logo
0082

4.1.4. Правовое регулирование внутренних государственных и муниципальных займов. Управление государственным и муниципальным долгом

Правовое регулирование внутренних государственных займов осуществляется на основе Федерального закона «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», а также путем принятия по каждому их выпуску отдель­ных нормативных актов. Законом установлены порядок их выпус­ка и особенность обращения, а также связанный с названной эмис­сией порядок возникновения и исполнения долговых обязательств Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образо­ваний.

Бюджетный кодекс РФ впервые в законодательной практике закрепил государственные и муниципальные заимствования и право на их осуществление не только в рамках правоотношений по государственному и муниципальному долгу, но и выделил их особо, объединив в отдельную главу 13 «Дефицит бюджета и источ­ники его покрытия». Законодатель также впервые определил само понятие и цели заимствований.

Под государственными внутренними заимствованиями Рос­сийской Федерации или субъекта РФ, понимаются займы, привле­каемые от юридических и физических лиц, иностранных госу­дарств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации или ее субъекта как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в валюте России.

Муниципальные заимствования — займы, привлекаемые от физических и юридических лиц в валюте России, по которым соответственно возникают долговые обязательства органа местного самоуправления как заемщика или гаранта.

Эмиссия государственных и муниципальных заимствований в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» (ст. 7) допускается только в случае принятия Российской Федера­цией или ее субъектом закона (органом местного самоуправле­ния — решения) о бюджете соответствующего уровня, где в обяза­тельном порядке утверждаются:

а) предельный размер соответствующего государственного (му­ниципального) долга;

б) предельный объем заемных средств, направляемых в течение текущего финансового года на финансирование бюджетного дефи­цита или программ развития субъекта РФ или муниципального образования.

При этом предельный объем заемных средств для субъекта РФ не должен превышать 30% объема его собственных доходов на текущий год, без учета финансовой помощи из федерального бюд­жета и заемных средств, привлеченных в том же году.

Для муниципальных образований соответствующий объем за­емных средств не может превышать 15% объема его доходов.

Со дня вступления в силу Бюджетного кодекса РФ положение о необходимости ежегодно утверждать вышеуказанные «предель­ные» цифры утратит свою силу. Будут действовать нормы Бюджет­ного кодекса РФ, устанавливающие предельное значение объема долга, предельный объем средств, направляемых на финансирова­ние бюджета соответствующего уровня на текущий финансовый год, и предельные расходы на обслуживание государственного или муниципального долга (ст. 106, 107, 111, 112).

При эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг исполнительные органы власти соответствующего уровня (на уровне Российской Федерации — Правительство) утверждают Ге­неральные условия эмиссии (далее — Генеральные условия), яв­ляющиеся нормативно-правовым актом, в котором закрепляется:

• вид ценных бумаг;

• форма выпуска;

• указание на срочность данного вида ценных бумаг;

• валюта обязательств;

• особенности исполнения обязательства, предусматриваю­щие право на получение вместо денежных средств имущест­венного эквивалента;

• наличие ограничений их оборотоспособности и круга лиц, среди которых данные бумаги распространяются.

На основе этих Генеральных условий эмитент (на федеральном уровне, как правило, Минфин России) принимает нормативно-правовой акт, содержащий более подробные условия эмиссии и обращения государственных (муниципальных) ценных бумаг (далее — условия эмиссии). В частности, в них должны содержать­ся такие атрибуты, как: указание на вид ценных бумаг, сроки выпуска займа, его доходность, порядок выплаты и формы дохода, номинальная стоимость одной ценной бумаги в рамках одного вы­пуска государственных и муниципальных бумаг, льготы и другие существенные условия эмиссии.

Этот правовой акт подлежит обязательной государственной ре­гистрации в федеральном органе исполнительной власти, уполно­моченном Правительством РФ на составление или исполнение фе­дерального бюджета.

Об итогах эмиссии эмитенты соответствующего уровня обязаны принять нормативный акт, содержащий отчет.

В соответствии с Генеральными условиями и условиями эмис­сии эмитент принимает решение об эмиссии отдельного выпуска государственных или муниципальных бумаг (далее — решение о выпуске).

Решение о выпуске должно включать в обязательном порядке следующие условия:

• наименование эмитента;

• дату начала размещения и дату, или период размещения;

• форму выпуска и указание на вид ценных бумаг;

• номинальную стоимость одной ценной бумаги;

• количество бумаг данного выпуска;

• дату их погашения;

• наименование органа, осуществляющего ведение реестра владельцев ценных бумаг (регистратора);

• наличие ограничений и иных условий, имеющих значение для их размещения и обращения.

