Теории регулирования
Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII и XVIII в. господствовавшая тогда экономическая доктрина - меркантилизм -основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития торговли и промышленности. С развитием рыночных отношений класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Поэтому неудивительно, что на смену меркантилизму в конце XVIII в. пришли идеи экономического либерализма, негативно оценивавшие государственное вмешательство в экономику.
Эти идеи обосновал А. Смит в своем "Исследовании о природе и причинах богатства народов". Согласно его трактовке, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит личный интерес - стремление к прибыли. Он считал, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование государством. Лучший вариант для государства - придерживаться "laissez faire - laisser passer" - т.е. принципа нейтральности государства. Оно должно воздерживаться от влияния на экономические субъекты, действующие в условиях конкуренции, и стараться свести к минимуму негативные результаты своей собственной деятельности.
Классическая модель либеральной рыночной экономики, предложенная А. Смитом и развитая его последователями, - безраздельное господство частной собственности и свободной, «совершенной» конкуренции; распределение богатства должно учитывать неравенство способностей людей и величину вклада каждого в производство, стимулировать увеличение производства и рост его эффективности (обеспечение максимума прибыли). Неравенство в распределении доходов в условиях свободной конкуренции является естественным, именно отсутствие его может подорвать рыночную систему. Это неравенство графически изображается с помощью кривой Лоренца - кривой, показывающей распределение доходов по группам населения. Кривая Лоренца характеризует степень реально достигнутого неравенства в распределении дохода среди семей: 40% семей получают 20% доходов, 60% семей - 40% доходов и т.д.
А. Смит не ответил на один важный вопрос - как обеспечивается равенство объемов спроса и предложения в масштабе страны. Эту проблему попытался разрешить французский экономист Ж.Б. Сэй, предложив свой "закон рынка" - предложение само создает спрос. Но этот макроэкономический принцип не нашел подтверждения в условиях денежного обращения, он верен только для бартерной торговли.
Неоклассики, используя этот закон, распространили его действие на всю макроэкономику. Они утверждали, что "закон рынка" обеспечивает равенство объемов предложения и спроса (значит, экономические кризисы невозможны), сбалансированность величин сбережений и инвестиций и полную занятость рабочей силы (исключается безработица), а уровень процента, устанавливающийся в зависимости от соотношения предложения денег и спроса на них, саморегулирует и уравнивает объемы сбережений и инвестиций, делая выгодным обращение сбереженных денег в инвестиции. Однако эта, красивая теоретическая концепция оказалась верной только на бумаге. Она не выдержала сурового испытания на практике, что подтвердил экономический кризис 1929 - 1933 гг.
Возникла необходимость в обновлении экономической теории и поиске нового макроэкономического регулятора. Что же было отвергнуто в экономической теории и что нового появилось взамен признанного ошибочным?
К середине 30-х годов стало очевидно, что стихийная рыночная экономика не способна обеспечить прочное равновесие совокупного предложения и совокупного спроса, избавить общество от кризисов и безработицы. К тому же в обществе, как оказалось, имеет место не "чистая" и "совершенная" конкуренция, а монополистическая, т.е. "несовершенная".
Оказалось, что норма процента не может автоматически поддерживать общую сбалансированность потока сбережений и потока инвестиций, потому что обладатели сбережений и инвесторы имеют разные планы и мотивы действий. Так, в домашних хозяйствах свободные денежные средства не идут на инвестиции, а расходуются на разнообразные нужды семьи (накопления для крупных покупок, образование детей, страхование жизни и имущества, запасы на непредвиденные случаи и т.д.). Кроме того, величина инвестиций зависит не только от нормы процента, но и от нормы прибыли и фазы делового цикла (спада или подъема).
Несостоятельным оказался также тезис о том, что система рыночных отношений способна как бы автоматически обеспечивать обратное воздействие на производство товаров и тем самым выравнивать объемы макроспроса и макропредложения. С отменой золотого стандарта и в условиях господства монополий эта связь перестала действовать.
