Современная налоговая система Российской Федерации
Современная налоговая систему Российской Федерации.
Налоговая система: основные понятия и положения.
Налоговая система – это совокупность предусмотренных законодательством налогов и сборов, принципов, форм и методов их установления или отмены.
Согласно ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Фактически это означает следующее:
система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, определяется законодательством Российской Федерации;
органы государственной власти субъектов РФ имеют право устанавливать налоги и сборы только в соответствии с Конституцией РФ и законодательством Российской Федерации;
федеральные законы регулируют региональные налоги только в общих чертах. Конкретизация налогового законодательства по региональным налогам осуществляется законодательством субъектов РФ.
Порядок зачисления налогов в бюджеты различных уровней определяется налоговым законодательством и Законом о Федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Принципы построения налоговой системы
Основные принципы налогообложения были сформулированы еще Адамом Смитом. Эти принципы лежат в основе построения любой налоговой системы. Вместе с тем современная система РФ формируется на основе общих принципов построения и функционирования, декларированных в ст. 3 НК РФ. К этим принципам относятся следующие.
Установление налогов на основе закона – ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ или установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.
Принцип всеобщности и равенства налогообложения – каждое лицо уплачивает законно установленные законы и сборы, нет различных ставок, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства или места происхождения капитала.
Принцип понятности налогового законодательства – акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый налогоплательщик точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен уплачивать. Отметим, что в рамках этого принципа все неустранимые сомнения, противоречия в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Принцип экономической обоснованности налогов – налоги не могут быть произвольными и должны иметь экономическое обоснование.
Принцип эффективности налогообложения – максимальная эффективность каждого конкретного налога состоит в относительно низких издержках государства на сбор этого налога.
Принцип единства налоговой системы РФ – запрещается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое пространство РФ.
В научной литературе выделяют и другие принципы формирования и функционирования налоговой системы РФ. На практике не учитывать это точки зрения нельзя, однако вышеперечисленные шесть принципов являются основными и четко установленными налоговым законодательством, поэтому ограничимся только их рассмотрением.
Налоги и сборы, составляющие налоговую систему.
В общем виде налоговая система Российской Федерации может быть представлена на схеме 1.
Понятия конкретных видов налогов, составляющих налоговую систему Российской Федерации, порядок установления и разграничение полномочий по определению тех или иных элементов налогов между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления можно детализировать в табл. 4.
Одним из общих принципов построения налоговой системы Российской Федерации является невозможность установления региональных и местных налогов и (или) сборов, не предусмотренных НК РФ. Это означает, что перечень налогов, устанавливаемых на территории Российской Федерации, является закрытым, то есть может быть расширен только путем внесений дополнений и изменений в НК РФ. Этот перечень налогов и сборов сформулирован в статьях 13, 14 и 15 НК РФ.
Однако стоит иметь в виду, что согласно ст. 32.1 Федерального закона от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» до тех пор, пока действует Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон о налоговой системе РФ) положения ст. 12-15 НК РФ не применяются. Это означает, что пока современная налоговая система РФ установлена положениями Закона о налоговой системе РФ, а статьи 12-15 НК РФ не работают.
Таблица 4. Налоги, составляющие налоговую систему Российской Федерации
Виды налога | Порядок установления | Правовые акты, определяющие элементы налогообложения | ||
Нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления | Законы субъектов РФ | НК РФ | ||
Федеральные налоги и сборы | Устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации | - | - | Все элементы налогообложения |
Налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные налоги и сборы) | Устанавливаются НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводятся в действие в соответствии с с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации | - | - налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ; - порядок и сроки уплаты налога; - формы отчетности по налогу; - налоговые льготы и основания для их использования | Все элементы налогообложения, за исключением приведенных в колонке 4 |
Местные налоги и сборы | Устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводятся в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований | - налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ; - порядок и сроки уплаты налога; - формы отчетности по налогу; - налоговые льготы и основания для их использования | - | Все элементы налогообложения, за исключением приведенных в колонке 3 |
Законом о налоговой системе РФ также предусмотрены три уровня налоговой системы РФ: федеральный, региональный и местный. Однако перечни налогов существенно разнятся. Так, например, согласно ст. 13 НК РФ федеральных налогов установлено 16 видов, а на основании ст. 19 Закона о налоговой системе РФ установлено 15 видов федеральных законов и сборов. По статье 14 НК РФ региональных налогов семь, а согласно статье 20 Закона о налоговой системе РФ их только 4. В соответствии со статьей 15 НК РФ установлено только пять видов местных налогов, а в статье 21 Закона о налоговой системе РФ прописаны четыре местных налога и сбора.
Налоговые системы, установленные НК РФ и Законам о налоговой системе РФ, для более четкого представления о них можно представить в виде табл. 5.
Таблица 5. Сравнение налоговых систем РФ, установленных НК РФ и Законам о налоговой системе РФ
Вид налогов и сборов | Налоговая система, установленная Законом о налоговой системе РФ | Налоговая система, установленная НК РФ |
Федеральные налоги и сборы |
|
|
|
|
|
|
|
|
Дополнительный материал по налоговой системе.
- Раздел 1. Налоги и налоговая система в условиях рыночной экономики
- Тема 1.: «Организация налогообложения в рф» План:
- Экономическая сущность налога и основы налогообложения Принципы налогообложения
- Понятие налога, сбора
- Функции налогов
- Виды налогов.
- Современная налоговая система Российской Федерации
- Налоговая система: основные понятия и положения
- Принципы построения налоговой системы
- Налоги и сборы, составляющие налоговую систему
- 1.3. Субъекты налоговых отношений
- 1.4 Налоговый контроль.
- 1.5. Ответственность за правонарушение в сфере налогообложения.
- Глава 2
- Налог на добавленную стоимость.
- Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потреблении;
- Ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
- 2.2 Акцизы.
- 2.3 Налог на доходы физических лиц (ндфл).
- От источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;
- От источников в Российской Федерации – для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;
- Доходы в денежном выражении, то есть все выплаты в пользу физических лиц, за исключением случаев, установленных действующим налоговым законодательством;
- Полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе;
- Оплата труда в натуральной форме;
- Для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки, налоговая база определятся как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению.
- Не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, для доходов, выплачиваемых в денежной форме,
- Не позднее дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы ндфл, для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.
- Метод уплаты ндфл авансовыми платежами на основе уведомлений налоговых органов по срокам:
- 2.4 Социальные выплаты.
- Предприятие ежеквартально производит начисления по следующим ставкам:
- Отчисления по специальности страхованию и обеспечению производится по следующим ставкам:
- 2.5. Налог на прибыль организаций.
- Российские организации;
- Иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.
- 2.6. Налог на добычу полезных ископаемых.
- Организации, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- Индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- 2.7. Таможенная пошлина
- Глава 3 региональные налоги (налоги субъектов российской федерации)
- 3.1. Налог на имущество организаций
- 3.3. Транспортный налог
- Глава 4
- 4.1. Земельный налог
- Налоговые ставки на земли несельскохозяйственного назначения устанавливаются:
- 4.2. Налог на рекламу