4.5. Проблемы и направления социальной политики в россии в ходе экономических реформ
В период реформ по состоянию социальных проблем население судит о самих реформах, поэтому роль государства здесь .возрастает.
В силу целого ряда причин на начальном этапе реформ в России социальные вопросы были отодвинуты на второй план, результатом чего явилось катастрофическое падение жизненного уровня населения, сопровождавшееся социальной дифференциацией общества, в том числе и по заработной плате. По данным специалистов дифференциация по доходам в России достигла такого уровня, что 10% "верхних слоев" обладают доходом, в 40 раз превышающим доход ,10% "нижних* групп населения. В связи с этим остро встает вопрос об установлении справедливой фискальной политики, налаживании деятельности налоговой инспекции, упорядочении работы бирж и коммерческих банков. Между тем законодательная и исполнительная власть по-настоящему не анализируют причины такого разрыва 'в уровне доходов населения и не предпринимают решительных мер к лицам и учреждениям, незаконно обогащающимся за счет народа.
Значительно увеличилось число лиц, находящихся за "чертой бедности" (почти треть населения в 1992 г.), а средний класс так и не был сформирован (в конце 1996 г. его размеры оценивались в пределах 4 - 12% населения). Обострилась ситуация на рынке труда, ухудшилась демографическая ситуация, началось абсолютное сокращение населения страны, снизилась продолжительность жизни. Сложился низкий уровень выплат по безработице, а также по старости и инвалидности. Их размеры зачастую не обеспечивают прожиточного минимума соответствующим социальным группам населения, являющегося важнейшим критерием минимального уровня текущего потребления материальных благ и услуг. Сам расчет этого прожиточного минимума и рациональной потребительской корзины по международно признанным методикам в России на общегосударственном уровне еще не ведется. Сегодня в связи с тяжелым финансовым положением и продолжающимся спадом в экономике государство не в состоянии обеспечить сравнимый с прожиточным минимумом минимальный размер оплаты труда (он составляет 10 - 20%).
Создание социально ориентированной экономики в России затруднено в силу следующих обстоятельств: сильного технического отставания ряда отраслей, что не позволяет быстро удовлетворить на высоком уровне потребности населения; нерациональной структуры хозяйства со слабым развитием отраслей, производящих ТНП; сохранения бюрократических традиций управления, действующих в ущерб социальным задачам: преобладания в общественном поведении иждивенческих настроений.
В то же время формирование рыночной экономики в России невозможно без действенной социальной политики. Социальная политика в переходный к рынку период должна строиться на трех основных принципах: приоритетность проблем социальной защищенности населения: повышение роли личного трудового дохода в удовлетворении социально-культурных и бытовых нужд населения и ликвидация на этой основе иждивенчества; организация нового механизма финансирования социальной сферы, т.е. переход от государственного патернализма к социальному партнерству.
Цели социальной политики в России в переходный период - это равномерное распределение бремени кризиса в обществе посредством разумной политики налогообложения, избирательной социальной поддержки, расширения возможностей различных слоев и групп населения для самореализации и адаптации в переходный период, осуществления активной политики на рынке труда, стимулирования предпринимательской активности, обеспечения социальной защищенности от безработицы и инфляции. Направления социальной политики в России - политика доходов, восстановление сбережений населения, политика на рынке труда, в том числе поддержка малого предпринимательства для обеспечения создания новых рабочих мест, миграционная политика, развитие отраслей социальной сферы (жилье, образование, здравоохранение, культура). Приоритетное направление социальной политики в России - решение проблемы стабилизации финансирования социальной сферы, в том числе за счет средств населения. Именно здесь наибольшие сложности, поскольку сбор налогов для пополнения бюджета представляет собой в настоящий период трудноразрешимую задачу. Но дело даже и не в нехватке средств, а в том, что социально-экономические механизмы и технологии сбора, аккумуляции и перераспределения средств далеки от оптимальных.
Защищенность трудоспособного населения от безработицы реализуется через подготовку и переподготовку кадров, организацию фонда помощи безработным с установлением величины пособия. В начале 90-х гг. в России впервые после 1930 г. возникли биржи труда, были организованы государственные бесплатные службы переквалификации и переподготовки кадров, создан фонд занятости, формируемый за счет отчислений предприятий и работающих.
Важное значение в социальной политике приобретает переход от социального иждивенчества к социальным гарантиям со стороны государства. Эти гарантии подразумевают: защиту права на труд, обеспечение пособий для уже и,еще нетрудоспособных, обеспечение личной безопасности граждан, обеспечение нормального уровня жизнедеятельности за счет доходов от трудовой деятельности и пособий, минимальное равнодоступное обеспечение жильем, услугами культуры и здравоохранения, возможностями отдыха и образования, необходимыми для формирования современной квалифицированной рабочей силы. .Ключевое средство в решении этой задачи - развитие отношений самозащиты граждан при помощи государства в различных общественных и экономических формах, среди которых профсоюзы, страховые общества, потребительские организации, местные и центральные органы власти, осуществляющие функции социальной защиты трудящихся.