В 30-е годы XX в. на Западе назрел и был осуществлен подлинно революционный переход к совершенно новой модели регулирования национальной экономики, призванной спасти господствующую социально-экономическую систему от гибельных потрясений. Этот переворот связан с именем Джона Кейнса, который обосновал теорию о ведущей роли государства в регулировании национального хозяйства. При этом речь идет о государстве не как о политическом институте (органе власти), а о государстве как экономическом институте - хозяйствующем субъекте.
При использовании государственного регулятора управленческие решения принимаются на макроуровне и учитывают общенациональные цели и интересы в отличие от рыночного регулятора, когда хозяйственные решения принимаются на уровне микроэкономики в интересах фирм и домашних хозяйств. Управление строится по вертикали сверху вниз от государства к фирмам и домашним хозяйствам с использованием внеэкономического принуждения (налоги, таможенные сборы и пр.), а рыночный регулятор оказывает воздействие лишь на горизонтальные, партнерские отношения между фирмами на договорных началах и материальных интересах.
Иными словами, кейнсианская трактовка макроэкономики состоит в том, что экономика сама по себе не обеспечивает полное использование своих ресурсов; признается ведущая роль государства как экономического института в регулировании национального хозяйства, на государство возлагаются экономические функции, в частности фискальная и кредитно-денежная политика.
Сущность кейнсианской революции состоит также в принципе "эффективного спроса", признанного основополагающим фактором регулирования экономики. Эффективный спрос - платежеспособный спрос, ведущий к росту доходов и населения, и фирм. Государство призвано способствовать стимулированию совокупного спроса, влияя на повышение уровня занятости, расширение государственных закупок, снижение цены кредита, осуществляя расходы на социальные цели. Главный инструмент развития спроса - поощрение инвестиционной активности.
Кейнсианство впервые раскрыло структуру макроэкономического спроса, в том числе расходов, производимых государством. Макроспрос (планируемые расходы - Σ) - это сумма потребления (С), инвестиций (i) и государственных закупок (G):
Σ = С + i + G.
При этом величина потребления (С) определяется как совокупный доход (У) за вычетом налогов (Т):
С = Y-Т.
Отсюда вытекает, что в государственный бюджет поступает следующая сумма переменных величин: Т + G.
К числу новых принципов кейнсианской революции можно отнести разработку таких моделей макроэкономики, которые позволяют государству целенаправленно регулировать ее. Центральными из них являются три функциональные зависимости:
1) зависимость ставки процента (г) от величины дохода (У) - чем выше доход населения, тем больше спрос на деньги у банков и тем выше ставка процента: r = F(Y).
2) зависимость объема инвестиций (!) от ставки процента (r) - чем больше ставка процента, тем меньше объем инвестиций: / = F(r).
3) зависимость величины дохода (Y) от объема инвестиций (i) - когда происходит прирост общей суммы инвестиций, то доход увеличивается на сумму, которая в k раз превосходит прирост инвестиций ( эффект мультипликатора): Y=F(i).
Мультипликатор - коэффициент, выражающий количественную связь между объемом национального дохода и совокупного спроса, с одной стороны, и общей суммой инвестиций - с другой. Равен величине, обратной предельной склонности к сбережению.
Предельная склонность к сбережению - доля сбережений в любом изменении дохода домохозяйства (после уплаты налогов). Она равна изменению объема сбережений, деленному на изменение дохода после уплаты налогов.
Этот мультипликационный эффект объясняется своеобразной цепной реакцией. Первичные капитальные вложения в одну отрасль вызывают потребность в росте производства (соответственно и доходов) во многих смежных отраслях, поставляющих строительные материалы, сырье, энергию, машины и пр. Расширение инвестиций ведет к росту занятости, а потому и дохода общества, а тем самым - к повышению потребительского спроса.
Эти новые теоретические принципы были положены в основу социально-экономической политики правительств ведущих западных стран после второй мировой войны и принесли неплохие результаты, особенно в социальной области. Правительства впервые объявили своей важнейшей целью "борьбу против бедности" и достижение "всеобщего благосостояния". В итоге в западных странах сложился новый вариант рыночной экономики - социально ориентированный.
