2.2. Финансовое право в системе российского права: его особенности и связь с другими отраслями права
В систему российского права входит ряд отраслей — наиболее крупных ее подразделений. Каждая из них распространяется на особый вид общественных отношений, требующих соответствующих методов правового регулирования* (подчинение одних субъектов другим или закрепление равенства сторон и др.).
В литературе высказывались сомнения по поводу самостоятельности финансового права как отрасли в системе права. Утверждалось, к примеру, что это часть государственного и административного права, или даже только административного. В дискуссии по этому вопросу были высказаны убедительные доводы, опровергнувшие упомянутые сомнения, и главный аргумент — наличие у финансового права специфики в предмете и методе правового регулирования, что требуется для выделения совокупности юридических норм в отрасль права.**
______________________
* См.: Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1981. Т. 1. С. 244; Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997. С. 353.
** См., например: Бесчеревных В.В. Компетенция Союза ССР в области бюджета. М., 1976. С. 24—32; Ровинский ЕА. Указ. соч. С. 59—85.
Прошло более двух десятилетий с тех пор, как положительный ответ на этот вопрос обоснованно утвердился, а дискуссия безболезненно и незаметно прекратилась. Ее бесперспективность и бесплодность особенно очевидны в современных условиях. Экономические преобразования, усиливая роль финансового механизма, вызывают необходимость более глубокой правовой регламентации его функционирования, обусловливают развитие финансового права Российской Федерации в качестве особой отрасли права.
Заметим, что финансовое право в самостоятельном виде существовало в дореволюционной (до 1917 г.) России и преподавалось в университетах.* Такое же положение существует и в современных зарубежных странах.**
____________________
* Например, были изданы пособия и учебники: Лебедев ВА. Финансовое право:
В 2 т. СПб., 1882—1885; Тарасов А. Очерки науки финансового права. 1883;
Львов Дм. Курс финансового права. М., 1888; Слуцкий М.И. Популярные лекции по финансовому праву. СПб., 1902.
** См., например: Годме П.М. Указ. соч.; Ангелов А. Финансово право на НР Болгария. София, 1960.
Итак, являясь в системе права Российской Федерации одной из его отраслей, финансовое право имеет свой предмет регулирования, не свойственный другим отраслям права, а именно финансовые общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Они отличаются спецификой содержания и целенаправленности, форм проявления. Для отношений, которые входят в предмет этой отрасли права, характерна обязательная связь с функциями по образованию, распределению или использованию государственных (и муниципальных) денежных фондов (доходов), а также контролем за этими процессами. Такое содержание предмета финансового права обусловливает и особенности его методов регулирования, т.е. приемов, способов, средств юридического воздействия на поведение участников финансовых отношений, на характер взаимосвязей между ними.
Основной метод финансово-правового регулирования — императивный, проявляющийся во властных предписаниях одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства или муниципальных образований и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями. Такой метод свойствен и ряду других отраслей права, например административному. Но в финансовом праве он имеет специфику в своем конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных государством на властные действия.
По своему содержанию эти предписания касаются порядка и размеров платежей в государственную или муниципальную казну, целей использования государственных и муниципальных денежных средств и т.п. Такой метод способствует своевременному и в полном объеме поступлению средств в распоряжение государства (или муниципальных образований), их использованию по целевому назначению в соответствии с государственными (муниципальными) планами и программами, соблюдению режима экономии.
При использовании государством для формирования своих ресурсов платежей добровольного характера (государственные займы, казначейские обязательства, лотереи и т.п.) в определенной части также действует метод властных предписаний. Таким методом, например, государство устанавливает условия проведения государственных внутренних займов, выпуска государственных казначейских обязательств, что не может быть изменено соглашением сторон и является обязательным для соблюдения лицами, вступившими в данные отношения.
Особенности основного метода финансового права заметно проявляются и в круге государственных органов, уполномоченных давать властные предписания участникам финансовых отношений.
