logo search
методическое пособин по УЭФ / Учебное пособие Организация учета хозяйственно-финансовой деятельности аптечных организаций

Учет продажи товаров по договору розничной купли-продажи.

Корреспонденция счетов при учете продажи товаров по договору розничной купли-продажи за наличный расчет.

1. Поступила в кассу выручка за товары:

Д-т сч. 50 «Касса»

К-т сч. 90-1 «Выручка».

2. Списаны проданные товары (по учетным ценам).

Д-т сч. 90-2 «Себестоимость продаж».

К-т сч. 41-2 «Товары в розничной торговле».

3. Списана торговая наценка, относящаяся к проданным товарам (сторнировочная запись).

Д-т сч. 90-2 «Себестоимость продаж».

К-т сч. 42 «Торговая наценка».

Сумма выручки за день определяется как разность между показаниями счетчиков ККМ на конец и начало дня.

Если товары учитываются по продажным ценам, то согласно записи 2 в течение месяца на дебете счета 90 «Продажи», субсчета 2 «Себестоимость продаж», отражается стоимость товаров по продажным ценам, а не по ценам приобретения. Такая запись возникает потому, что в течение месяца, как правило, неизвестна стоимость проданных товаров по ценам приобретения. По окончании месяца будет составлен расчет реализованной торговой наценки, относящейся к проданным товарам, и на ее сумму сделают запись 3. После этой записи на дебете счета 90-2 «Себестоимость продаж» окажется стоимость проданных товаров по ценам приобретения.

Торговая наценка, относящаяся к проданным товарам (валовый доход), может быть рассчитана разными способами. На практике ее обычно определяют по среднему проценту по формуле:

ВП = (Р · П) : 100,

где: ВП – валовая прибыль

Р – стоимость реализованных товаров по учетным ценам

П – средний процент валовой прибыли в свою очередь

П = [(ТНн + ТНп – ТНв) / (Р + Ок)] · 100,

где: ТНн – торговая наценка на остаток товаров на начало месяца (сальдо счета 42 «Торговая наценка» на начало месяца);

ТНп – торговая наценка на товары, поступившие за месяц (кредитовый оборот счета 42 «Торговая наценка» за месяц);

ТНв – торговая надбавка на выбывшие товары за месяц (дебетовый оборот счета) 42 «Торговая наценка» за месяц);

Ок – остаток товаров на конец месяца (сальдо счета 41 «Товары на конец месяца).

Под выбытием товаров в данном случае понимается так называемый документированный расход (возврат товаров поставщикам, списание порчи товаров и т.п.). «Выбытие товаров» - это весь их расход кроме продажи.

Валовая прибыль рассчитывается по среднему проценту торговой наценки (накидки), что является простым и может применяться в любой организации. Недостаток – его неточность, поскольку он основан на предположении, что ассортиментная структура товарооборота (выручка от продажи) за месяц и структура остатка товаров на конец месяца одинаковы, чего в практике не бывает. Вследствие этого сумма валовой прибыли, рассчитанная этим способом, или больше, или меньше действительной величины. Например, если в числе проданных преобладают товары с большим размером торговой наценки (по сравнению со средним процентом), а в остатке – товары с меньшим размером наценки, то сумма валовой прибыли будет занижена.

Как уже указывалось, реализованная торговая наценка списывается сторнировочной записью:

Д-т сч. 90-2 «Себестоимость продаж».

К-т сч. 42 «Торговая наценка».

Такая запись имеет недостаток, ибо искажаются обороты по счету 42 «Торговая наценка». Его кредитовый оборот должен показывать сумму торговой наценки на поступившие товары, а дебетовый оборот – сумму наценки на выбывшие товары (в том числе и проданные). Приведенная запись не позволяет отразить эти обороты.

Для устранения данного недостатка возможна более простая бухгалтерская запись:

Д-т сч. 42 «Торговая наценка» (обычная запись).

Д-т сч. 90-2 «Себестоимость продаж» («красное сторно»).

Расчет валовой прибыли делается только при учете товаров по продажным ценам. При использовании в качестве учетной цены стоимости приобретения валовая прибыль выявляется автоматически, поскольку на кредите счета 90-1 «Выручка» отражается продажная стоимость товаров, а на дебете счета 90-2 «Себестоимость продаж» - стоимость проданных товаров по ценам приобретения. Разность между этими показателями и представляет собой валовую прибыль.