Все эти условия должны быть не позднее чем за два рабочих дня до начала их размещения опубликованы эмитентом либо в средст­вах массовой информации, либо иным способом.

Государство обладает достаточной полнотой прав по управле­нию государственным и муниципальным внутренним долгом, фор­мирующимся в результате заемных операций.

Управление государственным долгом РФ на основании Закона РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федера­ции» возложено на Правительство РФ. Это же положение нашло отражение и в Бюджетном кодексе РФ. Статья 101 Бюджетного кодекса так и называется — «Управление государственным и му­ниципальным долгом». Кроме того, учитывая, что конкретные ме­роприятия по управлению внутренним долгом РФ осуществляет Минфин России, Бюджетный Кодекс РФ (ст. 165) закрепляет за ним полномочие на осуществление «в порядке, установленном Правительством РФ, управления государственным долгом Россий­ской Федерации», отнеся его к «полномочиям в бюджетном про­цессе».

Управление государственным долгом субъекта РФ осуществля­ется органом исполнительной власти субъекта Российской Федера­ции, а муниципальным долгом — уполномоченным органом мест­ного самоуправления.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 4 марта 1997 г. в Министерстве финансов РФ создается единая система уп­равления государственным долгом РФ для обеспечения снижения стоимости обслуживания государственных заимствований.*

_____________________

* См.: пост. Правительства РФ «О единой системе управления государствен­ным долгом Российской Федерации» от 4 марта 1997 г. // СЗ РФ. 1997. .№ 10. Ст.1184.

Управление государственным (муниципальным) долгом пред­ставляет собой совокупность финансовых мероприятий государ­ства и органов местного самоуправления по погашению займов, организации выплат доходов по ним, проведению изменений усло­вий и сроков ранее выпущенных займов, а также по размещению новых долговых обязательств.

Среди мероприятий по управлению государственным и муни­ципальным долгом наиболее распространенными в мировой прак­тике являются: рефинансирование, конверсия, консолидация, унификация и некоторые другие.

Рефинансирование, т.е. выпуск новых займов в целях покры­тия ранее выпущенных долговых обязательств, используется обычно при недостаточности средств централизованного денежно­го фонда (бюджета). В нашей стране рефинансирование использо­валось неоднократно. В частности, задолженность по государст­венному трехпроцентному внутреннему выигрышному займу 1966 г. погашалась путем обмена старых облигаций на облигации внутреннего выигрышного займа 1982 г. без уплаты разницы в курсе. В связи с кризисной ситуацией 17 августа 1998 г. государственные краткосрочные обязательства (ГКО) по согласованию с их владельцами подлежат обмену на облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ) с новыми сроками погашения (с 2013 по 2018 г.).

Конверсия займа заключается в изменении размера доходности займа. Изменение доходности может заключаться как в сниже­нии, так и в повышении процентной ставки дохода, выплачивае­мого заемщиком — государством (муниципальным образованием) своим кредиторам.

Изменение сроков действия ранее выпущенных займов называ­ется консолидацией. В 1990 г. в Российской Федерации совместно с конверсией займа была проведена и консолидация: срок погаше­ния казначейских обязательств был сокращен с 16 до 8 лет, а про­центная ставка повышена с 5 до 10%.

С принятия второй части Гражданского кодекса РФ, введенной в действие с 1 марта 1996 г., получило законодательное закрепле­ние правило о недопущении изменений условий выпущенного в обращение государственного либо муниципального займа (ст. 817 ГК РФ).

Таким образом, впервые в законодательной практике получил закрепление запрет на консолидацию займов государством или му­ниципальным образованием в одностороннем порядке.

Если же все-таки возникает необходимость изменить срок госу­дарственного (муниципального) займа, то теперь государство (му­ниципальное образование) правомочно сократить либо увеличить сроки обращения долговых обязательств (как одного из существен­ных условий договора займа) только по согласованию с кредитора­ми, т.е. с юридическими и физическими лицами, являющимися правообладателями государственных (муниципальных) облига­ций. В этом случае принято руководствоваться правилами ст. 414 и 818 ГК РФ о новации, т.е. прекращении обязательства по согла­шению сторон о замене первоначального обязательства, существо­вавшего между ними, другим обязательством между теми же ли­цами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения (новация).

