1.3.3. Стадии рассмотрения и утверждения бюджета
Правительство РФ, органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления (муниципальных образований) выносят уточненный проект бюджета на рассмотрение в соответствующий представительный орган. По всем финансовым вопросам и в частности для работы с бюджетом органы представительной власти разных уровней образуют специальные комитеты и комиссии. Так, в Государственной Думе создан Комитет Государственный Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам; в Совете Федерации — Комитет Совета Федерации по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию. Эти комитеты рассматривают предложения по бюджету других комитетов и комиссий палат Федерального Собрания и контактируют по вопросам бюджета между собой.
По Закону «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса» комитеты и комиссии палат Федерального Собрания должны провести постатейное рассмотрение представленного проекта бюджета и вынести по нему сводное заключение. Вопрос о рассмотрении и утверждении бюджета в органах представительной власти настолько важен, что с 1994 по 1998 г. Федеральным Собранием РФ принимались специальные законы о порядке рассмотрения и принятия закона о федеральном бюджете,* где предусматривался подробный регламент рассмотрения и принятия федерального бюджета, внесения в него изменений и дополнений.
_______________________
* См., например: Федеральный закон «О порядке внесения, рассмотрения и принятия Федерального закона «О федеральном бюджете на 1997 год» от 1 июля 1996г. //СЗРФ. 1996. №28. Ст. 3454; а также СЗ РФ. 1997. №30. Ст. 3583; 1998. № 30. Ст. 3617. По БК РФ в ст. 196 также закреплено рассмотрение бюджета в четырех чтениях.
Этими законами предусматривалось, что Государственная Дума рассматривает проект закона о федеральном бюджете в нескольких чтениях. Такое внимание представительного органа государственной власти к рассмотрению проекта закона о бюджете характерно для всех демократических государств.
Правительство РФ представляет Государственной Думе проект федерального закона о федеральном бюджете.*
_____________________
* В п. I ст. 192 БК закреплено, что проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год вносится не позднее 15 августа текущего
К проекту закона прилагается ряд документов и материалов:
• предварительные итоги социально-экономического развития РФ за истекший период текущего года;
• прогноз социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год;
• основные направления бюджетной и налоговой политики на
очередной финансовый год;
• план развития государственного и муниципального сектора
экономики;
• прогноз Сводного финансового баланса на территории РФ на
очередной финансовый год;
• прогнозы консолидированного бюджета РФ на очередной финансовый год;
• основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ в очередном финансовом году;
• проекты федеральных целевых программ и федеральных программ по развитию регионов, предусмотренные к финансированию из федерального бюджета на очередной финансовый год;
• проект федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год; проект программы приватизации государственных и муниципальных предприятий на очередной финансовый год;
• расчеты по статьям классификации доходов федерального бюджета, разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и дефициту федерального бюджета на очередной финансовый год;
• международные договоры РФ, вступившие в силу для РФ и содержащие ее финансовые обязательства на очередной финансовый год, включая нератифицированные международные договоры РФ о государственных внешних заимствованиях и государственных кредитах;
• проект программы государственных внешних заимствований РФ и предоставлении государственных кредитов Российской Федерацией иностранным государствам на очередной финансовый год;
• проект структуры государственного внешнего долга РФ с разбивкой по отдельным государствам в очередном финансовом году;
• проект структуры государственного внутреннего долга РФ и проект программы внутренних заимствований, предусмотренных на очередной финансовый год для покрытия дефицита федерального бюджета;
• проекты программ предоставления гарантий Правительства РФ на очередной финансовый год и отчет о предоставлении гарантий за истекший период текущего финансового года;
• проекты федеральных законов о приостановлении действия или об отмене федеральных законов, реализация которых требует осуществления расходов, не предусмотренных федеральным бюджетом на очередной финансовый год.*
При необходимости внесения изменений и дополнений в законодательные акты по налогам Правительство РФ представляет в Государственную Думу проекты соответствующих федеральных законов. Расходы в проекте федерального закона о бюджете представляются в разрезе функциональной и ведомственной бюджетной классификацией с расшифровкой целевых статей и видов расходов.
____________________
* См.:п.1ст.192БКРФ.