Основные черты модели социально ориентированной экономики следующие: плюрализм форм собственности и необходимость государственного сектора экономики: создание государством условий для достаточного удовлетворения комплекса наиболее значимых потребностей всего населения путем перераспределения личных доходов с помощью налогов; социальная опора гражданского общества - это так называемый средний класс (по уровню получаемых доходов), составляющий 70-80 % всего населения и обеспечивающий социальную стабильность общества. Для оценки достигнутых результатов социально ориентированной экономики в ООН был разработан обобщающий показатель - индекс человеческого развития. Этот показатель определяется как средняя из трех величин: валового внутреннего продукта на душу населения, ожидаемой продолжительности жизни и уровня образования людей 25 лет и старше. Рассчитывается по каждой стране в отношении к уровню соответствующих трех показателей, достигнутых как наивысшие в мире. В 1990 г. по этому показателю первое место заняла Канада (0,982), второе - Япония (0,981), шестое - США (0,976), восьмое - Франция (0,969), десятое - Великобритания (0,962), 33 место - СССР (0.875).
Итак, государству удается добиться того, что было недоступно рынку -максимальной социальной ориентации хозяйственного развития. Но оно добивается этого доступными ему средствами - увеличением налогов и перераспределением доходов субъектов рынка, что отрицательно сказывается на материальном стимулировании товаропроизводителей и подрывает экономические источники социального прогресса.
В середине 70-х годов проявились уязвимые места кейнсианской теории. Допускаемый кейнсианством дефицит государственного бюджета, обеспечивающий увеличение совокупного спроса, разрешалось покрывать за счет денежной эмиссии, что вызывало усиление инфляции, а для увеличения государственных доходов - вводить большие налоги, подрывавшие материальную заинтересованность работников и предпринимателей. В итоге сложилась парадоксальная ситуация - сочетание кризисного застоя с инфляцией, - получившая название стагфляции.
Рецепты преодоления стагфляции, имевшие антикейнсианскую направленность, т.е. предлагавшие вновь ограничить вмешательство государства в экономику и уповать на устойчивость рыночного хозяйства, были разработаны неоконсерваторами, образовавшими три школы: монетаризма, теории экономики предложения и теории рациональных ожиданий. Монетаризм - экономическая теория, основанная на тезисе об определяющей роли денежной массы, находящейся в обращении, в осуществлении политики стабилизации экономики, ее функционирования и развития. Теория экономики предложения - экономическая теория, подчеркивающая необходимость увеличения совокупного предложения в качестве средства снижения уровня безработицы и стимулирования экономического роста. Теория рациональных ожиданий - гипотеза, согласно которой фирмы и домохозяйства ожидают, что кредитно-денежная и бюджетная политика окажет какое-то определенное влияние на экономику и, руководствуясь собственной выгодой, принимают меры, делающие эту политику неэффективной.
Все три школы неоконсерваторов разработали модель макроэкономического регулирования. В ее основе было возрождение рыночного саморегулирования и стимулирование частного предпринимательства. Эта модель - прямая противоположность кейнсианству.
Так, согласно взглядам монетаристов, деньги являются главной сферой, определяющей движение и развитие производства. Спрос на деньги имеет постоянную тенденцию к росту, поэтому для обеспечения соответствия между денежным спросом и денежным предложением необходимо постепенно увеличивать количество денег в обращении. Следовательно, государственное регулирование должно ограничиваться контролем над денежным обращением, бюджетное и налоговое регулирование исключается.
Основополагающий принцип теории экономики предложения - эффективное предложение (а не спрос, как у Дж.Кейнса). Согласно этой модели правительствам рекомендовалось жестко ограничить предложение денег и выдачу кредитов, сократить денежную эмиссию, урезать социальные программы, снизить налоги на заработную плату и прибыль для стимулирования инвестиций, свернуть планирование и ограничить государственное регулирование экономики, провести частичную приватизацию госсобственности, снизить бюджетный дефицит. Стимулирование предложения происходит в результате использования мер, направленных на снижение издержек производства, что приводит к понижению инфляционных ожиданий людей и преодолению инфляции не за счет безработицы, а благодаря поведению субъектов рынка.
