logo
Лебедева

Перераспределение доходов

Рыночная система представляет собой обезличенный беспристрастный механизм, а возникающее на его основе распределение дохода может порождать большее неравенство, чем обществу желательно. Бедность среди общего изобилия продолжает оставаться острой экономической и политической проблемой.

Причины неравенства доходов - различия в способностях, уровне образования и профессиональной подготовке, предпочтение в выборе места работы, наличие собственности, степень господства на рынке.

Задачу уменьшения неравенства доходов, заботу о неимущих гражданах берет на себя государство. Для этого существует система поддержания уровня доходов - программы социального страхования и государственной помощи.

В качестве способов перераспределения доходов используются государственные налоги (в частности, прогрессивный налог на личные доходы) и трансфертные платежи. Трансфертные платежи - выплата правительством или фирмой домохозяйству или фирме денег (или передача товаров и услуг), взамен которых плательщик непосредственно не получает товары или услуги. Более подробно эти вопросы будут рассмотрены в разделе, посвященном социальной политике.

Правительство изменяет также распределение доходов путем рыночного вмешательства, т.е. путем модификации цен, устанавливаемых рыночными силами. Гарантирование цен фермерам и законодательство о минимальных ставках заработной платы - наглядные примеры того, как правительство фиксирует цены с целью повысить доходы определенных групп населения.

При осуществлении антитрестовской политики государство может придерживаться одного из двух подходов: 1) правила per se, согласно которому монополистическая практика является незаконной независимо от того, можно ли доказать ее антисоциальный характер; 2) правила целесообразности, когда действия фирм признаются незаконными только тогда, когда оцениваемое действие не только было совершено, но и противоречило общественным интересам. Западноевропейские страны придерживаются второго подхода; США длительное время использовали первый.

Есть два варианта применения антитрестовского законодательства: принимать во внимание поведение фирмы на рынке и принимать меры, если есть сговоры о ценах (бихейвористский подход) или способствовать формированию структуры рынка, благоприятной для развития конкуренции (структуралистский подход). Вместе с тем не следует идеализировать административное вмешательство. Практика показывает, что юридические препятствия не предотвращают рыночную концентрацию, она просто принимает другие формы.

Подробнее см.: [9, тема 7 §2, тема 15; 1, тема 11; 3, гл. 7 §7, гл. 14 §5, гл. 18 §6; 5, гл. 6, 10, 33, 34; 8, гл. 3 §4, гл. 12 §3, гл. 14, 15: 2, гл. 16 §2, гл. 17 §3, 4, гл. 18 §2; 7, гл. 8, 31, 32: 11, гл. 18; 4, гл. 29].