Эти государственные гарантии подкрепляются системой социального страхования. В России она имеет свои собственные задачи, помимо общих для всех стран: формирование экономической основы обеспечения возмещения страховых рисков, структуризация страховых фондов, расширение гарантий обеспечения страховых выплат; развитие системы добровольного страхования.
Сегодня в стране созданы четыре внебюджетных фонда в сфере социального страхования: пенсионный, занятости, медицинского и социального страхования. Их деятельность, значительно меньше зависящая от состояния федерального и региональных бюджетов, способствовала смягчению рыночной трансформации экономики. Однако изменения в данной сфере отстают от изменений, которые происходят в общественно-экономической жизни страны.
Так, финансирование страхования от безработицы сейчас в России осуществляется за счет двухпроцентного отчисления работодателей от фонда оплаты труда. Специалистами предлагается другая схема: источниками финансовых ресурсов должны стать и государство и работодатель, и сам работник, поскольку риск безработицы может быть вызван и самим работником (неправильно выбранная профессия), и государством (структурная перестройка хозяйства и высвобождение определенных профессий). Кроме того, предлагается исключить из фонда занятости оплату расходов на создание новых рабочих мест и выплату пенсий пенсионерам, вышедшим на пенсию досрочно.
В области социальной политики на 1997-2000гг. задача правительства определена как реализация системы минимальных социальных стандартов в сфере потребления, образования, здравоохранения и культуры, проведение реформы социальной сферы с целью повышения ее эффективности, включая прекращение субсидирования через цены на товары и услуги и замещение его адресными пособиями нуждающимся в увязке с прожиточным минимумом. Цель правительственной программы экономического развития России в области социальной политики - рост реальных доходов и потребления населения, существенное продвижение в борьбе с бедностью.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1. Государственное регулирование экономики: общие положения
- 1.1. Рынок и государство Сущность макроэкономического регулирования
- Теории регулирования
- 1.2. Система государственного регулирования экономики Цели и основные направления экономической политики
- Принципы экономической политики государства
- Структура органов государственного управления
- Государственный сектор экономики
- 1.3. Функции государства в смешанной экономике
- Макроэкономическая стабилизация
- Перераспределение доходов
- 1.4. Основные направления экономической политики в современной россии
- 2. Кредитно-денежная политика 2.1. Денежная система
- Денежная масса и ее структура
- 2.2. Кредитная система государства Сущность и формы кредита
- Структура современной кредитной системы
- Центральный Банк и его функции
- Коммерческие банки
- Специализированные кредитно-финансовые институты
- 2.3. Регулирование денежного спроса и предложения
- 2.4. Цели и инструменты кредитно-денежной политики
- Операции на открытом рынке
- Регулирование учетной ставки процента
- Регулирование нормы обязательных резервов
- 2.5. Рынок ценных бумаг и фондовая биржа Ценные бумаги и их виды
- Рынок ценных бумаг
- Фондовая биржа
- Влияние государства на функционирование рынка ценных бумаг
- 2.6. Макроэкономические последствия кредитно-денежной политики Эффективность кредитно-денежной политики
- Сильные стороны кредитно-денежной политики
- Недостатки и проблемы
- 2.7. Теоретические вопросы кредитно-денежной политики
- Кейнсианская теория денег
- Монетаристский подход
- 2.8. Особенности современной кредитно-денежной политики россии
- 3. Финансовая система и финансовая политика государства
- 3.1. Финансовая система
- Направления финансового регулирования со стороны государства, программы государственных затрат
- Расходы государственного бюджета
- Доходы государственного бюджета
- 3.3. Фискальная политика
- Налоги, сущность и функции
- Принципы и формы налогообложения
- Дискреционная политика государства .
- Политика встроенных стабилизаторов
- 3.4. Проблемы бюджетного дефицита и способы его покрытия. Бюджетная политика
- 3.5. Государственный долг
- 3.6. Основные направления финансового регулирования в современной россии
- 4. Социальная политика
- 4.1. Сущность и основные направления социальной политики. Качество жизни
- 4.2. Государственная политика доходов
- 4.З. Политика занятости
- 4.4. Система социальной защиты. Программы государственной помощи
- 4.5. Проблемы и направления социальной политики в россии в ходе экономических реформ
- 5. Внешнеэкономическая политика
- 5.1. Регулирование внешней торговли
- Протекционизм и фритредерство
- Таможенные тарифы
- Нетарифные формы регулирования, экспорта и импорта.
- 5.2. Регулирование валютных отношений Валютная система. Валютные курсы
- 5.3. Торговый и платежный баланс страны
- Международная миграция рабочей силы
- Интеграционные процессы
- 5.5. Основные направления внешнеэкономической политики россии на современном этапе