В середине 70-х годов эти рекомендации неоконсерваторов были взяты на вооружение правительствами США, Великобритании, ФРГ и ряда других государств. Уменьшение вмешательства государства в экономику через сокращение госсектора, планирования, социальных программ привело к уменьшению дефицита государственного бюджета, сокращению денег в обращении и снижению инфляции, некоторому ускорению темпов экономического роста.
Но на рубеже 70-ВО-х гг. разразился новый мировой экономический кризис. И опять жизнь поставила вопрос: какой хозяйственный механизм лучше государственный (кейнсианский) или рыночный (неоконсервативный). Этот разрыв и противопоставление были преодолены школой "великого неоклассического синтеза" П.Самуэльсона. Им была разработана теория смешанной экономики - теория, соединяющая устойчивость государственного управления, необходимую для удовлетворения общественных потребностей, и гибкость рыночного саморегулирования для удовлетворения многообразных и быстро меняющихся личных запросов. В зависимости от состояния экономики предлагалось использовать либо кейнсианские рекомендации государственного регулирования, либо рецепты экономистов, стоявших на позициях ограничения государственного вмешательства в экономику.
Такое смешанное управление позволяет оптимально сочетать высшие макроэкономические цели: эффективность хозяйствования, социальную справедливость и стабильность экономического роста. Кроме того, новый регулятор, объединивший в себе регулирующие силы рынка и государства, способен сбалансировать совокупный спрос и совокупное предложение. Таким способом преодолевается асимметричность концепции эффективного спроса кейнсианства и концепции эффективного предложения неоконсерваторов. Лучшим регулятором авторы этой теории считают денежно-кредитные методы. Они не преувеличивают регулирующие возможности рынка и считают, что по мере усложнения экономических взаимосвязей и отношений необходимо совершенствовать и активно использовать различные методы государственного регулирования.
Необходимость в государственном регулировании экономики и типы такого регулирования
Таким образом, в условиях смешанной экономики макроэкономический регулятор должен соединять положительные черты и рыночного, и государственного регуляторов и в то же время сглаживать их отрицательное воздействие.
Каковы причины, обусловившие усиление действия именно государственного регулятора? Во-первых, государство обеспечивает определенность и целостность территориального пространства хозяйствования, а также международные связи, защищает положение своих субъектов на мировом рынке. Во-вторых, государство определяет долговременные интересы населения в целом, и бизнес обязан уважать эти цели и интересы. В-третьих, государство поддерживает баланс экономических интересов в стране, что делает общество устойчивой, равновесной и развивающейся системой. В-четвертых, расширение общественного воспроизводства, означающее поступательное развитие производительных сил общества, требует определенного институционального целеполагания и государственной корректировки диспропорций, возникающих между фазами воспроизводства. В-пятых, создание и поддержание развитой инфраструктуры (в широком смысле слова) по силам только государству. В-шестых, только в рамках конкретного государства возможно совершенствование институциональной среды (юридической базы, институтов права, систем информации, аппарата контроля и управления).
Ряд сфер находится вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это касается прежде всего так называемых общественных товаров, т.е. товаров и услуг, которые потребляются коллективно и где предельные издержки производства не зависят от количества потребителей (национальная оборона, образование, связь, транспортная система и т.п.). Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданами этой продукции.
К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочные, эффекты (экстерналии). Внешние эффекты (экстерналии) - издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Отрицательные экстерналии - издержки одного экономического агента, вызванные деятельностью другого. Положительные экстерналии - выгоды одного экономического агента, вызванные деятельностью другого. Когда производство какой-либо продукции приводит к загрязнению окружающей среды, то, как правило, требуются дополнительные затраты (очистка воды для населения, расходы на поддержание здоровья и т.п.). При этом на цене продукта, производство которого повлекло за собой подобные побочные эффекты, это может и не сказаться. Механизм рынка зачастую не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для человечества. Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать, опираясь на прямой контроль государства, которое должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив и решать их. Государство субсидирует здравоохранение, образование, различные благотворительные программы, поскольку от реализации мероприятий в этих сферах выигрывают не только непосредственные получатели блага, но и общество в целом.
