в страну товар должен отвечать требованиям национальных стандартов, особенно в отношении безопасности для жизни и здоровья потребителя и охраны окружающей среды. Такие товары обязательно должны быть сертифицированы, т.е. их безопасность и экологичность должны быть подтверждены результатами испытаний в зарегистрированных независимых от производителей и потребителей сертификационных центрах и лабораториях. Без сертификата соответствия не разрешается ввоз в страну товаров, подлежащих обязательной сертификации. Перечень таких товаров устанавливается государственными органами. Такая политика побуждает производителей товаров совершенствовать технологический уровень своего производства, чтобы производимая ими продукция отвечала требованиям стандартов страны - импортера. Существует целый ряд международных стандартов, унифицирующих прежде всего требования к безопасности и экологичности продукции. И та продукция, параметры которой не удовлетворяют требованиям этих стандартов, не находит сбыта на мировом рынке. Таких международных нормативных документов много в области атомной энергетики, электротехники, электроники, авиации, предметов потребления, особенно продуктов питания и товаров для детей, а также в области охраны окружающей среды..
В Советском Союзе и социалистических странах таможенная политика была заменена на государственную монополию внешней торговли. Государственная монополия во внешнеэкономической деятельности - исключительное право государства на осуществление определенных видов внешнеэкономической деятельности. Это один из принципов организации внешнеэкономической деятельности социалистических стран, базирующийся на государственной собственности на средства производства и на плановом ведении народного хозяйства. Она означает, что государство осуществляет непосредственное руководство внешней торговлей страны через специальные уполномоченные им органы, планирует внешнюю торговлю, проводит валютное регулирование экспортных и импортных операций, устанавливает порядок совершения таких операций и контроль за соблюдением этого порядка всеми участниками внешнеэкономической деятельности. В результате многолетнего следования этому принципу так и не произошло органического включения экономик этих стран в мировую хозяйственную систему, а производимые ими товары в значительной мере потеряли свою конкурентоспособность. После отказа от социалистических принципов хозяйствования во внутренней жизни странам Восточной Европы пришлось отказаться и от монополии внешней торговли.
Национальные налоговые системы также можно рассматривать как нетарифные формы регулирования внешней торговли. Государства могут устанавливать дополнительные налоги при использовании импортного сырья (чтобы поощрить использование собственного), снижать налоги при расширении экспорта.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1. Государственное регулирование экономики: общие положения
- 1.1. Рынок и государство Сущность макроэкономического регулирования
- Теории регулирования
- 1.2. Система государственного регулирования экономики Цели и основные направления экономической политики
- Принципы экономической политики государства
- Структура органов государственного управления
- Государственный сектор экономики
- 1.3. Функции государства в смешанной экономике
- Макроэкономическая стабилизация
- Перераспределение доходов
- 1.4. Основные направления экономической политики в современной россии
- 2. Кредитно-денежная политика 2.1. Денежная система
- Денежная масса и ее структура
- 2.2. Кредитная система государства Сущность и формы кредита
- Структура современной кредитной системы
- Центральный Банк и его функции
- Коммерческие банки
- Специализированные кредитно-финансовые институты
- 2.3. Регулирование денежного спроса и предложения
- 2.4. Цели и инструменты кредитно-денежной политики
- Операции на открытом рынке
- Регулирование учетной ставки процента
- Регулирование нормы обязательных резервов
- 2.5. Рынок ценных бумаг и фондовая биржа Ценные бумаги и их виды
- Рынок ценных бумаг
- Фондовая биржа
- Влияние государства на функционирование рынка ценных бумаг
- 2.6. Макроэкономические последствия кредитно-денежной политики Эффективность кредитно-денежной политики
- Сильные стороны кредитно-денежной политики
- Недостатки и проблемы
- 2.7. Теоретические вопросы кредитно-денежной политики
- Кейнсианская теория денег
- Монетаристский подход
- 2.8. Особенности современной кредитно-денежной политики россии
- 3. Финансовая система и финансовая политика государства
- 3.1. Финансовая система
- Направления финансового регулирования со стороны государства, программы государственных затрат
- Расходы государственного бюджета
- Доходы государственного бюджета
- 3.3. Фискальная политика
- Налоги, сущность и функции
- Принципы и формы налогообложения
- Дискреционная политика государства .
- Политика встроенных стабилизаторов
- 3.4. Проблемы бюджетного дефицита и способы его покрытия. Бюджетная политика
- 3.5. Государственный долг
- 3.6. Основные направления финансового регулирования в современной россии
- 4. Социальная политика
- 4.1. Сущность и основные направления социальной политики. Качество жизни
- 4.2. Государственная политика доходов
- 4.З. Политика занятости
- 4.4. Система социальной защиты. Программы государственной помощи
- 4.5. Проблемы и направления социальной политики в россии в ходе экономических реформ
- 5. Внешнеэкономическая политика
- 5.1. Регулирование внешней торговли
- Протекционизм и фритредерство
- Таможенные тарифы
- Нетарифные формы регулирования, экспорта и импорта.
- 5.2. Регулирование валютных отношений Валютная система. Валютные курсы
- 5.3. Торговый и платежный баланс страны
- Международная миграция рабочей силы
- Интеграционные процессы
- 5.5. Основные направления внешнеэкономической политики россии на современном этапе