3.4.4. Налог на прибыль предприятий и организаций
Налог на прибыль предприятий и организаций установлен Законом РФ от 27 декабря 1991 г.* и введен с 1992 г. взамен ранее действовавших платежей из прибыли государственных предприятий и налогов с колхозов, предприятий кооперативных и общественных организаций. Он отнесен к разряду федеральных налогов. Крупные поступления по этому налогу позволили использовать его в качестве регулирующего доходного источника в отношении бюджетов субъектов Российской Федерации в целях их сбалансированности. В таком качестве налог закреплен в Законе «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (п. 4 ст. 19).
___________________
* ВВС. 1992. № 11. Ст. 525; с изм. и доп. на 31 марта 1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 14. Ст.1660.
Однако впоследствии поступления данного налога были поделены на две части — федеральную и субъектов Федерации. Последние получили право самостоятельно утверждать ставки налога (в установленных федеральным законодательством пределах) в части, подлежащей зачислению в их бюджеты. Такой порядок был первоначально введен с 1994 г. Указом Президента РФ «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» от 22 декабря 1993 г.* и затем закреплен в законодательных актах. Налоговый кодекс РФ (часть первая) по-прежнему предусматривает налог на прибыль предприятий и организаций в перечне федеральных платежей.
______________________
* САПП. 1993. № 52. Ст. 5076; 1994. № 1. Ст. 5.
Помимо упомянутого изменения с 1994 г. было отменено налогообложение доходов банков и страховых организаций на основе особого законодательства и на этих субъектов распространен Закон о налоге на прибыль предприятий и организаций.
С учетом изменений и дополнений Закон относит к плательщикам налога на прибыль:
а) предприятия и организации (в том числе бюджетные), являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, включая кредитные и страховые организации;
б) созданные на российской территории предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность;
в) филиалы и другие обособленные подразделения предприятий и организаций, включая филиалы кредитных и страховых организаций, за исключением филиалов (отделений) Сбербанка РФ, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет;
г) филиалы (территориальные банки) Сбербанка РФ, созданные в республиках, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге.
Перечисленные плательщики в дальнейшем именуются «предприятиями», а кредитные, страховые организации и их филиалы — соответственно банками и страховщиками при необходимости определения особенностей их налогообложения.
Для предприятий некоторых отраслей народного хозяйства, а именно: для предприятий, относящихся к основной деятельности железнодорожного транспорта и связи, а также объединений и предприятий по газификации и эксплуатации газового хозяйства, порядок уплаты налога на прибыль устанавливается особо Правительством РФ.
Предприятия любых организационно-правовых форм не являются плательщиками данного налога по прибыли от реализации ими сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной ими собственной сельскохозяйственной продукции (за исключением сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому законодательными органами субъектов Федерации). Однако названные предприятия уплачивают налог на прибыль, полученную от других видов деятельности.
Организации, занимающиеся игорным бизнесом, который подлежит особому налогообложению, вместе с тем должны уплачивать налог на прибыль, полученную от иных видов деятельности, на основании Федерального закона «О налоге на игорный бизнес» от 31 июля 1998г.*
____________________
* СЗ РФ. 1998. №31. Ст. 3820.
Объектом налогообложения является валовая прибыль предприятия, полученная от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия, и доходов от внереализационных операций, уменьшенная на сумму расходов по этим операциям.
Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (без налога на добавленную стоимость и акцизов) и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции, в том числе на оплату труда. Перечень затрат, включаемых в себестоимость, и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли, должен определяться особым федеральным законом. До его принятия следует руководствоваться ранее установленным порядком.*
При определении прибыли от реализации основных фондов и иного имущества предприятия для целей налогообложения учитывается разница между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и имущества, увеличенной на индекс инфляции. Этот индекс исчисляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
______________________
* См.: Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. Утв. пост. Правительства РФ от 5 августа 1992 г. // САПП. 1992. № 9. Ст. 602;
СЗ РФ. 1995. № 28. Ст. 2686; 1996. № 43. Ст. 4924; № 49. Ст. 5557.