Рыночный механизм не обеспечивает эффективного использования ресурсов, свидетельством этого являются периодические экономические кризисы. Иначе говоря, ответы на вопросы: что? как? и для кого производить? не всегда отвечают действительным потребностям общества. Критерием эффективной организации экономики выступает уровень наименьших трансакционных издержек, необходимых для создания и поддержания "на ходу" организационных форм и структур в экономике. Трансакционные издержки -предельные затраты, необходимые для проведения фирмой всех работ и услуг по налаживанию связей при заключении контрактов, производству и реализации товаров и организации работы самой фирмы: издержки в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности. Проблему их тоже сложно решить, используя лишь рыночный механизм. Например, оплата каждым пользователем в отдельности услуг скоростной автомобильной трассы при въезде или выезде создавала бы пробки на дорогах, затрудняла бы проезд и в конечном счете уничтожила бы все те плюсы, ради которых такая скоростная трасса строилась. Финансирование товаров с высокими трансакционными издержками выгоднее взять на себя государству. Это же относится и к производственному страхованию (на случай безработицы, по старости). В отличие от частных страховых компаний государству не надо тратиться на рекламу, содержание административного аппарата и страховых агентов, что существенно сокращает трансакционные издержки и уменьшает совокупные затраты общества на их производство.
Фиаско рынка проявляется и в присущей рыночной системе тенденции к монополизации, которая подрывает свободную конкуренцию как условие наиболее полного выявления регулирующих функций рынка. Рыночный выбор "слеп" к проблемам справедливости и равенства. Ничем не ограниченное рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к резкой дифференциации доходов, социальной незащищенности, что чревато серьезными социальными конфликтами. Корректировать распределение, которое обеспечивает рынок, должно государство. Вмешательства государства требует и другая рыночная проблема - безработица.
Но первое, что должно обеспечить государство, - это защита прав производителей и потребителей, действующих на рынке. Для нормального функционирования экономической деятельности субъекты должны быть защищены законодательно. В первую очередь - это законодательное обеспечение прав собственности, противодействие власти монополий, защита прав потребителей, а также охрана интеллектуальной собственности, деятельность банковской сферы и других областей экономики, уголовное законодательство. "Таким, образом, возможности государственного регулирования определяются существованием сфер, находящихся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. А необходимость государственного регулирования связана с правовым обеспечением функционирования экономики, производством общественных товаров, минимизацией экстерналий, минимизацией трансакционных издержек.
Государственное регулирование экономики в рыночном хозяйстве - система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
Государственное регулирование экономики (ГРЭ) является составной частью процесса воспроизводства. Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.
Типы государственного регулирования - централизованно управляемая плановая экономика, крайний экономический либерализм (ничем не ограниченное частное предпринимательство), кейнсианская модель государственного регулирования, смешанное управление (великий неоклассический синтез), промежуточные формы (японская, шведская модели).
Централизованно управляемая плановая экономика, или командная экономика, - способ организации экономической системы, при которой материальные ресурсы составляют государственную собственность, а направление и координация экономической деятельности осуществляются посредством централизованного планирования. Командно-административное управление - прямое управление предприятиями из единого экономического центра (директивное планирование), полный контроль государства за производством и распределением (всеобъемлющая отчетность), управление ведется только с помощью административно-приказных методов: приказа, устава, плана, отчетности, разверстки, распределения по карточкам и талонам, запретов, санкций, лимитирования объемов ресурсов.
Такая система сводит на нет самостоятельность и демократическое самоуправление предприятий, исключает свободные рыночные связи между отдельными хозяйствами и обратные связи между предприятиями и управляющим центром, подрывает свободную предприимчивость работников и их материальную заинтересованность в результатах труда. В принципе эта форма управления может успешно функционировать в чрезвычайных, экстремальных исторических и экономических условиях (война, голод, разруха), когда надо сосредоточить материальные и людские ресурсы на решающих участках хозяйства, быстро выполнить сравнительно простые производственные задачи. Однако в длительной перспективе чрезмерная централизация управленческих решений приводит к невозможности принятия рациональных решений и бюрократизации государственного аппарата, тормозит развитие, а централизованное планирование не в состоянии охватить все народнохозяйственные пропорции, что влечет за собой перекосы, дефициты, негибкость и малоподвижность системы, плохо приспосабливающейся к изменениям, а в итоге - глубокий застой и кризис.
