Недостатки и проблемы
Необходимо признать, что кредитно-денежная политика страдает определенной ограниченностью и в реальной действительности сталкивается с рядом сложностей. Политика дорогих денег, если ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. Политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, т.е. возможность предоставлять ссуды. Однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуды (т.е. будет в них потребность) и предложение денег увеличится. Избыточные денежные ресурсы, появляющиеся за счет выкупа банками облигаций у населения, не обязательно пойдут на инвестиции. Они могут использоваться для погашения имеющихся ссуд. Однако такая циклическая асимметрия является серьезной помехой кредитно-денежной политике лишь во время глубокой депрессии. В более нормальные периоды повышение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и тем самым к увеличению денежного предложения.
Уязвимость кредитно-денежной политики состоит также в том, что кредитно-денежные учреждения не могут одновременно стабилизировать процентную ставку и предложение денег (дилемма целей). Для стабилизации процентной ставки (снижения ее до первоначального уровня) необходимо увеличить предложение денег. Но это может превратить здоровый подъем экономики в инфляционный бум. А для предотвращения падения процентной ставки необходимо сократить денежное предложение, что приведет к уменьшению совокупных расходов и усилению спада. Если же целью кредитно-денежной политики станет стабилизация денежного предложения, то процентная ставка будет постоянно колебаться, а частое изменение процентной ставки не стимулирует инвестиции и способствует нестабильности экономики.
Скорость обращения денег - число раз в году, которое национальная денежная единица, находящаяся в обращении, расходуется на приобретение товаров и услуг - также оказывает противоречивое воздействие на кредитно-денежную политику. Изменение денежного предложения, вызванное кредитно-денежной политикой, может быть частично компенсировано изменением скорости обращения денег. Так, политика дешевых денег вызывает увеличение предложения их по отношению к спросу на них, из-за понижения процентной ставки на руках у населения остается больше денежных средств. Это значит, что деньги будут переходить из рук в руки менее быстро, т.е. скорость обращения денег понижается. Следовательно, общий объем расходов или денежного предложения (получающийся от умножения количества денежных знаков на число оборотов денежной единицы) будет меньше, чем при прежней скорости обращения денег.
Некоторые экономисты сомневаются, что кредитно-денежная политика столь сильно воздействует на инвестиции. Сочетание относительно пологой кривой спроса на деньги с относительно крутой кривой спроса на инвестиции означает, что данное изменение денежного предложения не вызовет очень большого изменения инвестиций и, следовательно, очень большого изменения в равновесном ЧНП. Кроме того, действие Кредитно-Денежной политики может осложниться и даже временно затормозиться в результате неблагоприятных изменений расположения кривой спроса на инвестиции. Например, политика дорогих денег, направленная на повышение процентных ставок, может оказывать слабое воздействие на инвестиционные расходы, если одновременно кривая спроса на инвестиции вследствие делового оптимизма, технологического прогресса или ожидания в будущем более высоких цен на капитал, смещается вправо. В таких условиях для эффективного сокращения совокупных расходов кредитно-денежная политика должна поднять процентные ставки чрезвычайно высоко. И, наоборот, серьезный спад может подорвать доверие к предпринимательству, резко сместить кривую спроса на инвестиции влево и тем самым свести на нет политику дешевых денег. Следовательно, кредитно-денежная политика государства имеет определенную ограниченность.
- 1. Государственное регулирование экономики: общие положения
- 1.1. Рынок и государство Сущность макроэкономического регулирования
- Теории регулирования
- 1.2. Система государственного регулирования экономики Цели и основные направления экономической политики
- Принципы экономической политики государства
- Структура органов государственного управления
- Государственный сектор экономики
- 1.3. Функции государства в смешанной экономике
- Макроэкономическая стабилизация
- Перераспределение доходов
- 1.4. Основные направления экономической политики в современной россии
- 2. Кредитно-денежная политика 2.1. Денежная система
- Денежная масса и ее структура
- 2.2. Кредитная система государства Сущность и формы кредита
- Структура современной кредитной системы
- Центральный Банк и его функции
- Коммерческие банки
- Специализированные кредитно-финансовые институты
- 2.3. Регулирование денежного спроса и предложения
- 2.4. Цели и инструменты кредитно-денежной политики
- Операции на открытом рынке
- Регулирование учетной ставки процента
- Регулирование нормы обязательных резервов
- 2.5. Рынок ценных бумаг и фондовая биржа Ценные бумаги и их виды
- Рынок ценных бумаг
- Фондовая биржа
- Влияние государства на функционирование рынка ценных бумаг
- 2.6. Макроэкономические последствия кредитно-денежной политики Эффективность кредитно-денежной политики
- Сильные стороны кредитно-денежной политики
- Недостатки и проблемы
- 2.7. Теоретические вопросы кредитно-денежной политики
- Кейнсианская теория денег
- Монетаристский подход
- 2.8. Особенности современной кредитно-денежной политики россии
- 3. Финансовая система и финансовая политика государства
- 3.1. Финансовая система
- Направления финансового регулирования со стороны государства, программы государственных затрат
- Расходы государственного бюджета
- Доходы государственного бюджета
- 3.3. Фискальная политика
- Налоги, сущность и функции
- Принципы и формы налогообложения
- Дискреционная политика государства .
- Политика встроенных стабилизаторов
- 3.4. Проблемы бюджетного дефицита и способы его покрытия. Бюджетная политика
- 3.5. Государственный долг
- 3.6. Основные направления финансового регулирования в современной россии
- 4. Социальная политика
- 4.1. Сущность и основные направления социальной политики. Качество жизни
- 4.2. Государственная политика доходов
- 4.З. Политика занятости
- 4.4. Система социальной защиты. Программы государственной помощи
- 4.5. Проблемы и направления социальной политики в россии в ходе экономических реформ
- 5. Внешнеэкономическая политика
- 5.1. Регулирование внешней торговли
- Протекционизм и фритредерство
- Таможенные тарифы
- Нетарифные формы регулирования, экспорта и импорта.
- 5.2. Регулирование валютных отношений Валютная система. Валютные курсы
- 5.3. Торговый и платежный баланс страны
- Международная миграция рабочей силы
- Интеграционные процессы
- 5.5. Основные направления внешнеэкономической политики россии на современном этапе