В состав доходов от внереализационных операций входят доходы, получаемые от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду, доходы по ценным бумагам, принадлежащим предприятию, прибыль, полученная при исполнении соглашения о разделе продукции, и другие доходы, непосредственно не связанные с производством продукции (работ, услуг) и ее реализацией. Сюда же входят суммы безвозмездной помощи и др.
При исчислении налогооблагаемой базы банков валовая прибыль уменьшается на сумму отчислений на формирование резервов под обесценение ценных бумаг и на возможные потери по ссудам.
Бюджетные учреждения и другие некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с получаемой от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами.
Закон предусматривает особенности определения налогооблагаемой прибыли иностранных юридических лиц: налогообложению подлежит лишь та часть прибыли, которая получена иностранным юридическим лицом в связи с деятельностью в Российской Федерации. В случаях, когда не ведется отдельного учета такой прибыли, она может быть определена на основе расчета, согласованного налогоплательщиком с налоговым органом, если же не представляется возможность прямо определить эту прибыль, то налоговый орган вправе рассчитывать ее на основании валового дохода или произведенных расходов, исходя из нормы рентабельности — 25 процентов.
Ставки налога. Установлены две раздельные ставки для зачисления в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ (с одной и той же суммы облагаемой налогом прибыли перечисленных предприятий). Федеральным законом от 31 марта 1999 г. их размер понижен и составляет: для зачисления в федеральный бюджет 11% (вместо 13%) и в бюджеты субъектов РФ — не свыше 19% (вместо 22%), а для предприятий от прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, страховщиков, бирж, брокерских контор, банков, других кредитных организаций не свыше 27% (вместо 30%). Конкретные ставки налога в указанных пределах для зачисления в бюджеты субъектов РФ устанавливают законодательные органы соответствующих субъектов РФ.
По данному налогу предусмотрена широкая система льгот, имеющих стимулирующее, социальное и иное значение. Среди них следующие группы льгот.
1. Льготы, призванные стимулировать расходы предприятий на определенные направления их деятельности, имеющие экономическое и социальное значение общего характера (затраты на финансирование капитальных вложений производственного назначения предприятиями сферы материального производства; на содержание находящихся на балансе предприятий объектов и учреждений социального значения — здравоохранения, народного образования, культуры и т.п.; взносы на благотворительные цели в пределах 5% облагаемой прибыли (в Фонд 50-летия Победы — 10%); затраты образовательных учреждений на нужды образовательного процесса (включая оплату труда) в данном образовательном учреждении; научных организаций — непосредственно на развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; затраты предприятий на развитие социальной и коммунально-бытовой сферы для содержания спецконтингента и социальной сферы личного состава уголовно-исполнительной системы и некоторые другие). На суммы фактически произведенных указанных расходов для данных предприятий уменьшается облагаемая прибыль.
2. Льготы для отдельных предприятий, нуждающихся в силу своих особенностей в финансовой поддержке. Это предприятия, не менее 50% общего числа работников которых составляют инвалиды и (или) пенсионеры. Для этих предприятий сумма налога понижается на 50%.
У предприятий, находящихся в собственности творческих союзов, из налогооблагаемой прибыли исключается сумма прибыли, направленная на осуществление уставной деятельности этих союзов.
Несколько льгот предусмотрено и для малых предприятий. Так, предприятия, получившие убыток в предыдущем году, за исключением убытков от операций с ценными бумагами, освобождаются от уплаты налога с той части прибыли, которая направляется на покрытие убытка в течение пяти лет. Не облагается налогом прибыль от вновь созданного производства на период его окупаемости (не свыше трех лет) и т.д.
3. Льготы для организаций, нуждающихся в финансовой поддержке в силу своего социального предназначения. Освобождены от налога на прибыль общественные организации инвалидов; специализированные протезно-ортопедические предприятия; прибыль от производства продукции традиционных народных, а также народных художественных промыслов, психиатрические, психоневрологические и противотуберкулезные учреждения; государственные и муниципальные музеи, библиотеки, театры и т.п.