Поскольку основные положения экономического либерализма и кейнсианской модели регулирования экономики изложены выше, рассмотрим более подробно смешанную^ид1ему управления, как преобладающую ныне во всех странах.
Границы распространения смешанной системы управления определяются двумя крайними хозяйственными механизмами: а) стихийно саморегулирующимся рынком и б) строго централизованным планово-государственным управлением. Но во второй половине 80-х годов таких предельных случаев уже не было. Поэтому во всех странах можно было обнаружить смешанную - по типу макрорегулирования - экономику.
В разных странах имеются свои варианты макрорегулирования хозяйственного механизма. Они различаются по сферам действия рынка и государства, по функциям регуляторов, по формам и методам государственного управления хозяйством.
Один из вариантов - вариант с минимальным участием государства в регулировании экономики. Здесь преобладает сфера рынка по сравнению с государственным сектором. Таково положение, например, в США, где в 80-х годах примерно 4/5 валового национального продукта обеспечивалось рыночной системой, а остальная часть производилась под контролем государства. В данном варианте смешанной экономики государство выполняет минимально необходимые функции: обеспечение рынка деньгами, регулирование внешних эффектов (государство измеряет "внешние эффекты" и проводит перераспределение доходов граждан с помощью специального налога, проводит экологическую экспертизу новых проектов, административно запрещает производственную деятельность, наносящую вред здоровью людей, обязывает предпринимателей затрачивать капитал на восстановление разрушенной природной среды), управление нерыночным сектором хозяйства, который предоставляет населению товары и услуги коллективного пользования.
Минимальное участие государства в экономическом макрорегулировании предполагает выполнение и ряда других задач: обеспечение правовой базы эффективного функционирования рыночной системы, защиту конкуренции, перераспределение доходов и богатства, влияние на распределение ресурсов в целях улучшения структуры национального продукта, контроль за уровнем занятости и инфляции, стимулирование экономического роста. Решение этих задач обеспечивается в основном экономическими методами.
Другой вариант смешанного управления - максимально допустимое государственное регулирование. При нем на государственный сектор приходится до 40 % ВНП. Такое положение можно наблюдать в Швеции, Австрии, Германии, Японии и др.
Максимально допустимые функции государства в этом случае подразумевают: создание условий для эффективного хозяйствования, стабилизацию экономического развития, регулирование социальных отношений.
Так, для обеспечения эффективности рыночного механизма государство разрабатывает и осуществляет хозяйственное законодательство (правовая основа предпринимательства, деятельности бирж, банковской системы, налогообложения и др.); обеспечивает сохранность рыночного механизма (регулярная демонополизация экономики, антиинфляционная политика, меры по сокращению государственных расходов и уменьшению бюджетного дефицита): укрепляет положение дел на отдельных видах рынков (повышение конкурентоспособности национального капитала через содействие научно-техническому прогрессу, стимулирование экспорта). Стабилизирование экономического развития подразумевает сглаживание взлетов и падений деловой активности, сдерживание инфляции и безработицы, поддержание устойчивого экономического роста. В период спада государство увеличивает выплаты пособий по безработице, расширяет возможности получения кредита, уменьшает норму процента. В период подъема эти меры носят противоположную направленность. Регулирование социальных отношений подразумевает в первую очередь регулирование отношений между работодателями и трудящимися. Государство определяет минимальный размер оплаты труда, следит за заключением коллективных договоров, страхованием рабочих, регулирует условия труда на предприятиях. Оно перераспределяет доходы через налоговую систему, финансирует программы экологической безопасности для населения.
Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. В руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов в 90-х годах составила 70% от ВВП. В этой модели на государство возложены функции обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР), а производством занимаются частные предприятия.
Модель социального рыночного хозяйства ФРГ формировалась на основе ликвидации концернов времен фашизма и предоставления всем формам хозяйства возможности устойчивого развития. Государство активно влияет на цены, пошлины, технические нормы, поддерживает средние и мелкие предприятия, т.е. конкурентную среду для обеспечения высокоэффективной хозяйственной деятельности.