Правительство РФ представляет Государственной Думе проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов: Пенсионного фонда РФ; Фонда социального страхования РФ; Государственного фонда занятости населения РФ; Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ.*
___________________
* Правовое положение этих фондов нашло закрепление в гл. 17 БК, в частности, в ст. 144.
Центральный банк РФ представляет Госдуме согласованный с Правительством РФ проект основных направлений денежно-кредитной политики на следующий год.
До рассмотрения проекта федерального закона о бюджете в первом чтении комитеты и комиссии Государственной Думы представляют в Комитет Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам заключения по данному законопроекту, на основании которых указанный комитет готовит заключение по проекту бюджета и представляет его на рассмотрение Государственной Думы.
При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете РФ в первом чтении депутаты обсуждают его концепцию и прогноз социально-экономического развития РФ на следующий год — основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, проект программы государственных внешних заимствований РФ в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, а также основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся: доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов РФ; распределение федеральных налогов и сборов между бюджетами субъектов РФ; дефицит федерального бюджета и источники его покрытия; общий объем расходов,* принимает решение о принятии или об отклонении указанного законопроекта.
_____________________
* См.: ст. 199 БК РФ.
В случае отклонения проекта федерального закона о бюджете в первом чтении Государственная Дума может:
• передать законопроект в согласительную комиссию, состоящую из представителей Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства РФ, по уточнению основных характеристик федерального бюджета;
• вернуть законопроект в Правительство РФ на доработку; поставить вопрос о доверии Правительству РФ.* В случае передачи проекта федерального бюджета в согласительную комиссию, она разрабатывает согласованный вариант основных характеристик федерального бюджета на следующий год и представляет проект федерального закона о федеральном бюджете на рассмотрение Государственной Думы повторно в первом чтении.
_____________________
* Статья 202 БК РФ.
Решение согласительной комиссии принимается раздельным голосованием членов согласительной комиссии от Государственной Думы, Совета Федерации, Правительства РФ. Решение считается принятым стороной, если за него проголосовало большинство присутствующих на заседании согласительной комиссии представителей данной стороны. Результаты голосования каждой стороны принимаются за один голос. Решение считается согласованным, если его поддержали три стороны. Решение, против которого возражает хотя бы одна сторона, считается несогласованным.*
По итогам рассмотрения в первом чтении проекта закона о федеральном бюджете принимается постановление Государственной Думы о принятии в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете.**
_____________________
* Пункт 2 ст. 203 БК РФ.
** Пункт 4 ст. 203 БК РФ.
Если Государственная Дума не принимает решение по итогам работы согласительной комиссии, проект закона о федеральном бюджете считается повторно отклоненным. Повторное отклонение проекта федерального бюджета возможно лишь в случае, если Государственная Дума ставит вопрос о доверии Правительству РФ.* Если федеральный бюджет на очередной финансовый год возвращают на доработку в Правительство РФ, то он дорабатывается в течение 20 дней с учетом предложений и рекомендаций, изложенных в заключениях комитетов по бюджету и экономической политике, вносится доработанный законопроект на повторное рассмотрение Думы в первом чтении. При повторном внесении указанного законопроекта Государственная Дума рассматривает его в первом чтении в течение 10 дней со дня повторного внесения.
В случае отставки Правительства РФ в связи с отклонением проекта закона о федеральном бюджете, вновь сформированное Правительство РФ представляет новый вариант проекта закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 30 дней после его сформирования.**
______________________
* Абзац 3 п. 4 ст. 203 БК РФ.
** Статья 204 БК РФ.
При рассмотрении Государственной Думой проекта закона о федеральном бюджете во втором чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ в пределах общего объема федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Госдума рассматривает во втором чтении закон о бюджете в течение 15 дней со дня принятия его в первом чтении.
Именно во втором чтении Дума направляет в органы исполнительной и представительной власти субъектов Федерации сведения о распределении доходов от федеральных налогов и сборов между бюджетами Российской Федерации, утвержденном при первом чтении, а также о размере Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и распределении его средств, утвержденных во втором чтении. Если бюджет отклоняется во втором чтении, он передается в согласительную комиссию.*
_____________________
* Статья 205 БК РФ.
При рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год в третьем чтении утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и главным распорядителям средств федерального бюджета по всем четырем уровням функциональной классификации расходов бюджетов РФ. Рассматривается распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки для всех субъектов РФ, расходы на финансирование федеральных целевых программ и т.д. Субъекты права законодательной инициативы направляют свои поправки по третьему чтению в думский Комитет по бюджету.*
______________________
* Статья 206 БК РФ.
Государственная Дума рассматривает проект закона о бюджете в третьем чтении в течение 25 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении.
Поправки по распределению средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Федерации предварительно должны быть рассмотрены Комитетом по бюджету Совета Федерации.
Поправки субъектов права законодательной инициативы, предусматривающие предоставление средств федерального бюджета организациям любых форм собственности, не рассматриваются.
Затем Госдума рассматривает проект закона о федеральном бюджете в четвертом чтении в течение 15 дней со дня принятия указанного законопроекта в третьем чтении. На этом этапе рассмотрения проекта бюджета внесение в него поправок не допускается и законопроект голосуется в целом. Принятый Госдумой закон о федеральном бюджете на очередной год передается на рассмотрение Совету Федерации в течение пяти дней после его принятия.
Следует обратить внимание на то, что после голосования в четвертом чтении в Госдуме проект закона о бюджете становится законом.
Рассмотрение федерального закона о федеральном бюджете в Совете Федераций*.
*Статья 208 БКРФ
Совет Федерации рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 14 дней со дня представления его Государственной Думой; при этом закон на предмет его одобрения голосуется в целом.
Одобренный Советом Федерации закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для его подписания и обнародования.
В случае отклонения федерального закона Советом Федерации он посылается в согласительную комиссию. Согласительная комиссия выносит на повторное рассмотрение Госдумой закон о федеральном бюджете в течение 10 дней. Госдума повторно рассматривает закон о бюджете в одном чтении.
В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации закон о федеральном бюджете считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Думы.*
_______________________
* Статья 207 БК РФ
Секретные статьи федерального бюджета рассматриваются на закрытом заседании палат Федерального Собрания. Порядок расходования средств специальных секретных программ устанавливается Президентом РФ.
В случае отклонения Президентом РФ закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год указанный закон передается в согласительную комиссию. В согласительную комиссию обязательно включается представитель Президента РФ.
Если федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год не вступает в силу до начала года (в случае непринятия Госдумой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год до 1 декабря текущего года, а также в случае невступления в силу закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год по другим причинам до 1 января очередного года), Госдума может принять закон о финансировании расходов из федерального бюджета в первом квартале очередного финансового года. В этом случае федеральные органы исполнительной власти производят расходование средств федерального бюджета в соответствии с указанным федеральным законом (ст. 211 БК РФ).
В Бюджетном кодексе также урегулированы случаи внесения изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете (см.гл. 23).
В случае изменения финансирования по сравнению с утвержденным федеральным бюджетом более чем на 10% орган исполнительной власти вносит проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете, который рассматривается в Государственной Думе снова в трех чтениях в течение 15 дней.
Если проект закона о внесении изменений и дополнений не принимается в указанный срок, Правительство РФ имеет право на пропорциональное сокращение расходов бюджета, если в законе о бюджете не предусмотрено иное (ст. 213 БК РФ).
На территории каждого субъекта Федерации и муниципального образования порядок и условия рассмотрения и утверждения бюджета устанавливаются представительными органами власти, которые принимают самостоятельные положения о бюджетном процессе на соответствующей территории. Каждый из этих актов должен соответствовать общим принципам бюджетного процесса и правилам составления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета.
- Принятые сокращения
- Предисловие
- Общая часть
- 1. Финансы и финансовая деятельность государства и муниципальных образований
- Финансы и финансовая система Российской Федерации в систему российского права в качестве одной из ее отраслей входит финансовое право.