Освобождены также религиозные объединения и находящиеся в их собственности предприятия от налога на прибыль от культовой деятельности, а также на прибыль, направляемую на осуществление религиозной деятельности этих объединений.
Законодательство устанавливает в определенных случаях условия и пределы предоставляемых льгот, а также общее ограничение по уменьшению сумм налога за счет льгот.*
________________________
* См. п 7 ст. 6 Закона «О налоге на прибыль предприятий» в ред Федерального закона от 31 марта 1999 г.
Состав налоговых льгот, как и ставки налога на прибыль, могут изменяться при утверждении федерального бюджета на предстоящий год.
Сроки уплаты. Предприятия, за исключением иностранных юридических лиц, уплачивают в бюджет в течение квартала авансовые взносы налога на прибыль (исходя из ее предполагаемой суммы) не позднее 15 числа каждого месяца равными долями в размере одной трети квартальной суммы.
Начиная с 1 января 1997 г. все предприятия, за некоторыми исключениями, имеют право перейти на ежемесячную уплату налога, исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий месяц.
Иностранные организации уплачивают налог на прибыль в на-. логовом органе по месту их постановки на учет. Не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, они должны представлять в этот налоговый орган отчет о деятельности в РФ и налоговую декларацию.
Закон предусматривает особенности уплаты налогов с отдельных видов доходов, которые взимаются с предприятий помимо налога на прибыль. В отношении них установлены особые ставки налога. К таким доходам отнесены следующие.
В размере 15% облагаются дивиденды, проценты, полученные по ценным бумагам, в том числе доходы, полученные по государственным ценным бумагам РФ и субъектов РФ, а также органов местного самоуправления; доходы от долевого участия в других предприятиях, созданных на территории Российской Федерации. При этом не взимается налог с доходов в виде дивидендов и доходов от долевого участия, выплачиваемых инвестором в соответствии с соглашением о разделе продукции за счет прибыли, полученной им при исполнении указанного соглашения.
В размере 70% облагаются доходы видеосалонов (видеопоказа) от проката носителей с видео- и аудиозаписями. Суммы налога с доходов, взимаемого по ставке 15%, зачисляются в федеральный бюджет, с других доходов — в бюджеты субъектов Федерации.
Установлены также ставки налогов, уплачиваемых иностранными юридическими лицами с доходов, не связанных с их деятельностью в Российской Федерации (от дивидендов, процентов, долевого участия в предприятиях с иностранными инвестициями, от использования авторских прав, лицензий и др.).
Если международным договором Российской Федерации или бывшего СССР установлены иные правила, чем в российском законодательстве о налоге на прибыль предприятий и организаций, то применяются правила международного договора. Но в договоры запрещается вносить оговорки, в соответствии с которыми предприятие или иностранное лицо берет на себя обязательство нести расходы по уплате налога других налогоплательщиков.
В целях устранения двойного налогообложения учитывается сумма налога на прибыль (доход), уплаченная российскими организациями за границей в соответствии с законодательством иностранных государств, однако только в пределах сумм налога, уплаченных с дохода от источников за пределами РФ.
- Принятые сокращения
- Предисловие
- Общая часть
- 1. Финансы и финансовая деятельность государства и муниципальных образований
- Финансы и финансовая система Российской Федерации в систему российского права в качестве одной из ее отраслей входит финансовое право.
