logo search
Лебедева

3.5. Государственный долг

Государственный долг - общий размер задолженности федерального правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов (минус бюджетные излишки). Различают внешний и внутренний государственный долг.

Внешний государственный долг - задолженность государства иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Этот долг ложится 'на страну наибольшим бременем, так как она должна отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг. Обычно кредитор ставит и определенные условия, после выполнения которых и предоставляется кредит.

Внутренний государственный долг - долг государства своему населению. Он может иметь форму кредитов, полученных правительством; государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства; других долговых обязательств, гарантированных правительством.

По срокам уплаты выделяется текущий и капитальный государственный долг. Текущий государственный долг - это долг, по которому срок уплаты наступает в текущем году. Капитальный государственный долг - долг, по которому срок платежа еще не наступил.

Экономические последствия государственного долга следующие:

1) необходимость обслуживать внешний долг, что при крупном его объеме означает существенное сокращение возможностей потребления для населения данной страны;

2) долг приводит, в определенной мере, к вытеснению частного капитала, что может ограничить дальнейший рост экономики;

3) увеличение налогов для оплаты государственного долга выступает в качестве антистимула экономической активности;

4) перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций;

5) рост внешнего долга, безусловно, снижает международный авторитет страны:

6) когда правительство берет заем на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному долгу, это неизбежно приводит к увеличению ставки процента на капитал и снижению инвестиционной активности;

7) чисто психологический эффект - с ростом государственного долга усиливается неуверенность населения страны в завтрашнем дне.

Непосредственным результатом роста государственного долга является организация системы управления этим долгом. Под системой управления государственным долгом понимается совокупность действий государства, связанных с изучением конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, выпуском новых займов и выработкой условий выпуска, с выплатой процентов по ранее выпущенным займам, проведением конверсий и консолидацией займов, проведением мероприятий для определения ставок процента по государственному кредиту, а также с погашением ранее выпущенных займов, срок действия которых истек. Среди возможных действий государства по управлению государственным долгом выделяют выкуп, рефинансирование, конверсию и консолидацию.

Выкуп государственного долга - сокращение размера государственного долга путем выплаты денег владельцам государственных ценных бумаг с наступлением срока погашения. Рефинансирование государственного долга - выплата правительством владельцам государственных ценных бумаг с наступившим сроком погашения денег, полученных от продажи новых ценных бумаг, либо обмен погашенных ценных бумаг на новые.

Государство вправе уточнять первоначальные условия займа. Изменение этих условий, касающихся доходности, называется конверсией. Изменение условий займа, касающихся его сроков, называется консолидацией государственного долга (превращение краткосрочных облигаций в долго- и среднесрочные).

Государство может размещать свои обязательства не только в частном секторе, но и учитывать их в Центральном Банке, что приводит к выпуску дополнительной массы денег, не обеспеченных товарной массой. Происходящая в этом случае монетизация государственного долга становится непосредственной причиной подрыва устойчивости денежного обращения.

Используя довольно сложный механизм управления государственным долгом, казначейства могут привлекать огромные по своим масштабам финансовые ресурсы для покрытия бюджетных дефицитов.