logo
Учебник налоги демонстрац

Ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Налоговая база. Налоговая база по НДС определяется по каждому из вышеперечисленных четырех объектов налогообложения отдельно, в следующем порядке, который может быть предоставлен в таблице.

Кроме того, существует ряд практических особенностей при определении налогооблагаемой базы по НДС. Отметим некоторые из них.

Во первых, при применении налогоплательщиками при реализации (передаче, выполнении, оказании для собственных нужд) товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке.

Во-вторых, при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами, авансы полученные и прочие поступления. Так, на основании п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база увеличивается на суммы:

  1. авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг;

  1. полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг);

  1. полученных в виде процента (дисконта) по полученным в счет оплаты за реализованные товары (работы, услуги) облигациям и векселям, процента по товарному кредиту в части, превышающей размер процента, рассчитанному в соответствии со ставками рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшими в периодах, за которые производится расчет процента;

  1. полученных страховых выплат по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств контрагентом страхователя-кредитора, если страхуемые договорные обязательства предусматривают постановку страхователем товаров (работ, услуг), реализация которых признается объектом налогообложения НДС в соответствии с НК РФ.

Объект налогообложения

Налоговая база

Правовая норма

1) операции по реализации товаров (работ, услуг)на территории Российской Федерации

Стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, указанных сторонами при сделке (рыночных цен), с учетом акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения а них НДС

Пункт 1 ст. 154 НК РФ

2) операции по передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления), при исчислении налога на прибыль организации

Стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, реализации идентичных (а при их отсутствии – однородных) товаров (работ, услуг), действовавших а предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии – исходя из рыночных цен с учетом акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения в них НДС.

Пункт 1 ст. 159 НК РФ

3) операции по выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления

Стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение.

Пункт 2 ст. 159 НК РФ

4) операции по ввозу товаров на таможенную территорию Российской Федерации

Сумма таможенной стоимости этих товаров, таможенной пошлины и акцизов (по подакцизных товарам).

Пункт 1 ст. 160 НК РФ

В-третьих, при определении налоговой базы выручка (расходы) налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации соответственно на дату реализации товаров (работ, услуг) или на дату фактического осуществления расходов.

В-четвертых, реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу – на безвозмездной основе.

Налоговый период. На основе п. 1 ст. 163 НК РФ налоговый период по НДС устанавливается как календарный месяц. Однако для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж, не превышающими 1 млн. руб., налоговый период согласно п. 2 ст. 163 устанавливается как квартал.

Налогоплательщики (налоговые агенты) обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (месяцем или кварталом).

Форма налоговой декларации и порядок её заполнения разработаны и утверждены приказом МНС РФ от 20 ноября 2003 г. № БГ-3-03/6448 «Об утверждении форм деклараций по налогу на добавленную стоимость».

Налоговая ставка. По НДС не предусмотрено единой налоговой ставки, то есть согласно ст. 164 НК России действует система налоговых ставок, которая может быть представлена в виде таблицы.

Налоговая ставка

Объект налогообложения

0 %

При реализации:

  1. товаров на экспорт при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации, а также работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров;

  2. работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию Российской Федерации товаров в рамках транзита;

  3. услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации;

  4. работ (услуг), выполняемых (оказываемых) непосредственно в космическом пространстве;

  5. драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы;

  6. товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей;

  7. припасов вывезенных с территории РФ в таможенном режиме перемещения припасов, где припасами признаются топливо и горюче-смазочные материалы, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного (река – море) плавания.

10 %

При реализации:

  1. отдельных производственных товаров (мяса, молока, хлеба и пр.);

  2. некоторых товаров для детей (обувь, одежда и пр.);

  3. периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера;

  4. отдельных медицинских товаров отечественного и зарубежного производства.

10 %/

(100 %+10 %)

и

18 %/

(100 %+18 %)

  1. при получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг);

  2. при удержании налога налоговыми агентами;

  3. при реализации товаров (работ, услуг), приобретенных на стороне и учитываемых с НДС;

  4. при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов её переработки в соответствии с НК РФ.

18 %

Во всех остальных случаях.

Порядок исчисления налога.

В соответствии с п. 1 ст. 166 НК РФ сумма НДС исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете (в случае наличия операций, облагаемых по различным ставкам) – как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. При этом общая сумма НДС получается сложением всех исчисленных сумм НДС за конкретный налоговый период.

Важной практической особенностью является тот факт, что согласно п. 7 ст. 166 НК РФ в случае отсутствия у налогоплательщика бухгалтерского учета или учета объектов налогообложения налоговые органы имеют право исчислять суммы НДС, подлежащие уплате, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам. На практике данной нормой налоговые органы пользуются достаточно часто, поэтому в случае возникновения проблем лучше признать неправильность исчисления НДС, но стараться сделать все возможное, чтобы не было доказано отсутствие ведения бухгалтерского или налогового учета по НДС.

Для отнесения той или иной операции, подлежащей обложению НДС, к конкретному налоговому периоду необходимо определить дату реализации товаров (работ, услуг) по этой операции. Статьей 167 НК РФ предусмотрены два метода определения даты реализации товаров (работ, услуг), которые представлены в таблице.

