Регулирование нормы обязательных резервов
Резервная норма - установленный минимальный процент депозитных обязательств, которые банк должен держать в Центральном Банке. Она определяет соотношение между обязательствами коммерческого банка по бессрочным вкладам и суммой обязательных резервов, хранящихся в Центральном Банке. Так, если при резервной норме 1/10, или 10%, банк принимает вклады населения на сумму 200 тыс.усл.ед., то он обязан держать в резерве 20 тыс., при "/у или 20%, требуются резервы в 40 тыс. В США резервная норма, как правило, от 13 до 19%. В России - 15- 20 % в зависимости от срока депозита. Механизм действия этого инструмента заключается в следующем: если Центральный Банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к мультипликационному уменьшению денежного предложения;
при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение предложения денег.
Этот инструмент является, по мнению специалистов, наиболее мощным, поскольку затрагивает основы всей банковской системы, позволяет оперативно влиять на финансовую ситуацию: с одной стороны, он способствует улучшению банковской ликвидности, а с другой - ити нормы выступают в качестве прямого ограничителя инвестиций. Даже незначительное изменение нормы обязательных резервов способно вызвать значительные изменения в объеме банковских депозитов и кредита, поэтому применяется данный инструмент монетарной политики в', большинстве стран в исключительных случаях.
В 80-е годы Западные страны внесли серьезные изменения в кредитно-денежную политику Центрального Банка. Как известно, произошел пересмотр теоретических основ экономической политики государств, выразившийся в отходе от кейнсианских постулатов и возвращении к неоклассическим идеям (в частности, к концепции монетаризма). На практике это привело к переносу центра тяжести в экономической политике с традиционного ориентира - динамики процентной ставки - на изменение величины и темпов роста денежной массы. В ряде стран в 70-е годы было введено таргетирование денежной массы, что подразумевало установление верхнего и нижнего пределов роста денежной массы на предстоящий период. Подобная вилка размеров будущей денежной массы установлена в США, ФРГ, Англии, Канаде, Японии.
Селективные методы кредитно-денежной политики
Селективное регулирование - применяемые центральными банками методы изменения доступности некоторых конкретных видов кредита: контроль по отдельным видам кредита, регулирование риска и ликвидности банковских операций.
Контроль по отдельным видам кредитов часто практикуется в отношении кредитов под залог биржевых ценных бумаг, потребительских ссуд на покупку товаров в рассрочку, ипотечного кредита.
Ограничения на потребительский кредит - мера государственной кредитно-финансовой политики, направленная на ограничение инфляции путем установления для кредиторов нормы специальных вкладов в Центральном Банке в зависимости от объема выданных потребительских кредитов. Поскольку эти специальные вклады не приносили процента, они увеличивали издержки кредиторов и отбивали охоту к дальнейшему расширению потребительского кредита. Регулирование потребительского кредита обычно вводится в периоды напряжения на рынке ссудных капиталов, когда государство стремится перераспределить ссудные капиталы в пользу отдельных отраслей или ограничить общий объем потребительского спроса.
В качестве меры против излишней спекуляции на фондовой бирже в США используется возможность установления предельной маржи - минимального процента стоимости акций, который покупатель должен внести наличными в виде первого взноса. Так, предписываемая законом маржа в 50% означает, что лишь 50% покупной цены ценной бумаги могут быть оплачены заемными средствами, за оставшиеся 50% следует "выложить деньги на бочку". Эта норма может повышаться, когда считается желательным ограничить спекулятивную скупку акций, и понижаться - для оживления вялого рынка.
В многочисленных правительственных положениях, регулирующих операционную деятельность банков, основное внимание уделяется риску и ликвидности банковских операций. Государственный контроль за риском усилился в последние два десятилетия. Характерно, что риск банковской деятельности определяется не через оценку финансового положения должников, а через соотношение выданных кредитов и суммы собственных средств банков. Поэтому во многих странах при кредитовании клиентуры банки должны соблюдать ряд принципов. Как правило, размер кредитов, выданных одному клиенту или группе "породненных" клиентов, должен составлять определенный процент от суммы собственных средств банка: в США - 10%, во Франции - 75%. В развитых странах также определяется соотношение общего объема кредитных операций и собственных средств. Во Франции сумма всех кредитов, предоставленных банком, не должна превышать более чем в 20 раз его собственные средства.