Примером такой ситуации является финансово-экономичес­кий кризис в России, разразившийся 17 августа 1998 г. и свя­занный с ним процесс по изменению сроков погашения государ­ственных долговых обязательств, когда впервые на практике были реализованы положения Гражданского кодекса РФ о нова­ции долга по государственным краткосрочным бескупонным об­лигациям и облигациям федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом путем замены по согласованию с их владельцами на новые обязательства и частичной выплатой денежных средств *.

________________________

* См.: расп. Правительства РФ «О новации по государственным ценным бума­гам» от 12 декабря 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 51. Ст. 6329; от 3 марта 1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 11. Ст. 1396; Положение о порядке осуществления новации по госу­дарственным краткосрочным бескупонным облигациям федеральных займов с по­стоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенных в обращение до Заявления Правительства РФ и Центрально­го банка РФ от 17 августа 1998 г. путем замены по согласованию с их владельцами на новые обязательства и частичной выплатой денежных средств, утв. Минфином РФ и Центральным банком РФ 21 декабря 1998 г. с изм. от 23 марта 1999 г. // БНА. 1999. № 1. Ст. 81; Российская газета. 1999. 22 апр.

Новация, в данном случае предполагает замену одного обяза­тельства (например, погашение ГКО до 31 декабря 1999 г.) другим (погашение ОФЗ до 2013 г.) между теми же лицами с одновремен­ным прекращением первоначального обязательства (а следова­тельно, и с возможностью предъявлять какие-либо претензии к заемщику-государству).

Правила о новации соответственно применяются и к займам, вы­пускаемым муниципальными образованиями (п. 5 ст. 817 ГК РФ).

Другим мероприятием по управлению государственным долгом являются мероприятия государства по унифицированию займов, означающий обмен нескольких ранее выпущенных займов на один новый.

Аннулирование государственного внутреннего долга, т.е. пол­ный отказ от долговых обязательств, является, как правило, край­ней мерой по управлению внутренним долгом. Принятие такой меры обусловлено обычно сменой политической власти. Так про­изошло в 1918 г., когда советское правительство решило аннули­ровать долги царской России, в том числе и внутренние.

Начиная с момента ликвидации Союза ССР в России были вы­пущены в обращение следующие виды государственных ценных бумаг, относящихся к внутренним долговым обязательствам:

• облигации государственного внутреннего займа 1991 г.;

• облигации российского внутреннего выигрышного займа 1992г.;

• государственные краткосрочные бескупонные облигации 1993 г. (ГКО);

• облигации внутреннего государственного валютного облига­ционного займа 1993 г. и 1996 г. (ОВВЗ);

• золотой сертификат Минфина России 1993 г. и 1998 г.;

• облигации золотого федерального займа 1995 г.;

• облигации федеральных займов 1995 г. (ОФЗ);

• облигации государственных нерыночных займов 1996 г. (ОГНЗ);

• облигации государственного сберегательного займа (1995— 1998гг.)(ОГЗ);

• казначейские векселя Минфина РФ 1994 г.;

• казначейские обязательства Минфина РФ (КО) 1994 г.;

• государственные долговые товарные обязательства 1994 г. (не действуют с 1996 г.);

• государственные облигации, погашенные золотом 1998 г.

Среди выпущенных в обращение в России государственных ценных бумаг можно выделить долговые обязательства, относя­щиеся ко всем формам, закрепленным в Законе РФ «О государст­венном внутреннем долге Российской Федерации».

Таким образом, основная часть ценных бумаг, обращающихся в настоящее время на фондовом рынке Российской Федерации, выпущена в виде облигаций и относится к такой форме внутренне­го долга, как займы. Одним из них является государственный внутренний заем 1991 г. Условия выпуска этого займа были ут­верждены постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 сентября 1991 г.* Этот заем был выпущен сроком на 30 лет (с 1 июля 1991 г. по 30 июня 2021 г.) в виде облигаций номиналь­ной стоимостью 100 тыс. руб.

_____________________

* ВВС. 1991. №42. Ст. 1344; Письмо Центрального банка РФ от 20 мая 1992г. № 13//Бизнес и банки. 1992. № 30.