Название метода

Порядок определения даты реализации

Особенности метода

По мере отгрузки и предъявлению покупателю расчетных документов

День отгрузки (передачи) товара (работ, услуг)

Если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на этот товар, такая передача права собственности приравнивается к его отгрузке

По мере поступления денежных средств

День оплаты товаров (работ, услуг)

Оплатой товаров (работ, услуг), в частности, признаются:

  • поступление денежных средств на счет налогоплательщика либо его комиссионера, поверенного или агента в банке или в кассу налогоплательщика (комиссионера, поверенного или агента);

  • прекращение обязательства зачетом;

  • передача налогоплательщиком права требования третьему лицу на основании договора или в соответствии с законом.

Сумма НДС, исчисленная как процентная доля налоговой базы за конкретный налоговый период, и сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, не всегда тождественны. Это обусловлено тем, что налогоплательщики имеют право вычесть из исчисленной суммы НДС суммы налоговых вычетов, рассчитанных на основании положений ст. 171 НК РФ. Учитывая вышесказанное и в соответствии с требованиями ст. 173 НК РФ порядок исчисления НДС можно представить в виде схемы:

Согласно ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС на суммы налоговых вычетов.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации либо уплаченную территорию Российской Федерации в отношении:

  1. товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с НК РФ;

  2. товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

На основании ст. 172 НК РФ система налоговых вычетов по НДС может быть представлена в виде схемы:

Порядок и сроки уплаты налога.

В соответствии со ст. 174 НК РФ уплаты НДС по операциям, признаваемым объектом налогообложения на территории Российской Федерации, производится по итогам каждого налогового периода (месяца или квартала) исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговый период.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по операциям реализации (передачи, выполнения, оказания для собственных нужд) товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, уплачивается по месту учета налогоплательщика в налоговых органах.

Налоговые льготы. Налоговые льготы по НДС на основании действующего налогового законодательства бывают двух видов и могут быть сгруппированы в таблице.

Вид налоговой льготы

Содержание налоговой льготы

Правовая норма

Освобождение от обложения НДС реализации:

  1. медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;

  2. медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, в том числе врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемических услуг;

  3. услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты лицам, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями органов здравоохранения и органов социальной защиты населения;

  4. услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях;

  5. продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и школьными, столовыми других учебных заведений, столовыми медицинских организаций, детских дошкольных учреждений и реализуемых ими в указанных учреждениях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанных столовым;

  6. услуг по сохранению, комплектованию и использованию архивов, оказываемых архивными учреждениями и организациями;

  7. услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного), морским, речным железнодорожным или автомобильным транспортом (за исключением такси, в том числе маршрутного) в пригородном сообщении при условии осуществления перевозок пассажиров по единым тарифам с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке;

  8. ритуальных услуг, работ (услуг) по изготовлению надгробных памятников и оформлению могил, а также реализация похоронных принадлежностей;

  9. иных товаров (работ, услуг, согласно НК РФ

Пункт 2 ст. 149 НК РФ

Освобождение от обложения НДС следующих операций:

  1. реализация (передача для собственных нужд)предметом религиозного назначения и религиозной литературы;

  2. осуществление банками банковских операций (за исключением инкассации);

  3. операции, осуществляемые организациями, обеспечивающими информационное и технологическое взаимодействие между участниками расчетов, включая оказание услуг по сбору, обработке и рассылке участниками расчетов информации по операциям с банковскими картами;

  4. осуществление отдельных банковских операций организациями, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе их совершать без лицензии Центрального банка Российской Федерации;

  5. реализация изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (за исключением подакцизных товаров), образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

  6. оказание услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию страховыми организациями, а также оказание услуг по негосударственному пенсионному обеспечению негосударственному пенсионному обеспечению негосударственными пенсионными фондами;

  7. проведение лотерей, организация тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов) организациями игорного бизнеса;

  8. прочие операции на основании НК РФ.

Пункт 3 ст. 149 НК РФ

Важным условием получения вышеуказанных льгот является то, что если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), то необходимо вести раздельный учет таких операций.

Вместе с тем налогоплательщик, имеющий право на льготу по НДС, может самостоятельно от нее отказаться, но на срок не менее года. Для этого необходимо предоставить заявление в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование. Такой отказ возможен только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, не облагаемых НДС, то есть нельзя отказаться от льготы по налогообложению НДС одних операций, не облагаемых НДС, и пользоваться льготами при налогообложении НДС других операций, не облагаемых НДС.

Налоговый учет по НДС. Система налогового учета по НДС структурно состоит из трех уровней:

  1. уровень первичных учетных документов;

  2. уровень аналитических регистров налогового учета (книги покупок и продаж);

  3. уровень налоговой декларации (расчета налоговой базы и суммы НДС к уплате за конкретный налоговый период).

