logo search
Лебедева

Интеграционные процессы

Экономическая интеграция - сотрудничество между национальными хозяйствами разных стран и полная или частичная их унификация; ликвидация барьеров в торговле между этими странами, сближение рынков каждой из отдельных стран с целью образования одного большого (общего) рынка.

В основе этого процесса лежит ряд объективных факторов: глобализация хозяйственной жизни, углубление международного разделения труда, общемировая по своему характеру научно-техническая революция, повышение открытости национальных экономик. Характерными чертами открытой экономики являются глубокая втянутость страны в систему мирохозяйственных связей (оценивается через рост экспортной квоты), ослабление или полная ликвидация ограничений на межстрановые перемещения товаров, капитала, рабочей силы, конвертируемость национальных валют.

В настоящее время преобладают процессы образования региональных интеграционных объединений, хотя деятельность транснациональной корпорации ведет к глобализации мирового хозяйства в целом, усилению его целостности.

На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик, направленных на обеспечение свободного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Между странами. Существует несколько форм экономической интеграции: зона свободной торговли, в рамках которой отменяются торговые ограничения (таможенные пошлины) между странами-участницами; таможенный союз, где в дополнение устанавливается единый внешний таможенный тариф в отношении третьих стран; платежный союз, где обеспечивается взаимная конвертируемость валют и функционирование единой расчётной денежной единицы; общий рынок, где обеспечивается свобода передвижения капитала и рабочей силы и согласование экономической политики. Высшая форма межгосударственной экономической интеграции - экономический и валютный союз, совмещающий все указанные формы интеграции с проведением общей экономической и валютно-финансовой политики.

Перечисление характерных черт различных интеграционных объединений показывает, что формирование и функционирование их невозможно без целенаправленного государственного регулирования, которое обеспечивает договорно-правовую основу деятельности интеграционных объединений. Однако основную роль в интеграционных процессах играют специально создаваемые наднациональные органы управления, решения которых имеют высшую силу перед национальными законами и государственными актами. Так, в Европейском Союзе - самом развитом интеграционном объединении стран Западной Европы - система управления представлена межгосударственными законодательными, исполнительными и судебными органами, состоящими из представителей стран-участниц и действующими всегда в интересах защиты единого рынка. Это -Совет Министров ( законодательный орган, принимает решения по реализации единой политики ЕС), Европейский Совет (политический орган), Комиссия ЕС (исполнительный орган). Европейский Парламент (контролирующий орган), Суд Европейского Союза (высший судебный орган), а также различные консультативные и вспомогательные органы - комитеты, комиссии, подкомиссии, фонды.

Правовые акты Европейского Союза в области внешнеторговой, аграрной политики, торгового и гражданского права, налогового права заменяют национальные законы. В рамках ЕС сформировано единое правовое пространство. Однако на нынешнем этапе в области внешнеэкономической политики национальные правительства имеют возможность принимать изолированные решения в собственных интересах: вводить импортные квоты по товарам третьих стран: заключать договоры о "добровольных ограничениях экспорта', прежде всего с теми странами, где действуют очень низкие цены на продукцию текстильной и электронной промышленности (Япония, Южная Корея): сохранять особые торговые отношения с бывшими колониями.

Европейский Союз располагает собственными финансовыми средствами независимо от бюджетов входящих в него стран. Общее финансовое управление осуществляется Счетной Палатой. В основном средства бюджета ЕС расходуются на проведение согласованной аграрной, а также региональной и -научно-технической политики. Капиталовложения ЕС на региональные программы финансируются Европейским Инвестиционным Банком.

Возможность присоединения России к Европейскому Союзу в ближайшей перспективе остается маловероятной. ЕС отказывается признать рыночный характер российской экономики и считает, что необходимые политические, экономические и правовые предпосылки для вступления России в ЕС еще не созрели. Пока оформлено лишь соглашение о партнерстве и сотрудничестве России с ЕС (1994 г.).

Распад СССР привел к разрушению единого народнохозяйственного комплекса страны, разрыву хозяйственных связей между бывшими союзными республиками, что отрицательно сказалось на их развитии. Перед ними встала проблема сохранения единого экономического пространства, что предполагает максимальное использование преимуществ интеграции, тем более, что 3/4 их хозяйственных связей приходится на Россию. Мощными интегрирующими факторами служат также сложившаяся взаимосвязанная производственная и социальная инфраструктура, культурная и языковая общность, единство научно-исследовательской сферы, информационной системы.

Одним из наиболее перспективных направлений интеграции в рамках СНГ является торгово-экономическая сфера: соглашения о режиме свободной торговли и таможенном сотрудничестве. Второе ^направление т. производственная сфера: создание условий для специализации и кооперации, свободного образования финансово-промышленных групп, установление единого антимонопольного законодательства, снятие ограничений на инвестирование капитала стран-участниц СНГ. Третье направление - социальная сфера, особенно по свободному передвижению рабочей силы. И, наконец, расчетно-платежные отношения. Созданный в 1994 г. платежный союз стран СНГ должен смениться в будущем валютным союзом, а расчеты между хозяйственными субъектами должны осуществляться с меньшим вмешательством государств в эти процессы, с применением рыночного обменного курса для всех видов внешнеэкономических операций.