Облигации государственного внутреннего займа 1991 г. разме­щаются только среди юридических лиц (с ограниченным кругом обращения). Функции по продаже и обслуживанию займа возло­жены на Центральный банк России. Эти облигации являются именными. Каждый новый владелец облигации регистрируется в территориальном управлении Банка России. Держателям облига­ций годовой доход выплачивается по плавающей процентной став­ке. По первым двум разрядам выплачивался годовой доход в раз­мере 15% нарицательной стоимости облигации. Доход выплачива­ется только в безналичном порядке.

В связи с ликвидацией Союза ССР и в подтверждение правопре­емства Правительства РФ по обязательствам бывшего СССР перед гражданами России по облигациям государственного внутреннего выигрышного займа 1982 г. Правительство РФ 19 февраля 1992 г. приняло решение о выпуске российского внутреннего выигрышного займа 1992 г., действующее с изменениями, внесенными поста­новлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. с изменениями и дополнениями от 3 июля 1997 г. и от 30 июня 1998 г.*

_____________________

* Российская газета. 1992. 25 февр.; САПП. 1992. №6. Ст. 331; СЗ РФ. 1997. № 27. Ст. 3245; 1998. № 27.Ст.3193.

В соответствии с постановлением Правительства РФ все обли­гации государственного займа 1982 г. подлежали обмену на об­лигации российского займа 1992 г. по номиналу (с учетом ком­пенсации на 1 апреля 1991 г.). Владельцам облигаций 1982 г. было предоставлено право выбора: либо в добровольном порядке обменять их на облигации российского займа, либо получить доход от продажи облигаций, который зачислялся во вклады в учреждениях Сберегательного банка РФ с 1 октября 1992 г. Эми­тентом займа 1992 г. является Минфин России. Заем осущест­вляется отдельными разрядами. Облигации выпускаются по. мере их продажи населению.

Государственный заем в виде выпуска государственных крат­косрочных бескупонных облигаций (ГКО) выпущен в соответст­вии с постановлением Совета Министров — Правительства РФ «О выпуске государственных краткосрочных бескупонных об­лигаций» от 8 февраля 1993 г.* и действует с изменениями и дополнениями.** Номинальная стоимость облигации составляет 100 тыс. руб. Размещается заем среди юридических и физических лиц на срок три или шесть месяцев. Однако для каждого выпуска отдельно могут устанавливаться ограничения на потенциальных владельцев. Решение о выпуске ГКО принимается Минфином по согласованию с Центральным банком РФ, который является гене­ральным агентом по обслуживанию их выпуска.

______________________

* САПП. 1993. № 7. Ст. 567.

** СЗ РФ.1994.№ 23. Ст.2575;1997. № 51. Ст.5814;1998. № 27.Ст.3193.

Доход определен как разница в цене покупки с ценой погаше­ния. Погашение этих облигаций производится в безналичной форме путем перечисления их владельцу номинальной стоимости государственных бескупонных облигаций на момент погашения.

В соответствии с генеральными условиями эмиссии и обраще­ния облигаций федеральных займов, утвержденными постановле­нием Правительства РФ от 15 мая 1995 г., Министерством финан­сов РФ 14 июня 1995 г. выпущены облигации федеральных займов с постоянным и переменным купоном (ОФЗ).* По срокам обраще­ния ОФЗ могут быть среднесрочными или долгосрочными. Их владельцами могут быть российские и иностранные юридические и физические лица. Выпускаются в документарной форме с обяза­тельным централизованным хранением. Глобальный сертификат хранится депозитарием, который заключает с Минфином России договор. Функции субдепозитария выполняют уполномоченные организации, имеющие лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг, которые осуществляют учет прав на ОФЗ по счетам «Депо» депонентов (инвесторов).

_______________________

* СЗРФ. 1995. №21. Ст. 1967; 1998. №27. Ст. 3193; 1999. №11. Ст. 1296.

Внутренний государственный валютный облигационный заем также является одним из долговых обязательств Российской Федерации. Он выпущен в целях обеспечения условий, необходи­мых для урегулирования внутреннего валютного долга, а также выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 декаб­ря 1992 г. «О мерах по урегулированию внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР», действующий в редакции указов Пре­зидента РФ от 31 января 1996 г. и от 12 августа 1996 г.* Сами условия выпуска внутреннего государственного валютного облига­ционного займа были утверждены постановлением Правительства от 15 марта 1993 г.

_______________________

* ВВС. 1992. № 51. Ст. 3039; СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4071; № 36. Ст. 4234.