Руководящие кредитно-денежные учреждения иногда используют менее осязаемый прием убеждения для воздействия на кредитную политику коммерческих банков - увещевание. Увещевание означает использование руководящими кредитно-денежными учреждениями "дружеского убеждения" -политического заявления, общественного решения, открытого призыва к тому, чтобы не допустить излишнего расширения или сокращения банковского кредита, которое может иметь серьезные последствия для банковской системы и экономики в целом.
Подробнее см.: [2, гл. 19; 1, тема 13; 3, гл. 15; 5, гл. 17; 18, гл. 17; 8, гл. 15 §5: 11, § 8.3: 20, гл. 17: 7, гл. 34: 4, гл. 29 §4]. .
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Государственное регулирование экономики: общие положения
- 1.1. Рынок и государство Сущность макроэкономического регулирования
- Теории регулирования
- 1.2. Система государственного регулирования экономики Цели и основные направления экономической политики
- Принципы экономической политики государства
- Структура органов государственного управления
- Государственный сектор экономики
- 1.3. Функции государства в смешанной экономике
- Макроэкономическая стабилизация
- Перераспределение доходов
- 1.4. Основные направления экономической политики в современной россии
- 2. Кредитно-денежная политика 2.1. Денежная система
- Денежная масса и ее структура
- 2.2. Кредитная система государства Сущность и формы кредита
- Структура современной кредитной системы
- Центральный Банк и его функции
- Коммерческие банки
- Специализированные кредитно-финансовые институты
- 2.3. Регулирование денежного спроса и предложения
- 2.4. Цели и инструменты кредитно-денежной политики
- Операции на открытом рынке
- Регулирование учетной ставки процента
- Регулирование нормы обязательных резервов
- 2.5. Рынок ценных бумаг и фондовая биржа Ценные бумаги и их виды
- Рынок ценных бумаг
- Фондовая биржа
- Влияние государства на функционирование рынка ценных бумаг
- 2.6. Макроэкономические последствия кредитно-денежной политики Эффективность кредитно-денежной политики
- Сильные стороны кредитно-денежной политики
- Недостатки и проблемы
- 2.7. Теоретические вопросы кредитно-денежной политики
- Кейнсианская теория денег
- Монетаристский подход
- 2.8. Особенности современной кредитно-денежной политики россии
- 3. Финансовая система и финансовая политика государства
- 3.1. Финансовая система
- Направления финансового регулирования со стороны государства, программы государственных затрат
- Расходы государственного бюджета
- Доходы государственного бюджета
- 3.3. Фискальная политика
- Налоги, сущность и функции
- Принципы и формы налогообложения
- Дискреционная политика государства .
- Политика встроенных стабилизаторов
- 3.4. Проблемы бюджетного дефицита и способы его покрытия. Бюджетная политика
- 3.5. Государственный долг
- 3.6. Основные направления финансового регулирования в современной россии
- 4. Социальная политика
- 4.1. Сущность и основные направления социальной политики. Качество жизни
- 4.2. Государственная политика доходов
- 4.З. Политика занятости
- 4.4. Система социальной защиты. Программы государственной помощи
- 4.5. Проблемы и направления социальной политики в россии в ходе экономических реформ
- 5. Внешнеэкономическая политика
- 5.1. Регулирование внешней торговли
- Протекционизм и фритредерство
- Таможенные тарифы
- Нетарифные формы регулирования, экспорта и импорта.
- 5.2. Регулирование валютных отношений Валютная система. Валютные курсы
- 5.3. Торговый и платежный баланс страны
- Международная миграция рабочей силы
- Интеграционные процессы
- 5.5. Основные направления внешнеэкономической политики россии на современном этапе