- 1.2. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований: понятие, роль и методы
- 2. Финансовое право Российской Федерации как отрасль права
- 2.1. Предмет и понятие финансового права
- 2.2. Финансовое право в системе российского права: его особенности и связь с другими отраслями права
- 2.3. Система и источники финансового права
- 3. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения
- 3.1. Понятие и виды финансово-правовых норм
- 3.2. Финансовые правоотношения, их особенности и виды
- 3.3. Субъекты финансового права
- 3.4. Защита прав субъектов финансовых правоотношений
- 4. Правовые основы и принципы финансовой деятельности государства и муниципальных образований
- 4.1. Основные принципы финансовой деятельности государства и муниципальных образований
- 4.2. Распределение компетенции государственных органов и органов местного самоуправления в области финансовой деятельности
- 4.3. Правовые формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления
- 5. Финансовый контроль
- 5.1. Понятие и значение финансового контроля
- 5.2. Виды и органы финансового контроля
- 5.3. Методы финансового контроля
- Особенная часть
- 1.1.2. Бюджетное право и бюджетные правоотношения
- 1.1.3. Бюджетное устройство в Российской Федерации
- 1.1.4. Состав доходов и расходов бюджетной системы, их распределение между бюджетами
- 1.2. Бюджетные права(компетенция) Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований
- 1.2.1. Понятие и содержание бюджетных прав (компетенции)
- 1.2.2. Особенности бюджетных прав (компетенции) Российской Федерации
- 1.2.3. Особенности бюджетных прав (компетенции) субъектов Российской Федерации
- 1.2.4. Особенности бюджетных прав (компетенции) муниципальных образований
- 1.3. Бюджетный процесс
- 1.3.1. Понятие бюджетного процесса и его принципы
- 1.3.2. Стадия составления проекта бюджета
- 1.3.3. Стадии рассмотрения и утверждения бюджета
- 1.3.4. Стадия исполнения бюджета
- 1.3.5. Отчет об исполнении бюджета
- 1.4. Правовой режим целевых государственных и местных денежных фондов
- 1.4.1. Понятие, классификация и основы правового регулирования целевых государственных и муниципальных фондов
- 1.4.2. Правовой режим целевых бюджетных фондов
- 1.4.3. Правовой режим государственных и местных внебюджетных фондов
- 1.4.4. Правовой режим целевых фондов Правительства рф
- 1.4.5. Правовой режим государственных отраслевых (ведомственных) денежных фондов
- 2. Правовой режим финансов государственных и муниципальных предприятий
- 2.1. Понятие и основы правового регулирования финансов государственных и муниципальных предприятий
- 2.1.1. Понятие финансов государственных и муниципальных предприятий
- 2.1.2. Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект финансово-правового регулирования
- 2.1.3. Правовые основы планирования финансовых ресурсов предприятия
- 2.2. Правовое регулирование источников образования финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий
- 2.2.1. Выручка и прибыль предприятия
- 2.2.2. Правовое регулирование определения себестоимости продукции (работ, услуг)
- 2.2.3. Правовые основы использования кредита, амортизационных отчислений и прочих поступлений государственными и муниципальными предприятиями
- 2.2.4. Порядок распределения и использования прибыли государственных и муниципальных предприятий
- 3. Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов
- 3.1. Понятие, система и основы правового регулирования государственных и муниципальных доходов
- 3.1.1. Понятие и основы правового регулирования государственных и муниципальных доходов
- 3.1.2. Система государственных и муниципальных доходов
- 3.1.3. Неналоговые государственные и муниципальные доходы
- Контрольные вопросы
- 3.2. Общие положения налогового права
- 3.2.1. Налоги, их понятие и роль
- 3.2.2. Система налогов и сборов в Российской Федерации. Порядок установления налогов и сборов
- 3.2.3. Налоговое право Российской Федерации, его источники
- 3.2.4. Налоговые правоотношения. Субъекты налогового права
- 3.2.5. Ответственность и защита прав налогоплательщиков
- 3.3. Налоги с физических лиц
- 3.3.1. Общие положения
- 3.3.2. Подоходный налог с физических лиц
- 3.3.3. Налоги на имущество физических лиц
- 3.3.4. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения
- 3.4. Налоги с организаций
- 3.4.1. Общие положения
- 3.4.2. Налог на добавленную стоимость
- 3.4.3. Акцизы