Валютный заем произведен путем выпуска облигаций на общую сумму 7885 млн долл. США. Облигации выпущены номи­налом: 1, 10 и 100 тыс. долл. США на предъявителя. Неотъемле­мой частью облигации является комплект купонов, количество которых определяется сроком погашения облигации. Держателя­ми облигаций являются юридические лица, имеющие валютные счета во Внешэкономбанке. На всю сумму средств, хранящихся на валютных счетах в этом банке, владельцам счетов (в том числе банкам) выдаются облигации займов, которые погашаются в тече­ние 15 лет (до 14 мая 2008 г).

В целях исполнения Указа Президента РФ « О некоторых мерах по упорядочению работы с внешним и внутренним валютным дол­гом Российской Федерации» 1996 г. Правительство РФ осущест­вляет в соответствии со своими постановлениями от 4 марта и 13 августа 1996 г.* выпуск облигаций внутреннего государствен­ного валютного облигационного займа на сумму 350 млн долл. США для погашения внутреннего валютного долга, который не был учтен при определении первоначального объема эмиссии внутреннего государственного валютного облигационного займа, на условиях, утвержденных постановлением Правительства от 15 марта 1993 г.** Срок погашения облигаций 1996 г. выпуска — 10 и 15 лет (т.е. до 14 мая 2006 г. и 14 августа 2011 г.).

_______________________

* СЗ РФ. 1996. № 12. Ст. 1115; № 34. Ст. 4071; № 36. Ст. 4234; Российская газета. 1997.18февр.

** САПП. 1993. № 12. Ст. 1002; см. также: пост. Правительства РФ от 18 июня 1999 г. (Экономика и жизнь. 1999. № 26).

В целях сохранения единой целостной системы учета облига­ций валютных займов 1993 г. и 1996 г. они выпущены в аналогич­ных документарных формах с сохранением единой системы нуме­рации облигаций.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 5 нояб­ря 1995 г. предусматривался также выпуск облигаций золотого Федерального займа, предусматривающий право их владельца на получение слитков золота. Однако Правительством РФ на основа­нии постановления от 23 декабря 1996 г. было признано нецелесо­образным с учетом состояния финансового рынка выпускать новый вид ценных бумаг.*

_______________________

* СЗ РФ. 1995. №46. Ст. 4447; 1997. №1. Ст. 172.

Облигации государственного сберегательного займа* выпуска­ются Минфином России начиная с 1995 г. Они являются государ­ственными ценными бумагами на предъявителя. Их владельцами могут быть российские и иностранные юридические и физические лица. Облигации выпускают отдельными выпусками на основе Ге­неральных условий сроком на один год. Их номинальная стои­мость 100 и 500 тыс. руб. Эти облигации свободно продаются и покупаются на территории РФ уполномоченными банками на ос­новании соглашений с Минфином России.

_______________________

* См.: Указ Президента РФ «О государственном сберегательном займе Россий­ской Федерации» от 9 августа 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3360; пост. Прави­тельства РФ «О генеральных условиях выпуска и обращения облигаций государст­венного сберегательного займа Российской Федерации» от 10 августа 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 34. Ст. 3455.

Облигации государственных нерыночных займов (ОГНЗ) вы­пускаются с 1996 г. Минфином России в соответствии с постанов­лением Правительства РФ «О Генеральных условиях эмиссии и обращения облигаций государственных нерыночных займов» от 21 марта 1996 г., действующим с изменениями от 3 июля 1997 г., 30 июня 1998 г., 24 февраля 1999 г.* По срокам они могут быть краткосрочными, среднесрочными или долгосрочными. Владель­цами ОГНЗ могут быть российские и иностранные юридические лица. Их владелец имеет право на получение при погашении обли­гации суммы основного долга (номинальной стоимости), а также дохода в виде процента, начисляемого на номинальную стоимость облигации. Периодичность выпусков, выплаты доходов определяются Минфином России. На вторичном рынке ОГНЗ не обращают­ся (т.е. владелец не вправе их продавать).

_______________________

* СЗ РФ. 1996. № 13. Ст. 1368; 1997. № 27. Ст. 3246; 1998. № 27. Ст. 3193.