В силу существующего распределения компетенции между государственными органами большая часть таких предписаний реализуется финансово-кредитными органами государства, созданными специально для осуществления финансовой деятельности. Вместе с тем органы местного самоуправления вправе создавать муниципальную налоговую службу и муниципальное казначейство в целях управления средствами местной казны и обеспечения поступления в нее местных налогов.* Однако они могут действовать в этом направлении и через государственные налоговые органы и федеральное казначейство. Участники финансовых отношений, которым адресованы данные предписания (различные органы государственного управления, организации и т.д.), находятся во взаимосвязи с этими органами и в зависимости от них лишь по линии функций финансовой деятельности. У них нет подчинения по всем направлениям, как при отраслевом управлении «по вертикали» (министерство — «вверху» и подведомственные ему организации — «внизу»).
_____________________
* См: Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 г. // СЗ РФ. 1997 № 39. Ст. 4464.
Однако это не означает, что финансово-правовое регулирование методом властных предписаний не распространяется на отношения «вертикального» подчинения. Властные предписания, касающиеся финансовой деятельности предприятий, организаций и учреждений, направляются и со стороны их вышестоящих органов. Но для финансово-правового регулирования наиболее характерно использование этого метода именно в функциональных взаимосвязях с финансово-кредитными органами.
Финансово-правовому регулированию свойственны и иные методы: рекомендации, согласования и т.п. В настоящее время такие методы получают все более широкое применение (это обусловлено повышением уровня самостоятельности субъектов Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений). Так, федеральное законодательство содержит рекомендации субъектам РФ о преобразовании их внебюджетных целевых фондов в бюджетные, устанавливает отдельные налоги, о введении которых принимают решения представительные органы государственной власти субъектов РФ.
По вопросам, касающимся общих принципов налогообложения, в Федеральном Собрании РФ должны быть рассмотрены предложения субъектов Федерации. Финансовые органы могут предоставлять предприятиям на условиях, установленных законодательством России, налоговый кредит (отсрочку платежа на основе соглашения между ними). Все эти методы могут находиться в том или ином сочетании с основным методом финансово-правового регулирования — методом властных предписаний.
Особенности финансового права полнее раскрываются при его сопоставлении и отграничении от других отраслей права.
В связи с тем, что финансовое право распространяется на одну из областей деятельности государства, оно тесно соприкасается с конституционным и административным правом, охватывающими своим воздействием организацию и деятельность государства в целом.
Имеется сходство и по видам государственной деятельности, на которые распространяется регулирование со стороны этих отраслей права. Конституционное право закрепляет основы организации и деятельности представительных и исполнительных органов власти. А административное право регулирует общественные отношения в области государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти. Финансовое же право распространяется на оба этих вида государственной деятельности, поскольку финансовая деятельность может осуществляться и теми и другими органами.
Конституционное право — ведущая отрасль в системе права. Оно закрепляет правовое положение личности, основы общественного строя российского государства, его федеративное устройство, систему и принципы организации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Как и все отрасли права, финансовое право базируется и развивается на этих основах. Например, федеративное государственное устройство России обусловило наличие бюджетных прав у республик, краев, областей, автономных образований как субъектов Федерации, возможности их участия в решении финансовых вопросов, отнесенных к ведению федеральных органов. Финансово-правовые нормы, регулирующие состав и порядок образования государственных доходов, основаны на конституционных положениях об экономической системе Российской Федерации, о разнообразии форм собственности как ее основе.
Конституционное право содержит также нормы, непосредственно относящиеся к финансовому праву. Они закрепляют основы организации финансовой деятельности государства. В качестве примера можно указать нормы, устанавливающие компетенцию Государственной Думы по принятию законов о федеральном бюджете, налогах и сборах и по другим вопросам финансовой деятельности государства, полномочия Правительства РФ по обеспечению единой финансовой, кредитной и денежной политики, права органов местного самоуправления по утверждению местного бюджета и установлению местных налогов. Эти нормы конкретизируются в финансовом праве. Исходя из них, оно устанавливает подробные правила, касающиеся деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в области финансов. Так, существует большая группа финансово-правовых норм, которые детально регулируют порядок составления, рассмотрения и утверждения бюджетов всех уровней, порядок реализации утвержденных бюджетов, определяют перечень бюджетных доходов и т. д. Конституционное право закрепляет исходные начала как финансового права в целом, так и каждого финансово-правового института.