- 3.4.4. Налог на прибыль предприятий и организаций
- 3.4.5. Налог на имущество предприятий
- 3.4.6. Налог на операции с ценными бумагами
- 3.5. Налоги целевые
- 3.5.1. Общие положения
- 3.5.2. Налоги, зачисляемые в дорожные фонды
- 3.5.3. Земельный налог
- 3.5.4. Сбор на нужды образовательных учреждений
- 3.5.5. Налог с продаж
- 3.6. Иные налоги, общие для организаций и физических
- 3.6.1. Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте
- 3.6.2. Налог на игорный бизнес
- 3.6.3. Налог на отдельные виды транспортных средств
- 3.6.4. Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности
- 3.6.5. Упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства
- 3.6.6. Налоговый кредит. Инвестиционный налоговый кредит
- 3.7. Местные налоги и сборы
- 3.7.1. Особенности местных налогов и сборов
- 3.7.2. Местные налоги и сборы, подлежащие введению на всей территории Российской Федерации
- 3.7.3. Местные налоги и сборы, вводимые по усмотрению органов местного самоуправления
- 3.8. Иные платежи, входящие в систему налогов и сборов
- 3.8.1. Общие положения
- 3.8.2. Государственная и таможенная пошлины
- 3.8.3. Лицензионные сборы
- 3.8.4. Платежи за пользование природными ресурсами
- 3.9. Правовое регулирование обязательных платежей в государственные социальные внебюджетные фонды
- 3.9.1. Страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды и принципы их взимания
- 3.9.2. Особенности взимания и ответственность за неуплату страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды
- Контрольные вопросы
- 4. Правовые основы государственного и муниципального кредита и организации страхового дела
- 4.1. Правовые основы государственного и муниципального кредита
- 4.1.1. Понятие и значение государственного и муниципального кредита в Российской Федерации. Государственный и муниципальный внутренний долг
- 4.1.2. Формы государственного и муниципального внутреннего долга
- 4.1.3. Финансовые правоотношения в области государственного (муниципального) кредита
- 4.1.4. Правовое регулирование внутренних государственных и муниципальных займов. Управление государственным и муниципальным долгом
- 4.1.5. Правовое регулирование сберегательного дела
- 4.2. Правовое регулирование организации страхового дела
- 4.2.1. Общая характеристика страхования и основ организации страхового дела
- 4.2.2. Виды страхования. Обязательное страхование
- 5. Правовое регулирование финансирования государственных и муниципальных расходов
- 5.1. Государственные и муниципальные расходы как финансово-правовая категория
- 5.1.1. Понятие и система государственных и муниципальных расходов
- 5.1.2. Понятие и правовые принципы финансирования государственных и муниципальных расходов
- 5.1.3. Правовые основы финансирования капитальных вложений
- 5.2. Правовой режим сметно-бюджетного финансирования
- 5.2.1. Понятие сметно-бюджетного финансирования и его объекты
- 5.2.2. Смета бюджетного учреждения и ее значение
- 5.2.3. Правовое регулирование внебюджетных средств бюджетных учреждений
- 6. Правовые основы банковского кредита, денежного обращения и расчетов. Основы валютного регулирования и валютного контроля
- 6.1. Правовые основы банковского кредитования
- 6.1.1. Понятие, принципы и виды банковского кредита
- 6.1.2. Взаимоотношения Банка России с кредитными организациями
- 6.1.3. Банк России — орган банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций
- Контрольные вопросы
- 6.2. Правовые основы денежного обращения и расчетов
- 6.2.1. Понятие денежной системы
- 6.2.2. Правовые основы денежной системы Российской Федерации
- 6.2.3. Правовые основы обращения наличных денег
- 6.2.4. Правовые основы безналичного денежного обращения
- 6.2.5. Правила ведения кассовых операций
- 6.3. Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля
- 6.3.1. Понятие валюты и валютных ценностей
- 6.3.2. Понятие и содержание валютного регулирования
- 6.3.3. Валютный контроль
- Содержание
- 1. Правовой режим 87
- 2. Правовой режим финансов государственных и муниципальных предприятий 147
- 3. Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов 163
- 4. Правовые основы государственного и муниципального кредита и организации страхового дела 294
- 5. Правовое регулирование финансирования государственных и муниципальных расходов 351
- 6. Правовые основы банковского кредита, денежного обращения и расчетов. Основы валютного регулирования и валютного контроля 366