В качестве долговых обязательств, гарантированных Прави­тельством РФ (одна из форм государственного внутреннего долга), на территории Российской Федерации были выпущены зо­лотые сертификаты 1993 г. В соответствии с «Основными усло­виями продажи золота путем выпуска Министерством финансов Российской Федерации золотых сертификатов 1993 года», утверж­денными постановлением Правительства РФ от 25 сентября 1993 г.,* золотой сертификат является государственной ценной бумагой, выпускаемой Министерством финансов РФ (эмитент). Номинал сертификата — 10 кг золота пробы 0,9999. Доход для держателя сертификата представляет собой разницу между ценой покупки и ценой погашения. Держателями могут быть юридичес­кие и физические лица. В целях продажи предусмотрено дробле­ние сертификатов банками (не менее 100 г).

______________________

* СЗ РФ. 1997. №43. Ст. 4971, 8779.

Для осуществления операций по купле-продаже золотых серти­фикатов коммерческие банки обязаны были получить специаль­ную лицензию Центрального банка РФ. Срок действия сертифика­та — один год.

Доход по сертификатам гарантировался Министерством финан­сов РФ на уровне трехмесячной ставки ЛИБОР по долларам США,* публикуемой в газете «Файненшл таймс», плюс 3%. 15 сентября

1994 г. Минфином России и Роскомдрагметом был утвержден по­рядок выдачи золотых слитков владельцам золотых сертификатов выпуска 1993 г. при их погашении.**

______________________

* «Лондонская межбанковская ставка предложений» (ЛИБОР) — процентные ставки, по которым авторитетнейшие банки Лондона предоставляют кредиты в европейских валютах первоклассным банкам путем размещения у них депозитов, а также средняя ставка по этим банкам (рассчитывается как средняя арифметичес­кая). См.: Финансовая газета. 1994. № 36, С. 23.

** См.: Экономика и жизнь. 1994. № 39; см. также: пост. Правительства РФ «О погашении золотых сертификатов Министерства финансов Российской Федера­ции выпуска 1993 года» от 27 сентября 1994 г. // СЗ РФ. 1997. № 43. Ст. 4984, 8805.

Казначейские векселя — еще один вид ценных бумаг, выпуска­емых в обращение государством для покрытия бюджетных расхо­дов. Это краткосрочные обязательства государства, выпускающие­ся сроком на 3, 6 и 12 месяцев, обычно на предъявителя. Реализу­ются в основном среди кредитных банковских организаций по цене ниже номинальной (со скидкой), а выкупаются по полной нарицательной стоимости. Таким образом, доход держателя казначейского векселя равен разнице между ценой погашения (номи­нальной) и продажной ценой.

В 1994 г. Министерство финансов РФ осуществило выпуск каз­начейских векселей на сумму 1100 млрд (неденоминированных) руб. Казначейские векселя 1994 г. выпускаются сериями, объем и даты выпуска которых устанавливаются Минфином России по со­гласованию с Центральным банком РФ. Срок казначейских вексе­лей 1994 г. определен в один год с даты составления. Владельцами казначейских векселей 1994 г. являются лишь юридические лица — резиденты РФ по российскому законодательству. Банк России выступает генеральным агентом и по обслуживанию казна­чейских векселей 1994 г.*

______________________

* Подробнее см.: пост. Правительства РФ от 14 апреля 1994г. «О выпуске казна­чейских векселей 1994 г. Министерства финансов РФ» //САПП.1994.№17.Ст. 1406.

В этом же году Министерство финансов РФ выпускает еще один вид ценных бумаг — казначейские обязательства. Казначейские обязательства выпущены на основании постановления Правитель­ства РФ «О выпуске казначейских обязательств» от 9 августа 1994 г.* Выпускаются они сериями, в бездокументарной форме на основании договоров с уполномоченными депозитариями. Их вла­дельцами могут выступать российские юридические и физические лица. По казначейским обязательствам должен был выплачивать­ся процентный доход. В дальнейшем был разрешен обмен казна­чейских обязательств на казначейские налоговые освобождения. Оформление последних производят органы федерального казна­чейства.**

______________________

* СЗ РФ. 1994. №16. Ст. 1911.

** Подробнее см., например: Порядок проведения зачета по налогам и другим платежам в Федеральный бюджет при финансировании расходов из федерального бюджета в 1996 году // Российские вести. 1996. 19 июня.