Поскольку значительная часть образования, распределения и использования государственных денежных фондов (доходов) осуществляется в процессе государственного управления как деятельности органов исполнительной власти, финансовое и административное право используют сходные методы правового регулирования, главным образом, метод властных предписаний. Однако при
всем сходстве этих отраслей они различаются по предмету регулирования. Отношения, которые непосредственно связаны с выполнением органами государственного управления функций по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов, входят в предмет финансового права. К сфере административного права относится регулирование и координация деятельности министерств, комитетов и других органов исполнительной власти в экономике, социально-культурной сфере и т.п. функции. Финансовое же право определяет источники и порядок образования денежных фондов министерств, комитетов, источники и порядок их финансирования, виды платежей, порядок распределения между подведомственными организациями бюджетных ассигнований и т.д. В процессе деятельности финансово-кредитных органов возникают также отношения, которые регулируются нормами как финансового, так и административного права. Финансовое право регулирует такие отношения, которые непосредственно связаны с выполнением этими органами функций по мобилизации денежных средств в распоряжение государства, их распределению и контролю за использованием. Административное право закрепляет структуру финансово-кредитных органов, организационные формы их деятельности, порядок назначения и увольнения должностных лиц и т.п.
Связь финансового права с муниципальным обусловлена комплексным характером последнего, концентрирующим в себе нормы многих отраслей права, регулирующие отношения, возникающие в процессе формирования и деятельности органов местного самоуправления в целом.* В их круг вошли и нормы финансового права, предметом которого являются отношения органов местного самоуправления в области их финансовой деятельности.
___________________
* По вопросу о месте муниципального права в системе российского права высказаны неоднозначные мнения, обосновывающие и его комплексный характер, и самостоятельность, и вхождение в другие отрасли права, например административное. См., например: Кутафин О.Е., Фадеев В И. Муниципальное право России. М., 1997; Писарев А.Н. Муниципальное право Российской Федерации. М., 1997; Бялкина Т.М. Муниципальное право Российской Федерации. Воронеж, 1998; Старилов Ю.Н. Административное право. История, наука, предмет, нормы. Воронеж, 1998. Ч.1. Гл. 4.
Финансовое право находится в тесной связи с гражданским правом, поскольку в его предмет среди имущественных отношений входят и денежные отношения. Кроме того, государственные органы, в том числе финансово-кредитные органы, осуществляя государственное регулирование и управление в сфере финансов, одновременно выступают в качестве юридических лиц. Поэтому в связи с выполнением ими функций по мобилизации и распределению государственных денежных средств они вступают в отношения на основе договора (например, договор ссуды, договор хранения и др.). Для таких отношений характерно равенство, экономическая обособленность сторон, и в предмет финансово-правового регулирования они не входят.
Нормы финансового права в данном случае устанавливают порядок мобилизации денежных средств в распоряжение государства этими органами, источники финансово-кредитных ресурсов, которыми они оперируют, порядок планирования процесса образования и распределения создаваемых ими денежных фондов, способы проведения контроля за финансовой деятельностью организаций и т.п. Во всех этих случаях данные органы наделены властными полномочиями, необходимыми для выполнения их функций.
Финансовое право связано и с другими отраслями российского права. Однако в рассмотренных случаях соприкосновение между отраслями права наиболее близкое.
Выяснение особенностей финансового права, умение отграничить его от других отраслей права имеет существенное практическое значение, так как способствует четкой организации финансовой деятельности государства и муниципальных образований с учетом ее специфики, помогает правильному применению юридических мер воздействия в необходимых случаях.
- Принятые сокращения
- Предисловие
- Общая часть
- 1. Финансы и финансовая деятельность государства и муниципальных образований
- Финансы и финансовая система Российской Федерации в систему российского права в качестве одной из ее отраслей входит финансовое право.
