logo search
Лебедева

3.6. Основные направления финансового регулирования в современной россии

В условиях командно-административной системы в Советском Союзе государственный бюджет представлял собой основной финансовый план образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, направляемых на выполнение директивного плана социально-экономического развития страны. Финансирование народного хозяйства страны осуществлялось почти целиком за счет бюджета, основным источником которого были платежи предприятий в форме налога с оборота и отчислений от прибыли (до 70% объема прибыли).

За годы экономических реформ в структуре бюджета произошли изменения, связанные с увеличением прямых налогов в формировании доходной части бюджета, уменьшением расходов на финансирование народного хозяйства, повышением затрат на содержание государственного аппарата. Возникли и серьезные проблемы и противоречия в бюджетном регулировании макроэкономики. Они были связаны с запаздыванием принятия годовых бюджетов (в 1992-1993гг. они принимались в конце финансового года); наличием в бюджетах "защищенных" статей, полностью обеспеченных ресурсами, и "незащищенных", выполнение которых зависело от возможного поступления дополнительных доходов; с противоречивым характером процессов стабилизации денежного обращения и стабилизации всей макроэкономики (снижением безработицы и инфляции): снижение предложения денег обеспечивается рестриктивной бюджетной политикой, которая усиливает спад производства, а для преодоления экономического кризиса требуются огромные затраты государственных денежных средств. Очень острым является противоречие между экономическими и социальными целями бюджета.

Реформирование бюджетно-налоговой системы в России проводится в крайне сложных условиях экономического спада, инфляции, кризиса государственных финансов и огромного бюджетного дефицита. Поэтому на первое место поставлена политика сокращения бюджетного дефицита - через совершенствование налоговой системы и уменьшение расходной части государственного бюджета (сокращение военных расходов и расходов на управление, помощи иностранным государствам, снижение производственных инвестиций, не связанных с производством ТНП, ликвидация выплат необоснованных дотаций и субсидий государственным предприятиям, их активная приватизация, проведение разумной социальной: политики). Новые социальные программы должны приниматься только в пределах сбалансированного бюджета. Должна быть разработана программа жесткой экономии бюджетных средств, для пополнения которых следует использовать заимствования путем выпуска государственных долговых обязательств. Одновременно необходимо провести реформу и системы налогообложения, чтобы, с одной стороны, увеличить поступления в бюджет и, с другой, не создавать новые антистимулы для развития предпринимательской активности. Эволюция налоговой системы России шла в направлении, обратном эволюции в остальном цивилизованном мире. У нас • ненормированное распределение прибыли, акцизы вместо гибкого налога и добавленной стоимости, слабая доля личных доходов в источниках налогов. У них - единый косвенный НДС, единое обложение корпораций, велика роль личных доходов граждан.

В последние годы проведены первые шаги в преобразовании старой налоговой системы. Впервые налоги разделены на три вида: федеральные, республиканские и местные. Но практически вопросы распределения этих денег остались нерешенными. Главное - нет ответа на вопрос, какие цели стоят перед создаваемой налоговой системой. В конечном итоге она должна быть направлена на максимальное стимулирование предпринимательской активности, экономической эффективности и достижение на этой основе макроэкономического равновесия. Сегодня налоговая реформа в России предусматривает снижение налогового бремени, упрощение налоговой системы, расширение налоговой базы (отмена льгот), перемещение налогового бремени с предприятий на доходы и имущество физических лиц, усиление контроля за соблюдением налогового законодательства (принятие Налогового кодекса, создание налоговой полиции). Будут пересмотрены принципы регулирования амортизационной политики предприятий, законодательно закреплены основы таможенно-тарифной политики России.

В целом программа финансовой стабилизации предусматривает сокращение субсидирования экономики, увеличение реальных доходов бюджета за счет улучшения собираемости налогов, финансирование государственных расходов за счет выпуска государственных ценных бумаг и привлечения международных кредитов, реализацию государственных ценных бумаг населению и мелким инвесторам, стабилизацию национальной валюты.

На исполняемость бюджета влияет также кризис неплатежей - отсутствие или нехватка оборотных средств у предприятий для выполнения финансовых обязательств, что приводит к невозможности уплаты налогов.