- 1.2. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований: понятие, роль и методы
- 2. Финансовое право Российской Федерации как отрасль права
- 2.1. Предмет и понятие финансового права
- 2.2. Финансовое право в системе российского права: его особенности и связь с другими отраслями права
- 2.3. Система и источники финансового права
- 3. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения
- 3.1. Понятие и виды финансово-правовых норм
- 3.2. Финансовые правоотношения, их особенности и виды
- 3.3. Субъекты финансового права
- 3.4. Защита прав субъектов финансовых правоотношений
- 4. Правовые основы и принципы финансовой деятельности государства и муниципальных образований
- 4.1. Основные принципы финансовой деятельности государства и муниципальных образований
- 4.2. Распределение компетенции государственных органов и органов местного самоуправления в области финансовой деятельности
- 4.3. Правовые формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления
- 5. Финансовый контроль
- 5.1. Понятие и значение финансового контроля
- 5.2. Виды и органы финансового контроля
- 5.3. Методы финансового контроля
- Особенная часть
- 1.1.2. Бюджетное право и бюджетные правоотношения
- 1.1.3. Бюджетное устройство в Российской Федерации
- 1.1.4. Состав доходов и расходов бюджетной системы, их распределение между бюджетами
- 1.2. Бюджетные права(компетенция) Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований
- 1.2.1. Понятие и содержание бюджетных прав (компетенции)
- 1.2.2. Особенности бюджетных прав (компетенции) Российской Федерации
- 1.2.3. Особенности бюджетных прав (компетенции) субъектов Российской Федерации
- 1.2.4. Особенности бюджетных прав (компетенции) муниципальных образований
- 1.3. Бюджетный процесс
- 1.3.1. Понятие бюджетного процесса и его принципы
- 1.3.2. Стадия составления проекта бюджета
- 1.3.3. Стадии рассмотрения и утверждения бюджета
- 1.3.4. Стадия исполнения бюджета
- 1.3.5. Отчет об исполнении бюджета
- 1.4. Правовой режим целевых государственных и местных денежных фондов
- 1.4.1. Понятие, классификация и основы правового регулирования целевых государственных и муниципальных фондов
- 1.4.2. Правовой режим целевых бюджетных фондов
- 1.4.3. Правовой режим государственных и местных внебюджетных фондов
- 1.4.4. Правовой режим целевых фондов Правительства рф
- 1.4.5. Правовой режим государственных отраслевых (ведомственных) денежных фондов
- 2. Правовой режим финансов государственных и муниципальных предприятий
- 2.1. Понятие и основы правового регулирования финансов государственных и муниципальных предприятий
- 2.1.1. Понятие финансов государственных и муниципальных предприятий
- 2.1.2. Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект финансово-правового регулирования
- 2.1.3. Правовые основы планирования финансовых ресурсов предприятия
- 2.2. Правовое регулирование источников образования финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий
- 2.2.1. Выручка и прибыль предприятия
- 2.2.2. Правовое регулирование определения себестоимости продукции (работ, услуг)
- 2.2.3. Правовые основы использования кредита, амортизационных отчислений и прочих поступлений государственными и муниципальными предприятиями
- 2.2.4. Порядок распределения и использования прибыли государственных и муниципальных предприятий
- 3. Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов
- 3.1. Понятие, система и основы правового регулирования государственных и муниципальных доходов
- 3.1.1. Понятие и основы правового регулирования государственных и муниципальных доходов
- 3.1.2. Система государственных и муниципальных доходов
- 3.1.3. Неналоговые государственные и муниципальные доходы
- Контрольные вопросы
- 3.2. Общие положения налогового права
- 3.2.1. Налоги, их понятие и роль
- 3.2.2. Система налогов и сборов в Российской Федерации. Порядок установления налогов и сборов
- 3.2.3. Налоговое право Российской Федерации, его источники
- 3.2.4. Налоговые правоотношения. Субъекты налогового права
- 3.2.5. Ответственность и защита прав налогоплательщиков
- 3.3. Налоги с физических лиц
- 3.3.1. Общие положения
- 3.3.2. Подоходный налог с физических лиц
- 3.3.3. Налоги на имущество физических лиц
- 3.3.4. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения
- 3.4. Налоги с организаций
- 3.4.1. Общие положения
- 3.4.2. Налог на добавленную стоимость
- 3.4.3. Акцизы