Кроме того, между уровнями системы налогового учета по НДС существуют строгие вертикальные однонаправленные связи. Их суть заключается в том, что данные налогового учета из первичных документов попадают в аналитические регистры налогового учета, где обобщаются, а затем уже итоговая информация заносится в налоговую декларацию (расчет налоговой базы по НДС). Движение информации между уровнями в рамках системы налогового учета по НДС идет снизу вверх: от первичных учетных документов к аналитическим регистрам налогового учета и далее к налоговой декларации (расчету налоговой базы по НДС). Это движение четко однонаправлено снизу вверх, при том, что движение данных налогового учета сверху вниз: от налоговой декларации к первичным учетным документам невозможно и бессмысленно.

Рассмотрим первый уровень налогового учета по НДС. Первичным учетным документом для целей налогового учета по НДС служит счет-фактура, так как именно этот документ является основанием для принятия предъявленных сумм НДС к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном НК РФ.

Форма счета-фактуры установлена Постановлением № 914. к составлению счетов-фактур налоговое законодательство предъявляет ряд требований. Так, согласно п.5 ст.169 НК РФ в счете-фактуре должны быть указаны:

  1. порядковый номер и дата выписки счета-фактуры;

  2. наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;

  3. наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;

  4. номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг);

  5. наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказания услуг) и единица измерения (при возможности её указания);

  6. количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ, услуг), исходя из принятых по нему единиц измерения (при возможности их указания);

  7. цена (тариф) за единицу измерения (при возможности её указания) по договору (контракту) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога;

  8. стоимость товаров (работ, услуг) за все количество представляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) без налога;

  9. сумма акциза по подакцизным товарам;

  10. налоговая ставка;

  11. сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), определяемая исходя из применяемых налоговых ставок;

  12. стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) с учетом суммы налога;

  13. страна происхождения товара;

  14. номер грузовой таможенной декларации.

Кроме того, счет-фактура в обязательном порядке подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными должностными лицами, уполномоченными на то в соответствии с приказом по организации, заверяется печатью организации. При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринимателем счет-фактура подписывается индивидуальным предпринимателем с указанием реквизитов свидетельств о государственной регистрации этого индивидуального предпринимателя. Если по условиям сделки обязательство выражено в иностранной валюте, то суммы, указываемые в счете-фактуре, могут быть выражены в иностранной валюте.

Счета-фактуры не составляются налогоплательщиками только по операциям реализации ценных бумаг (за исключением брокерских и посреднических услуг), а также банками, страховыми организациями и негосударственными пенсионными фондами по операциям, не подлежащим налогообложению (освобождаемым от налогообложения) в соответствии НК РФ. Счета-фактуры выставляются продавцами покупателям в срок 5 дней с момента отгрузки товара (оказания услуг, выполнения работ).

Второй уровень налогового учета по НДС более сложен, поскольку предполагает двойной учет первичных документов налогового учета по НДС (расчете налоговой базы по НДС). В аналитических регистрах налогового учета из первичных учетных документов накапливаются и обобщаются по группам в зависимости от ставки НДС, по которым облагается та или иная операция, оформленная первичным документом налогового учета. Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде на любых машинных носителях.

Первоначально первичные документы налогового учета по НДС (счета-фактуры) учитываются в журналах полученных и выставленных счетов-фактур: полученные в журнале полученных счетов-фактур, а выставленные в журнале выставленных счетов-фактур. Роль этих документов заключается в регистрации первичных документов налогового учета (счетов-фактур). Учет в журналах полученных и выставленных счетов-фактур не влияет на расчет сумм НДС.

Постановлением № 914 предусмотрен порядок ведения журналов полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж, то есть основные правила ведения аналитических регистров налогового учета по НДС.

Таким образом, НДС исчисляется на основе данных налоговых регистров, составляющих второй уровень системы налогового учета. На этом уровне системы налогового учета происходит накопление, обобщение и систематизация данных учета по объектам налогообложения НДС в разрезе групп операций, облагаемых по разным ставам. Данные налогового учета, полученные из первичных учетных документов, регистрируются в аналитических налоговых регистрах по НДС.

Третий уровень налогового учета по НДС. На этом уровне налогового учета на основании данных книги покупок и книги продаж составляется налоговая декларация по НДС. В ней обобщается информация из налоговых регистров и рассчитывается налоговая база, а также сумма НДС к уплате или возмещению за конкретный налоговый период. Отметим, что действующее налоговое законодательство обязывает составлять 2 налоговые декларации по НДС: налоговую декларацию по НДС и налоговую декларацию по НДС по налоговой ставке 0 процентов. В первую налоговую декларацию попадают данные налогового учета по налогообложению операций по ставкам 10 и 18 процентов, а во вторую данные налогового учета по налогообложению операций по ставке 0 процентов.

Формы налоговых деклараций по НДС утверждены приказом МНС РФ от 20 ноября 2003 г. № БГ-3-03/644 «Об утверждении форм деклараций по налогу на добавленную стоимость». Эти формы налоговых деклараций представляют собой расчет налоговой базы по НДС.

Таким образом, сумма НДС к уплате в бюджет исчисляется в налоговой декларации, составляющей третий уровень системы налогового учета. На этом уровне системы налогового учета происходит расчет налоговой базы и сумм самого НДС, при этом расчетные показатели для расчета налога берутся из аналитических регистров налогового учета.