Для японской модели государственного регулирования характерно стимулирование высокой конкурентоспособности национальной продукции на мировом рынке путем активного поддержания динамичного развития перспективных отраслей, отставание, уровня жизни населения от роста производительности труда, нейтральная позиция государства в отношении имущественного расслоения граждан.
В южнокорейской модели, имеющей много общего с японской, государство, кроме прочего, оказывает активную поддержку мелкому и среднему предпринимательству, являющемуся базой среднего класса. Также для нее характерно четкое и сбалансированное разделение функций между центром и провинциями.
При всей многовариантности смешанного типа хозяйственного механизма вполне очевидно, что повышение эффективности макроэкономики предполагает оптимальное сочетание рыночных и государственных регуляторов народнохозяйственной пропорциональности.
Подробнее см..: [9, тема 16; 1, тема 11; 3, гл. 2, 4, 20, 23; 7, гл. 8; 18, гл. 2, 3, 9; 5, гл. 2, 11, 38; 2, гл.3; 4, гл. 10,11. 28; 8, гл. 14, 15, 16; 11, гл. 3, 4: 20, гл. 5, 10, 14, 16].
- 1. Государственное регулирование экономики: общие положения
- 1.1. Рынок и государство Сущность макроэкономического регулирования
- Теории регулирования
- 1.2. Система государственного регулирования экономики Цели и основные направления экономической политики
- Принципы экономической политики государства
- Структура органов государственного управления
- Государственный сектор экономики
- 1.3. Функции государства в смешанной экономике
- Макроэкономическая стабилизация
- Перераспределение доходов
- 1.4. Основные направления экономической политики в современной россии
- 2. Кредитно-денежная политика 2.1. Денежная система
- Денежная масса и ее структура
- 2.2. Кредитная система государства Сущность и формы кредита
- Структура современной кредитной системы
- Центральный Банк и его функции
- Коммерческие банки
- Специализированные кредитно-финансовые институты
- 2.3. Регулирование денежного спроса и предложения
- 2.4. Цели и инструменты кредитно-денежной политики
- Операции на открытом рынке
- Регулирование учетной ставки процента
- Регулирование нормы обязательных резервов
- 2.5. Рынок ценных бумаг и фондовая биржа Ценные бумаги и их виды
- Рынок ценных бумаг
- Фондовая биржа
- Влияние государства на функционирование рынка ценных бумаг
- 2.6. Макроэкономические последствия кредитно-денежной политики Эффективность кредитно-денежной политики
- Сильные стороны кредитно-денежной политики
- Недостатки и проблемы
- 2.7. Теоретические вопросы кредитно-денежной политики
- Кейнсианская теория денег
- Монетаристский подход
- 2.8. Особенности современной кредитно-денежной политики россии
- 3. Финансовая система и финансовая политика государства
- 3.1. Финансовая система
- Направления финансового регулирования со стороны государства, программы государственных затрат
- Расходы государственного бюджета
- Доходы государственного бюджета
- 3.3. Фискальная политика
- Налоги, сущность и функции
- Принципы и формы налогообложения
- Дискреционная политика государства .
- Политика встроенных стабилизаторов
- 3.4. Проблемы бюджетного дефицита и способы его покрытия. Бюджетная политика
- 3.5. Государственный долг
- 3.6. Основные направления финансового регулирования в современной россии
- 4. Социальная политика
- 4.1. Сущность и основные направления социальной политики. Качество жизни
- 4.2. Государственная политика доходов
- 4.З. Политика занятости
- 4.4. Система социальной защиты. Программы государственной помощи
- 4.5. Проблемы и направления социальной политики в россии в ходе экономических реформ
- 5. Внешнеэкономическая политика
- 5.1. Регулирование внешней торговли
- Протекционизм и фритредерство
- Таможенные тарифы
- Нетарифные формы регулирования, экспорта и импорта.
- 5.2. Регулирование валютных отношений Валютная система. Валютные курсы
- 5.3. Торговый и платежный баланс страны
- Международная миграция рабочей силы
- Интеграционные процессы
- 5.5. Основные направления внешнеэкономической политики россии на современном этапе