Для сокращения бюджетного дефицита предполагается: значительно улучшить собираемость налогов (разрешить проблему кризиса неплатежей), увеличить доходы от денежной приватизации, реализовать широкомасштабную программу продажи государственных ценных бумаг на внутреннем рынке, нацеленную, в частности, на привлечение накоплений в иностранной валюте. Валютные средства населения рассматриваются как существенный дополнительный источник покрытия государственного долга в России. Поставлена задача довести дефицит бюджета в 1997 г. до .3-4% ВВП. В источниках покрытия его должны возрасти внутренние заимствования, а не внешние поступления. Причем со временем правительство планирует удлинять сроки заимствований, делать упор не на краткосрочные, а на среднесрочные облигации.

Основное направление государственной политики в области расходов бюджета - перераспределение их от неэффективных к необходимым. Планируется проведение "инвентаризации" всех расходов, анализ их эффективности и целесообразности. Сферами прямого применения государственных закупок в России должны стать национальная оборона и безопасность; создание государственных резервов; федеральные системы инфраструктуры; геологоразведка; фундаментальная наука; природоохранная деятельность; социальная сфера.

Большие проблемы связаны со становлением и развитием бюджетного федерализма в России. Разделение налогов на три уровня создает базу для финансовой самостоятельности региональных и местных бюджетов, но дело в том, что 3/4 из них не в состоянии обеспечить покрытие своих расходов из собственных источников доходов, и федеральный бюджет вынужден выделять им целевые субсидии. Целевые субсидии - средства федерального бюджета, направляемые в региональные бюджеты для финансирования расходов на образование, здравоохранение, культуру, социальную защиту населения. Для этого создан фонд регионального развития - целевой фонд федерального бюджета, предназначенный для долевого финансирования инвестиций в социальную и производственную инфраструктуру слаборазвитых регионов (в рамках федеральной региональной политики). В результате реформ и всплеска самостоятельности регионов в настоящее время российские регионы получили такие права и полномочия, которые раньше на 100% принадлежали центральному правительству, поэтому наша бюджетная система сегодня - самая децентрализованная в мире. Это противоречит тенденциям развития единого общероссийского рынка, осложняет проведение общенациональной кредитно-денежной политики, подрывает политику ограничения бюджетного дефицита, устойчивость денежной системы. В США, например, действует правило, предписывающее правительствам штатов утверждать только сбалансированный бюджет, они не имеют права показывать дефицит бюджета при его утверждении (оно есть только у федерального бюджета). Это правило желательно ввести и в России.

Современная ситуация в сфере государственных финансов сегодня в России характеризуется тенденциями нарастания бюджетного кризиса, который в полной мере проявился к середине 1996г. Он выражается в уменьшении доходной базы бюджетов всех уровней и прежде всего федерального бюджета; резком, хаотичном сокращении бюджетных расходов с ярко выраженной структурной деформацией их; критическом накоплении государственного долга, чрезмерно дорогом его обслуживании, нерациональной структуре источников его покрытия. В налоговой системе России основную роль играет НДС, обеспечивающий пополнение бюджета за счет инфляционных налогов. Сокращение темпов роста инфляции и продолжающийся спад производства снизили налогооблагаемую базу и усугубили бюджетный дефицит. Для его финансирования правительство вынуждено привлекать в больших объемах заемные средства внутреннего финансового рынка. Однако чрезмерная экспансия фондового рынка, поддерживаемая за счет высокой доходности ГКО, привела не только к тому, что объемы их погашения стали превышать доходы федерального бюджета, но и к отвлечению инвестиционных ресурсов от реального сектора экономики. Расходы на обслуживание государственного долга составляют 16% суммы бюджета.

Обслуживание внешнего долга также стало весьма серьезной проблемой для российского бюджета. Эти расходы превышают размеры иностранных частных капиталов и внешнеэкономической помощи, которую Россия получает от • иностранных банков и международных финансовых организаций.

В бюджете на 1997г. правительственная концепция финансового регулирования получила воплощение в расширении налогооблагаемой базы, а не в рационализации государственных расходов, что не будет способствовать экономическому росту. Практически сразу после принятия государственного бюджета на 1997 г. было заявлено о его провале и невыполнимости, о необходимости сокращения расходов, которые направляются в основном на "латание дыр", а не на структурную перестройку экономики.

Сейчас в России через государственный бюджет перераспределяется ' 1 всего 16-19% ВВП (против 35-50% в развитых странах), что позволяет говорить о практическом прекращении выполнения государством своих основных функций.