logo search
0082

1.2.1. Понятие и содержание бюджетных прав (компетенции)

В российском законодательстве, а также в юридической лите­ратуре широко применяется термин «бюджетные права» для ха­рактеристики компетенции государства, его территориальных подразделений и соответствующих органов власти (или самоуправ­ления) в области бюджета.* Однако этот термин не следует пони­мать буквально: в данном случае речь идет о правах особого содер­жания, которые по своим юридическим свойствам отличаются от прав, которыми наделены субъекты других отраслей права (напри­мер, гражданского, трудового), а также и отдельных институтов финансового права. Эти особенности заключаются в том, что бюд­жетные права по своим юридическим свойствам во многих случаях сближаются с обязанностями, являются в значительной мере одно­временно и обязанностями (например, право утверждать бюджет, право распределять бюджетные средства по основным направлени­ям расходов и т.д.). Таким образом, в большинстве случаев бюд­жетное право (правомочие) и обязанность слиты в едином полно­мочии, эти полномочия отражают неразрывность прав и обязан­ностей субъектов бюджетного права. Однако существуют и «раз­дельные» их права и обязанности (например, право предоставлять субсидию или ссуду в нижестоящий бюджет, право дополнитель­ных расходов на социальные мероприятия, обязанность компенси­ровать нижестоящему бюджету увеличивающиеся расходы в уста­новленных случаях). Для современных условий, когда повышает­ся уровень самостоятельности субъектов Федерации и муници­пальных образований, это стало более распространенным явле­нием.

___________________

* Этот термин был в обороте также и в советском законодательстве, действова­ли, например. Закон СССР «О бюджетных правах СССР и союзных республик» от 30 октября 1959 г., аналогичные законы союзных и автономных республик.

Следовательно, термин «бюджетные права» можно толковать как полномочия или компетенцию соответствующих субъектов. Применение его в определенной мере обусловлено традицией, ко­торая вытекает из особенностей субъектов бюджетного права — государственных и муниципальных образований, их органов влас­ти или местного самоуправления. Подчеркивание прав в этом слу­чае как бы предостерегает вышестоящих субъектов вторгаться в компетенцию нижестоящих, а последних ориентирует на актив­ную деятельность.

Следует заметить, что БК РФ 1998 г.* применительно к данной области использует термин «компетенция» в отношении органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления(гл. 2).

____________________

* СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823; см также: Федеральный закон «О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. // Россий­ская газета. 1999. 14 июля.

Бюджетные права, или компетенция, определяют бюджетно-правовой статус государства и его территориальных подразделе­ний. Основа этого статуса — право на самостоятельный бюджет. Такое право принадлежит именно этим субъектам, а не определен­ным органам государственной власти или местного самоуправле­ния. Из него вытекает широкий круг бюджетных прав (полномо­чий) материального и процессуального содержания, через исполь­зование которых и осуществляется право на самостоятельный бюд­жет. Это право на получение определенных доходов, распределе­ние и использование их на нужды соответствующей территории, а также права по регулированию бюджетных отношений в рамках установленной компетенции. Основы разграничения бюджетной компетенции установлены Конституцией РФ.

Итак, бюджетные права Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований — это принадлежащие им полномо­чия (компетенция) в лице соответствующих государственных органов власти или местного самоуправления по формированию и реализации собственного бюджета и регулированию бюджетных отношений на своей территории в определенных законодатель­ством пределах.

Основное содержание бюджетных прав Российской Федера­ции, ее субъектов, муниципальных образований составляет сле­дующие права на:

— собственный бюджет;

— получение закрепленных и регулирующих бюджетных дохо­дов и включение их в данный бюджет;

— использование средств собственного бюджета для финанси­рования потребностей государства или его территориальных под­разделений соответственно их задачам и функциям;

— самостоятельное определение направлений расходов собст­венных бюджетов;

— распределение собственных бюджетных доходов между бюд­жетами данной территории;

— формирование и использование в рамках собственного бюд­жета целевых и резервных фондов;

— объединение средств своего бюджета со средствами других бюджетов и иных финансовых ресурсов;

— привлечение в бюджеты заемных средств (выпуск облигаций федеральных займов, займов субъектов Федерации и муниципаль­ных займов, использование банковского кредита и др.);

— оказание финансовой поддержки нижестоящим бюджетам;

— компенсацию за счет средств вышестоящего бюджета в слу­чае уменьшения доходов или увеличения расходов, возникающих после утверждения бюджета вследствие решений вышестоящих органов государственной власти;

— самостоятельное распоряжение дополнительно выявленны­ми или сэкономленными средствами (свободными остатками средств);

— правовое регулирование отношений, касающихся собствен­ного бюджета (издание законов, положений и др. нормативных актов);

— судебную защиту бюджетных прав.

Как видим, эти права отражают взаимодействие выше- и ниже­стоящих субъектов в области бюджетных отношений, что обуслов­лено их экономическими и политическими взаимосвязями.

Естественно, что на каждом уровне бюджетные права имеют свои особенности и различия по содержанию, порождают отноше­ния, свойственные субъектам именно данного уровня. Некоторые из названных прав отсутствуют, например, у муниципальных об­разований, в составе которых не имеется муниципальных образо­ваний нижестоящего уровня. Поэтому необходима не только общая характеристика бюджетных прав, но рассмотрение и выяв­ление их особенностей применительно к конкретным видам субъ­ектов.

Анализ бюджетных прав государства и его территориальных подразделений как в общем аспекте, так и в направлении конкрет­ных субъектов имеет важное значение для решения задач совер­шенствования межбюджетных отношений, нацеленного на обеспечение сбалансированности интересов всех участников этих отно­шений, на объективно обусловленное и прозрачное перераспреде­ление средств между бюджетами, способствующее выравниванию уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципаль­ных образований.*

____________________

* См.: Концепция реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999—2001 годах. Одобр. пост. Правительства РФ от 30 июля 1998 г. № 862 // СЗ РФ. 1998. № 32. Ст. 3905.