logo
0082

3.6.2. Налог на игорный бизнес

Налог на игорный бизнес как самостоятельный вид налогового платежа был введен Федеральным законом от 31 июля 1998 г.* До принятия этого закона полученные от игорного бизнеса доходы также облагались налогом, но на основании Закона РФ от 27 декаб­ря 1991 г. «О налоге на прибыль предприятий и организаций» по ставке в размере 90% доходов, полученных от игорного бизнеса.

______________________

* См.: Федеральный закон «О налоге на игорный бизнес»//СЗ РФ. 1998. №31. Ст.3820.

Однако если организация, осуществляющая деятельность в области игорного бизнеса и уплачивающая с него соответствую­щий налог, получает прибыль и от других видов деятельности, то она уплачивает с нее и налог на прибыль.

Под игорным бизнесом Закон понимает предпринимательскую деятельность, не являющуюся реализацией продукции (товаров, работ, услуг), связанную с извлечением игорным заведением от участия в азартных играх и пари дохода в виде выигрыша и платы за их проведение.

Игорным заведением признается предприятие, в котором на основании лицензии на осуществление предпринимательской дея­тельности в области игорного бизнеса проводятся азартные игры и (или) принимаются ставки на пари: т.е. казино, тотализатор, бук­мекерская контора, зал игровых автоматов и иные игорные дома (места).

Плательщиками налога на игорный бизнес являются организации и физические лица, которые осуществляют предпринима­тельскую деятельность в области игорного бизнеса.

Объекты налогообложения. В Законе дается перечень следую­щих видов объектов игорного бизнеса, которые подлежат обложе­нию данным налогом:

• игровые столы, предназначенные для проведения азартных игр, в которых игорное заведение участвует через своих пред­ставителей как: а) сторона; б) организатор и (или) наблюда­тель;

• игровые автоматы;

• кассы тотализаторов;

• кассы букмекерских контор.

Перечень этих объектов является исчерпывающим.

Общее количество каждого вида объектов игорного бизнеса под­лежит обязательной регистрации в налоговых органах по месту их нахождения до момента установки, о чем выдается свидетель­ство. Требуется также регистрация в течение пяти дней изменений общего количества объектов налогообложения каждого вида. При установлении незарегистрированных объектов налогообложения на территории игорного заведения или несоблюдении установлен­ного порядка уплаты налога более двух раз в течение календарного года может быть отозвана лицензия на осуществление предпри­нимательской деятельности в сфере игорного бизнеса.

Ставки налога. Закон устанавливает минимальные ставки на­лога в твердо фиксированных размерах, кратных минимальной месячной оплате труда, на каждый объект налогообложения в рас­чете на один год. Так, за каждый игровой стол, предназначенный для проведения азартных игр, в которых игорное заведение участ­вует как сторона, ставка налога составляет 1200 минимальных размеров оплаты труда, а если как организатор и (или) наблюда­тель — то 100 минимальных размеров оплаты труда; за каждый игровой автомат — 45 минимальных размеров оплаты труда; за каждую кассу тотализатора — 1200 минимальных размеров опла­ты труда; за каждую кассу букмекерской конторы — 600 мини­мальных размеров оплаты труда.

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ вправе установить на своей территории став­ки, превышающие указанные минимальные размеры. Если норма­тивный акт субъекта РФ отсутствует, то действуют ставки, уста­новленные названным федеральным законом. Запрещено вводить ставки налога для отдельных категорий плательщиков.

Суммы налога, подлежащие уплате, определяются налогопла­тельщиком самостоятельно, исходя из количества зарегистриро­ванных объектов налогообложения и ставок налога. Уплата произ­водится равными долями в размере одной двенадцатой годовой суммы налога с учетом изменения количества и видов объектов налогообложения. Сумма налога включается в состав расходов, связанных с осуществлением данного вида предпринимательской деятельности.

Налог на игорный бизнес отнесен к платежам федерального уровня. Однако часть поступлений по нему может зачисляться в бюджеты субъектов Федераций. Это касается сумм, соответствую­щих превышению над минимальным размером ставки налога, если законодательством субъектов Федерации предусмотрено такое превышение. Все суммы налога в части, соответствующей минимальному размеру ставки, установленному федеральным за­коном, зачисляются в федеральный бюджет.