- 1.2. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований: понятие, роль и методы
- 2. Финансовое право Российской Федерации как отрасль права
- 2.1. Предмет и понятие финансового права
- 2.2. Финансовое право в системе российского права: его особенности и связь с другими отраслями права
- 2.3. Система и источники финансового права
- 3. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения
- 3.1. Понятие и виды финансово-правовых норм
- 3.2. Финансовые правоотношения, их особенности и виды
- 3.3. Субъекты финансового права
- 3.4. Защита прав субъектов финансовых правоотношений
- 4. Правовые основы и принципы финансовой деятельности государства и муниципальных образований
- 4.1. Основные принципы финансовой деятельности государства и муниципальных образований
- 4.2. Распределение компетенции государственных органов и органов местного самоуправления в области финансовой деятельности
- 4.3. Правовые формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления
- 5. Финансовый контроль
- 5.1. Понятие и значение финансового контроля
- 5.2. Виды и органы финансового контроля
- 5.3. Методы финансового контроля
- Особенная часть
- 1.1.2. Бюджетное право и бюджетные правоотношения
- 1.1.3. Бюджетное устройство в Российской Федерации
- 1.1.4. Состав доходов и расходов бюджетной системы, их распределение между бюджетами
- 1.2. Бюджетные права(компетенция) Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований
- 1.2.1. Понятие и содержание бюджетных прав (компетенции)
- 1.2.2. Особенности бюджетных прав (компетенции) Российской Федерации
- 1.2.3. Особенности бюджетных прав (компетенции) субъектов Российской Федерации
- 1.2.4. Особенности бюджетных прав (компетенции) муниципальных образований
- 1.3. Бюджетный процесс
- 1.3.1. Понятие бюджетного процесса и его принципы
- 1.3.2. Стадия составления проекта бюджета
- 1.3.3. Стадии рассмотрения и утверждения бюджета
- 1.3.4. Стадия исполнения бюджета
- 1.3.5. Отчет об исполнении бюджета
- 1.4. Правовой режим целевых государственных и местных денежных фондов
- 1.4.1. Понятие, классификация и основы правового регулирования целевых государственных и муниципальных фондов
- 1.4.2. Правовой режим целевых бюджетных фондов
- 1.4.3. Правовой режим государственных и местных внебюджетных фондов
- 1.4.4. Правовой режим целевых фондов Правительства рф
- 1.4.5. Правовой режим государственных отраслевых (ведомственных) денежных фондов
- 2. Правовой режим финансов государственных и муниципальных предприятий
- 2.1. Понятие и основы правового регулирования финансов государственных и муниципальных предприятий
- 2.1.1. Понятие финансов государственных и муниципальных предприятий
- 2.1.2. Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект финансово-правового регулирования
- 2.1.3. Правовые основы планирования финансовых ресурсов предприятия
- 2.2. Правовое регулирование источников образования финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий
- 2.2.1. Выручка и прибыль предприятия
- 2.2.2. Правовое регулирование определения себестоимости продукции (работ, услуг)
- 2.2.3. Правовые основы использования кредита, амортизационных отчислений и прочих поступлений государственными и муниципальными предприятиями
- 2.2.4. Порядок распределения и использования прибыли государственных и муниципальных предприятий
- 3. Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов
- 3.1. Понятие, система и основы правового регулирования государственных и муниципальных доходов
- 3.1.1. Понятие и основы правового регулирования государственных и муниципальных доходов
- 3.1.2. Система государственных и муниципальных доходов
- 3.1.3. Неналоговые государственные и муниципальные доходы
- Контрольные вопросы
- 3.2. Общие положения налогового права
- 3.2.1. Налоги, их понятие и роль
- 3.2.2. Система налогов и сборов в Российской Федерации. Порядок установления налогов и сборов
- 3.2.3. Налоговое право Российской Федерации, его источники
- 3.2.4. Налоговые правоотношения. Субъекты налогового права
- 3.2.5. Ответственность и защита прав налогоплательщиков
- 3.3. Налоги с физических лиц
- 3.3.1. Общие положения
- 3.3.2. Подоходный налог с физических лиц
- 3.3.3. Налоги на имущество физических лиц
- 3.3.4. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения
- 3.4. Налоги с организаций
- 3.4.1. Общие положения
- 3.4.2. Налог на добавленную стоимость
- 3.4.3. Акцизы