В соответствии с постановлением Правительства РФ «О государственных дол­говых товарных обязательствах» от 16 апреля 1994 г.* Правительством РФ было принято решение о частичном погашении целевых беспроцентных займов 1990 г., условия и порядок выпуска которых был определен постановлением Совета Мини­стров СССР «О выпуске государственных целевых беспроцентных займов» от 21 де­кабря 1989 г. В 1996 г. оно утратило силу в связи с принятием Федерального закона «О государственных долговых товарных обязательствах» от 1 июня 1995 г.** В соот­ветствии с этим Законом внутренним государственным долгом РФ признаны госу­дарственные долговые товарные обязательства в виде облигаций государственных целевых беспроцентных займов на приобретение товаров народного потребления, включая легковые автомобили, целевых чеков на приобретение легковых автомо­билей, чеков «Урожай-90», обязательств государства перед сдатчиками сельскохо­зяйственной продукции.

_______________________

* САПП. 1994. № 17. Ст. 1419; СЗ РФ. 1996. № 4. Ст. 289.

** СЗРФ. 1995 №23 Ст.2171; 1996 №4 .ст.285.

В 1998 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ «О Генеральных условиях эмиссии и обращения государственных облигаций, погашаемых золо­том» от 27 июля 1998 г., а также в соответствии с Законом РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» и Федеральным законом «О драгоцен­ных металлах и драгоценных камнях» было принято решение о выпуске в обраще­ние государственных облигаций, погашаемых золотом (золотые сертификаты).

Названные долговые обязательства Российской Федерации (золотые сертифи­каты) являются именными беспроцентными облигациями, предоставляющими их владельцу право на получение в срок погашения 1 кг химически чистого золота за каждый погашаемый сертификат.

Эмитентом золотых сертификатов от имени Российской Федерации выступает Министерство финансов РФ.

Эмиссия золотых сертификатов осуществляется отдельными выпусками. Параметры выпуска (в том числе дата выпуска, номинальная стоимость, объем выпуска, количество сертификатов, дата погашения) определяются Минфином РФ. Документом, удостоверяющим права, закрепляемые золотыми сертификата­ми каждого выпуска, является глобальный сертификат Минфина РФ. Золотые сертификаты выпускаются в документарной форме с обязательным централизован­ным хранением. Владельцами золотых сертификатов являются юридические и фи­зические лица.

В связи с кризисом 1998 г. принят Федеральный закон «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики» от 29 декабря 1998 г., где разработаны конкретные меры по новации государственного внутреннего долга, в частности владельцам ГКО и ОФЗ со сроками погашения до 31 декабря 1999 г., выпущенных в обращение до 17 августа 1998 г., предоставлена возможность реин­вестировать полученные от погашения денежные средства в государственные цен­ные бумаги. При этом для различных категорий инвесторов ГКО-ОФЗ процедура новации дифференцирована.

Так, кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг и органы государственной власти и местного самоуправления, являющиеся собственниками ГКО-ОФЗ, вправе 10% обязательств получить в денежной форме; 20% — обменять на ОФЗ с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) и 70% — на ОФЗ с фиксированным доходом (ОФЗ-ФД). Другие инвесторы, к которым относят­ся граждане и некоммерческие организации, вправе получить полную сумму пога­шения в деньгах в сроки, установленные при выпуске принадлежащих им облига­ций либо участвовать в новации на условиях последней категории инвесторов — тех, кто не относится к первым двум группам. Они вправе соответственно: 30% — получить в денежной форме; 20% — обменять на ОФЗ-ПД и 50% — на ОФЗ-ФД.

ОФЗ-ПД — это облигации с нулевым купонным доходом и сроком погашения 3 года, которые могут быть использованы для погашения задолженности перед феде­ральным бюджетом.

ОФЗ-ФД — облигации с 4—5-летним сроком обращения и с фиксированным

доходом (30, 25, 20, 15, 10% годовых, начиная с 19 августа 1998 г.).

Владельцы ГКО-ОФЗ, не пожелавшие участвовать в новации, будут получать по ним доход в установленные в них сроки путем зачисления средств на инвестици­онные счета, режим которых будет определен законодателем дополнительно .*

__________________________

* СЗ РФ. 1999. № 1. Ст. 1. См. также: ст. 95—97 Федерального закона «О феде­ральном бюджете на 1999 год» //СЗ РФ. 1999. № 9. Ст. 1093; Финансы. 1999. № 5. С. 24—27; Федеральный закон «О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации» от 12 июля 1999 г. // Российская газета. 1999. 21 июля.