1.1. Рынок и государство Сущность макроэкономического регулирования
Для нормального функционирования любой экономической системы важна роль государства. Оно на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны и т.п. выполняло определенные функции в сфере экономики, Достаточно указать на организацию денежного обращения, сбор налогов и т.д. В современных условиях любая развитая рыночная экономика является, по сути, экономикой смешанной, т.е. состоящей из частного и государственного секторов, взаимно дополняющих друг друга.
Объектом управления являются "три кита", на которых держится вся рыночная макроэкономика: совокупный спрос, совокупное предложение и совокупное производство. Все они внутренне взаимосвязаны друг с другом, причем между ними существуют и определенные объемные соотношения. Необходимость поддержания соответствия объемов и структуры совокупных величин спроса, предложения и производства составляет основу объективного экономического закона пропорционального развития макроэкономики. При нарушении таких соотношений возникает макроэкономическое неравновесие, которое выражается в структурных кризисах, экономических кризисах перепроизводства, массовой безработице, инфляции.
Рассмотрим обобщенную модель макроэкономики с помощью графического анализа кривых совокупного спроса и совокупного предложения. Под совокупным предложением понимают все товары и услуги, которые производит экономика, или реальный объем производства при каждом возможном уровне цен. На графике она представлена кривой AS. Соответственно совокупный спрос - это тот объем товаров и услуг, который потребители, предприниматели и правительство планируют приобрести при любом возможном уровне цен. На графике кривая совокупного спроса представлена линией АD.
Классическая школа утверждает, что вся кривая совокупного предложения является вертикальной, т.е. экономика работает на полную мощность при полной занятости материальных и людских ресурсов. За короткий срок при этих условиях невозможно достичь увеличения объема производства, поэтому реакцией на увеличение совокупного спроса будет рост цен (АО1 – AD2 точки Р1 и Р2).
Кейнсианская школа утверждает, что кривая совокупного предложения - горизонтальная либо восходящая, что соответствует состоянию недоиспользования трудовых и производственных ресурсов. Повышение спроса здесь ведет к увеличению объема производства и предложения товаров без влияния на цены (АО, - AD„ точки О, и 0^.
Промежуточный отрезок кривой AS предполагает ситуацию, когда при повышении совокупного спроса растет и объем ВНП и незначительно - цены.
Анализ этой модели имеет большое практическое значение. Так, принятая в России программа экономических реформ, основанная на сдерживании совокупного предложения в целях подавления инфляции, не соответствовала условиям полной занятости, что привело не к снижению цен, а к сокращению объемов производства. Значит, надо было ориентировать экономический курс на стимулирование совокупного спроса.
Для постоянного поддержания общей сбалансированности народного хозяйства нужен какой-то регулятор всей макроэкономики. Часто его называют хозяйственным механизмом.
Макроэкономический регулятор - общественный способ организации и регулирования национального хозяйства (рыночный, государственный и смешанный).
Функции макроэкономического регулятора - объединение всего хозяйства нации в единую систему; определение направлений производственной деятельности всех низовых звеньев экономики; распределение труда и средств производства по отраслям и видам производства в соответствии с общественными потребностями; стимулирование высокоэффективного хозяйствования.
Под эффективностью хозяйствования понимается соотношение между получаемыми результатами хозяйствования и его издержками: обеспечение нормального функционирования экономики с наименьшими издержками. Эффективность хозяйствования наряду с социальной справедливостью и стабильностью экономического роста составляет макроэкономические цели функционирования макроэкономического регулятора. Под экономическим ростом здесь понимается способность производить больший объем продукции (на графике выражается в смещении кривой производственных возможностей вправо), что является результатом увеличения предложения ресурсов и технического прогресса.
- 1. Государственное регулирование экономики: общие положения
- 1.1. Рынок и государство Сущность макроэкономического регулирования
- Теории регулирования
- 1.2. Система государственного регулирования экономики Цели и основные направления экономической политики
- Принципы экономической политики государства
- Структура органов государственного управления
- Государственный сектор экономики
- 1.3. Функции государства в смешанной экономике
- Макроэкономическая стабилизация
- Перераспределение доходов
- 1.4. Основные направления экономической политики в современной россии
- 2. Кредитно-денежная политика 2.1. Денежная система
- Денежная масса и ее структура
- 2.2. Кредитная система государства Сущность и формы кредита
- Структура современной кредитной системы
- Центральный Банк и его функции
- Коммерческие банки
- Специализированные кредитно-финансовые институты
- 2.3. Регулирование денежного спроса и предложения
- 2.4. Цели и инструменты кредитно-денежной политики
- Операции на открытом рынке
- Регулирование учетной ставки процента
- Регулирование нормы обязательных резервов
- 2.5. Рынок ценных бумаг и фондовая биржа Ценные бумаги и их виды
- Рынок ценных бумаг
- Фондовая биржа
- Влияние государства на функционирование рынка ценных бумаг
- 2.6. Макроэкономические последствия кредитно-денежной политики Эффективность кредитно-денежной политики
- Сильные стороны кредитно-денежной политики
- Недостатки и проблемы
- 2.7. Теоретические вопросы кредитно-денежной политики
- Кейнсианская теория денег
- Монетаристский подход
- 2.8. Особенности современной кредитно-денежной политики россии
- 3. Финансовая система и финансовая политика государства
- 3.1. Финансовая система
- Направления финансового регулирования со стороны государства, программы государственных затрат
- Расходы государственного бюджета
- Доходы государственного бюджета
- 3.3. Фискальная политика
- Налоги, сущность и функции
- Принципы и формы налогообложения
- Дискреционная политика государства .
- Политика встроенных стабилизаторов
- 3.4. Проблемы бюджетного дефицита и способы его покрытия. Бюджетная политика
- 3.5. Государственный долг
- 3.6. Основные направления финансового регулирования в современной россии
- 4. Социальная политика
- 4.1. Сущность и основные направления социальной политики. Качество жизни
- 4.2. Государственная политика доходов
- 4.З. Политика занятости
- 4.4. Система социальной защиты. Программы государственной помощи
- 4.5. Проблемы и направления социальной политики в россии в ходе экономических реформ
- 5. Внешнеэкономическая политика
- 5.1. Регулирование внешней торговли
- Протекционизм и фритредерство
- Таможенные тарифы
- Нетарифные формы регулирования, экспорта и импорта.
- 5.2. Регулирование валютных отношений Валютная система. Валютные курсы
- 5.3. Торговый и платежный баланс страны
- Международная миграция рабочей силы
- Интеграционные процессы
- 5.5. Основные направления внешнеэкономической политики россии на современном этапе