- 3.4.4. Налог на прибыль предприятий и организаций
- 3.4.5. Налог на имущество предприятий
- 3.4.6. Налог на операции с ценными бумагами
- 3.5. Налоги целевые
- 3.5.1. Общие положения
- 3.5.2. Налоги, зачисляемые в дорожные фонды
- 3.5.3. Земельный налог
- 3.5.4. Сбор на нужды образовательных учреждений
- 3.5.5. Налог с продаж
- 3.6. Иные налоги, общие для организаций и физических
- 3.6.1. Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте
- 3.6.2. Налог на игорный бизнес
- 3.6.3. Налог на отдельные виды транспортных средств
- 3.6.4. Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности
- 3.6.5. Упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства
- 3.6.6. Налоговый кредит. Инвестиционный налоговый кредит
- 3.7. Местные налоги и сборы
- 3.7.1. Особенности местных налогов и сборов
- 3.7.2. Местные налоги и сборы, подлежащие введению на всей территории Российской Федерации
- 3.7.3. Местные налоги и сборы, вводимые по усмотрению органов местного самоуправления
- 3.8. Иные платежи, входящие в систему налогов и сборов
- 3.8.1. Общие положения
- 3.8.2. Государственная и таможенная пошлины
- 3.8.3. Лицензионные сборы
- 3.8.4. Платежи за пользование природными ресурсами
- 3.9. Правовое регулирование обязательных платежей в государственные социальные внебюджетные фонды
- 3.9.1. Страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды и принципы их взимания
- 3.9.2. Особенности взимания и ответственность за неуплату страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды
- Контрольные вопросы
- 4. Правовые основы государственного и муниципального кредита и организации страхового дела
- 4.1. Правовые основы государственного и муниципального кредита
- 4.1.1. Понятие и значение государственного и муниципального кредита в Российской Федерации. Государственный и муниципальный внутренний долг
- 4.1.2. Формы государственного и муниципального внутреннего долга
- 4.1.3. Финансовые правоотношения в области государственного (муниципального) кредита
- 4.1.4. Правовое регулирование внутренних государственных и муниципальных займов. Управление государственным и муниципальным долгом
- 4.1.5. Правовое регулирование сберегательного дела
- 4.2. Правовое регулирование организации страхового дела
- 4.2.1. Общая характеристика страхования и основ организации страхового дела
- 4.2.2. Виды страхования. Обязательное страхование
- 5. Правовое регулирование финансирования государственных и муниципальных расходов
- 5.1. Государственные и муниципальные расходы как финансово-правовая категория
- 5.1.1. Понятие и система государственных и муниципальных расходов
- 5.1.2. Понятие и правовые принципы финансирования государственных и муниципальных расходов
- 5.1.3. Правовые основы финансирования капитальных вложений
- 5.2. Правовой режим сметно-бюджетного финансирования
- 5.2.1. Понятие сметно-бюджетного финансирования и его объекты
- 5.2.2. Смета бюджетного учреждения и ее значение
- 5.2.3. Правовое регулирование внебюджетных средств бюджетных учреждений
- 6. Правовые основы банковского кредита, денежного обращения и расчетов. Основы валютного регулирования и валютного контроля
- 6.1. Правовые основы банковского кредитования
- 6.1.1. Понятие, принципы и виды банковского кредита
- 6.1.2. Взаимоотношения Банка России с кредитными организациями
- 6.1.3. Банк России — орган банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций
- Контрольные вопросы
- 6.2. Правовые основы денежного обращения и расчетов
- 6.2.1. Понятие денежной системы
- 6.2.2. Правовые основы денежной системы Российской Федерации
- 6.2.3. Правовые основы обращения наличных денег
- 6.2.4. Правовые основы безналичного денежного обращения
- 6.2.5. Правила ведения кассовых операций
- 6.3. Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля
- 6.3.1. Понятие валюты и валютных ценностей
- 6.3.2. Понятие и содержание валютного регулирования
- 6.3.3. Валютный контроль
- Содержание
- 1. Правовой режим 87
- 2. Правовой режим финансов государственных и муниципальных предприятий 147
- 3. Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов 163
- 4. Правовые основы государственного и муниципального кредита и организации страхового дела 294
- 5. Правовое регулирование финансирования государственных и муниципальных расходов 351
- 6. Правовые основы банковского кредита, денежного обращения и расчетов. Основы валютного регулирования и валютного контроля 366