logo search
методическое пособин по УЭФ / Учебное пособие Организация учета хозяйственно-финансовой деятельности аптечных организаций

Порядок хранения бухгалтерских документов.

Содержащаяся в принятых к учету первичных документах информация, необходимая для отражения в бухгалтерском учете, накапливается и систематизируется в учетных регистрах, рекомендуемых Министерством финансов Российской Федераций или разработанных министерствами и ведомствами при соблюдении общих методологических принципов.

Информация о хозяйственных операциях, произведенных предприятием за определенный период времени, из учетных регистров переносится в сгруппированном виде в бухгалтерскую отчетность. Первичные документы, учетные регистры, бухгалтерская отчетность подлежат обязательному хранению в соответствии с установленными порядком и сроками. Ответственность за обеспечение сохранности в период работы с ними и своевременную передачу их в архив несет главный бухгалтер. Сроки хранения документов в архиве предприятия:

- бухгалтерские отчеты, балансы предприятий и пояснительные записки к ним, протоколы заседаний комиссии по рассмотрению и утверждению отчетов и балансов: годовые - 10 лет, квартальные - 3 года;

- передаточные, разделительные, ликвидационные балансы и приложения, пояснительные записки к ним - 10 лет;

- первичные документы и приложения к ним, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции и явившиеся основанием для бухгалтерских записей (кассовые, банковские документы, извещения банков и переводные требования, выписки банков, наряды на работу, табели, акты о приемке, сдаче и списании имущества и материалов, квитанции и накладные по учету товарно-материальных ценностей, авансовые отчеты и другие) - 5 лет;

- инвентарные карточки и книги учета основных средств - 3 года после их ликвидации;

- доверенности (корешки доверенностей) на получение денежных сумм и товарно-материальных ценностей (о том числе аннулированные доверенности) - 3 года;

- учетные регистры (Главная книга, журналы-ордера, разработочные таблицы и другие) - 5 лет;

- вспомогательные и контрольные книги, журналы, картотеки, кассовые книги, оборотные ведомости - 5 лет;

- расчетные (расчетно-платежные) ведомости на выплату заработной платы, книги по учету депонированной заработной платы, журналы регистрации исполнительных листов - 5 лет;

- журналы, книги регистрации счетов, кассовых ордеров, платежных поручении и др. - 5 лет,

- документы по инвентаризации - 3 года;

- сведения об учете фондов, лимитов заработной платы и контроле за их распределением, о расчетах по перерасходу и задолженности по заработной плате, об удержании из заработной платы, о выплате отпускных и выходных пособий и др. 5 - лет;

- документы по выплате пособий, пенсий, листков нетрудоспособности по государственному социальному страхованию (копии отчетов, выписки из протоколов, заключения) - до минования надобности, но не менее 5 лет;

- исполнительные листы - до минования надобности, но не менее 5 лет;

- справки, представляемые в бухгалтерию на оплату учебных отпусков, получение льгот по налогам и др. - до минования надобности, по не менее 3 лет;

- документы по дебиторской задолженности, о недостачах, растрате, хищениях (справки, акты, обязательства, переписка) - до минования надобности, но не менее 5 лет;

- акты документальных ревизий финансово-хозяйственной деятельности организации, документы (справки, информации, докладные записки) к ним - 5 лет;

- акты проверки кассы, правильности взимания налогом и другие -5 лет;

- паспорта зданий, сооружений (кроме памятников архитектуры, находящихся под охраной государства) и оборудования - 3 года после ликвидации основных средств:

- договоры, соглашения (хозяйственные, операционные, трудовые и другие) - 5 лет после истечения срока действия договора, соглашения;

- реестры договоров - 3 года;

- договоры о материальной ответственности - 5 лет после увольнения материально-ответственного лица;

- образцы подписей материально-ответственных лиц - до минования надобности.

Особое значение имеет хранение документов, связанных с начислением заработной платы работникам предприятия. Срок хранения лицевых счетов рабочих и служащих определяется по формуле: 75 - В (лет), где В - возраст лиц на момент прекращения ведения лицевого счета.

Расчетные (расчетно-платежные) ведомости па выдачу заработной платы должны храниться в течение 5 лет, но при отсутствии лицевых счетов - 75 лет.

Лицевые счета получателей пенсии и государственных пособий хранятся в течение 5 лет после прекращения выплаты пособий и пенсий, для единовременных пособий - 1 год.

В случае прекращения деятельности организации документы, связанные с начислением и выплатой заработной платы работникам, подлежат сдаче в государственные архивы.

Для сдачи в архив документы подбираются в хронологическом порядке, комплектуются, подшиваются в папки и переплетаются. Сдача документов в архив сопровождается справкой

В случае пропажи или гибели первичных документов руководитель предприятия, назначает приказом комиссию по расследованию причин пропажи, гибели.

В необходимых случаях для участия в работе комиссии приглашаются представители следственных органов, охраны и государственного пожарного надзора.

Результаты работы комиссии оформляются актом, который утверждается руководителем предприятия, учреждения. Копия акта направляется вышестоящей организации.