- 3.4.4. Налог на прибыль предприятий и организаций
- 3.4.5. Налог на имущество предприятий
- 3.4.6. Налог на операции с ценными бумагами
- 3.5. Налоги целевые
- 3.5.1. Общие положения
- 3.5.2. Налоги, зачисляемые в дорожные фонды
- 3.5.3. Земельный налог
- 3.5.4. Сбор на нужды образовательных учреждений
- 3.5.5. Налог с продаж
- 3.6. Иные налоги, общие для организаций и физических
- 3.6.1. Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте
- 3.6.2. Налог на игорный бизнес
- 3.6.3. Налог на отдельные виды транспортных средств
- 3.6.4. Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности
- 3.6.5. Упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства
- 3.6.6. Налоговый кредит. Инвестиционный налоговый кредит
- 3.7. Местные налоги и сборы
- 3.7.1. Особенности местных налогов и сборов
- 3.7.2. Местные налоги и сборы, подлежащие введению на всей территории Российской Федерации
- 3.7.3. Местные налоги и сборы, вводимые по усмотрению органов местного самоуправления
- 3.8. Иные платежи, входящие в систему налогов и сборов
- 3.8.1. Общие положения
- 3.8.2. Государственная и таможенная пошлины
- 3.8.3. Лицензионные сборы
- 3.8.4. Платежи за пользование природными ресурсами
- 3.9. Правовое регулирование обязательных платежей в государственные социальные внебюджетные фонды
- 3.9.1. Страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды и принципы их взимания
- 3.9.2. Особенности взимания и ответственность за неуплату страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды
- Контрольные вопросы
- 4. Правовые основы государственного и муниципального кредита и организации страхового дела
- 4.1. Правовые основы государственного и муниципального кредита
- 4.1.1. Понятие и значение государственного и муниципального кредита в Российской Федерации. Государственный и муниципальный внутренний долг
- 4.1.2. Формы государственного и муниципального внутреннего долга
- 4.1.3. Финансовые правоотношения в области государственного (муниципального) кредита
- 4.1.4. Правовое регулирование внутренних государственных и муниципальных займов. Управление государственным и муниципальным долгом
- 4.1.5. Правовое регулирование сберегательного дела
- 4.2. Правовое регулирование организации страхового дела
- 4.2.1. Общая характеристика страхования и основ организации страхового дела
- 4.2.2. Виды страхования. Обязательное страхование
- 5. Правовое регулирование финансирования государственных и муниципальных расходов
- 5.1. Государственные и муниципальные расходы как финансово-правовая категория
- 5.1.1. Понятие и система государственных и муниципальных расходов
- 5.1.2. Понятие и правовые принципы финансирования государственных и муниципальных расходов
- 5.1.3. Правовые основы финансирования капитальных вложений
- 5.2. Правовой режим сметно-бюджетного финансирования
- 5.2.1. Понятие сметно-бюджетного финансирования и его объекты
- 5.2.2. Смета бюджетного учреждения и ее значение
- 5.2.3. Правовое регулирование внебюджетных средств бюджетных учреждений
- 6. Правовые основы банковского кредита, денежного обращения и расчетов. Основы валютного регулирования и валютного контроля
- 6.1. Правовые основы банковского кредитования
- 6.1.1. Понятие, принципы и виды банковского кредита
- 6.1.2. Взаимоотношения Банка России с кредитными организациями
- 6.1.3. Банк России — орган банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций
- Контрольные вопросы
- 6.2. Правовые основы денежного обращения и расчетов
- 6.2.1. Понятие денежной системы
- 6.2.2. Правовые основы денежной системы Российской Федерации
- 6.2.3. Правовые основы обращения наличных денег
- 6.2.4. Правовые основы безналичного денежного обращения
- 6.2.5. Правила ведения кассовых операций
- 6.3. Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля
- 6.3.1. Понятие валюты и валютных ценностей
- 6.3.2. Понятие и содержание валютного регулирования
- 6.3.3. Валютный контроль
- Содержание
- 1. Правовой режим 87
- 2. Правовой режим финансов государственных и муниципальных предприятий 147
- 3. Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов 163
- 4. Правовые основы государственного и муниципального кредита и организации страхового дела 294
- 5. Правовое регулирование финансирования государственных и муниципальных расходов 351
- 6. Правовые основы банковского кредита, денежного обращения и расчетов. Основы валютного регулирования и валютного контроля 366