logo search
Лебедева

Политика встроенных стабилизаторов

Второй вид фискальной политики - недискреционная, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов.

Политика встроенных стабилизаторов - автоматическое изменение суммы налоговых поступлений в прямой зависимости от изменений чистого национального продукта без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны правительства. Основные встроенные стабилизаторы -прогрессивная система налогообложения; система пособий по безработице и различных социальных выплат; программы по поддержке малоимущих слоев, субсидии фермерам.

На фазе подъема, естественно, растут доходы фирм и населения. Но при прогрессивном налогообложении еще быстрее увеличиваются суммы налогов. В этот период сокращается безработица, улучшается благосостояние малообеспеченных семей. Стало быть, уменьшаются выплаты пособий по безработице и иные социальные расходы государства. В итоге снижается совокупный спрос, а это сдерживает экономический рост.

На фазе кризиса налоговые поступления автоматически уменьшаются, а тем самым сокращается сумма изъятий из доходов фирм и домашних хозяйств. Одновременно возрастают выплаты социального характера, в том числе пособия по безработице. Значит, увеличивается покупательная способность населения, что помогает преодолению спада экономики.

Но присущие автоматической фискальной политике встроенные стабилизаторы могут лишь ограничить размах и глубину колебаний экономического цикла, но полностью устранить их они не в состоянии. Как и дискреционная политика, она не является панацеей от всех бед, хотя играет важную роль в стабилизационных мероприятиях государства. Тем не менее, максимально разумное применение инструментов и автоматической и дискреционной политики может существенно влиять на динамику общественного производства и занятости, снижение темпов инфляции и решение других экономических проблем.

Из сказанного видно, какое большое место занимает налогообложение в финансовом регулировании макроэкономики. Поэтому одним из главных направлений фискальной политики государства является совершенствование налогового законодательства и практики сбора налогов.

Выбор и изменение налоговой системы, установление налоговых ставок, предоставление льгот относятся исключительно к компетенции национальных государственных законодательных и исполнительных органов. Однако правительства различных государств все активнее сотрудничают между собой в области налоговой политики, поскольку НДС, таможенные пошлины, двойное налогообложение оказывают большое воздействие на конкурентоспособность товаров разных стран между собой. Так как налоговые льготы могут сильно снизить издержки производства и обеспечить возможность продажи товара по демпинговым ценам, то международные организации, в частности Всемирная торговая организация, ограничивают налоговые льготы для стимулирования экспорта, что побуждает правительства искать другие пути повышения конкурентоспособности своего экспорта. Такой вид налогов, как импортные таможенные пошлины, широко используется для защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции. В интеграционных группировках действует тенденция к сближению (гармонизации) национальных налоговых систем. Она наблюдается в ЕС, предполагается и в СНГ.

Подробнее см.: [1, гл. 22; 2, тема 14.3; 3, гл.17.2; 4, гл.8, 14: 7, гл.36.4; 15, гл.10,19].