logo
Учебник налоги демонстрац

3.3. Транспортный налог

Транспортный налог относится к налогам субъектов Российской Федерации, элементы которых и общие принципы взимания уста­навливаются НК РФ, а конкретные особенности исчисления и упла­ты — налоговым законодательством субъектов Российской Федера­ции. Транспортный налог выполняет фискальную функцию, то есть способствует пополнению бюджетов субъектов Российской Федера­ции. Однако доля поступлений от транспортного налога невелика.

Первоначально транспортный налог был введен в России с 1 января 1994 г. указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотноше­ниях бюджетов различных уровней» и взимался до 15 ноября 1997 г. Вместе с тем этот транспортный налог исчислялся совершенно по другим правилам, чем транспортный налог, установленный сейчас. Этот транспортный налог исчислялся в размере 1 % от их фонда оп­латы труда и был целевым, т. е. средства, полученные от его уплаты, использовались для финансовой поддержки и развития пассажир­ского автомобильного транспорта, городского электротранспорта, пригородного пассажирского железнодорожного транспорта.

Следующим прародителем современного транспортного налога стал налог на отдельные виды транспортных средств, уплачиваемый в период с 12 июля 1999 г. по 31 декабря 2000 г. на основании Феде­рального закона от 8 июля 1999 г. № 141-ФЗ «О налоге на отдель­ные виды транспортных средств». Порядок исчисления этого налога схож с порядком исчисления нынешнего транспортного налога.

Однако наиболее близким к транспортному налогу по порядку исчисления и уплаты является налог с владельцев транспортных средств, который уплачивался в период с 1 января 1992 г. по 31 декабря 2002 г. на основании закона РФ от 18 октября 1991 г. № 759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации».

Транспортный налог согласно пп. 4 п. 1 ст. 14 Н К РФ является региональным налогом. Это означает, что на основании ст. 356 И к РФ транспортный налог:

  1. устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ;

  2. вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъ­ектов РФ. При введении налога на территории того или иного субъ­екта РФ законодательные (представительные) органы этого субъекта РФ определяют:

  1. обязателен к уплате на территории соответствующего субъек­та РФ.

Фактически это означает, что если на территории субъекта Рос­сийской Федерации транспортный налог законодательно не введен, то на этой территории он уплате не подлежит. В настоящее время порядок обложения транспортным налогом регламентируется сле­дующими нормативными правовыми актами:

  1. гл. 28 «Транспортный налог» НК РФ;

  2. законами субъектов Российской Федерации;

  3. Методическими рекомендациями, утвержденными приказом МНС России от 9 апреля 200.3 г. № БГ-3-21/177 «Об утверждении ме­тодических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» Части второй Налогового кодекса Российской Федерации»;

  4. иными нормативными правовыми актами.

Налогоплательщики. Согласно ст. 357 НК РФ предприятия и ор­ганизации, на которые зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения по транспортному нало­гу, являются налогоплательщиками транспортного налога.

Объект налогообложения. Объектом налогообложения по транс­портному налогу на основании п. 1 ст. 358 НК РФ признаются:

  1. автотранспортные средства:

  1. воздушные транспортные средства:

  1. водные транспортные средства:

Исходя из вышеуказанного видно, что для целей обложения транспортным налогом не имеет значения основание владения, пользования или распоряжения транспортным средством (право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления или иные вещные права). Ключевым моментом для на­логообложения в данном случае является регистрация транспортных средств, так как облагаются транспортным налогом только зарегист­рированные транспортные средства. Попытаемся разобраться, что такое регистрация транспортных средств для целей обложения транспортным налогом.

Порядок регистрации транспортных средств регламентируется следующими нормативными правовыми актами:

  1. Кодексом внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г.

  2. Кодексом торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. № 24-ФЗ;

  3. Воздушным кодексом РФ от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ;

  4. Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорож­ного движения» (далее по тексту — Основные положения);

  5. постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 года №938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной текинки на территории Российской Федерации» (далее по тексту - Постановление № 938);

  6. приказом МВД России от 27 января 2003 г. № 59 «О порядке регистрации транспортных средств»;

  7. приказом Минтранса России от 26 сентября 2001 г. № 144 «Об утверждении правил государственной регистрации судов»;

  8. другими нормативными правовыми актами.

Налоговая база. Многообразие транспортных средств предопре­деляет различия в определении налоговой базы по ним для целей исчисления транспортного налога. Так, в соответствии с п. 1 ст. 359 НК РФ налоговой базой по транспортному налогу у предприятий и организаций является:

  1. мощность двигателя транспортного средства в лошадиных си­лах для транспортных средств, имеющих двигатели;

  2. валовая вместимость в регистровых тоннах для водных неса­моходных (буксируемых) транспортных средств, для которых опре­деляется валовая вместимость;

  3. единица транспортного средства для всех остальных водных и воздушных транспортных средств.

При этом отметим, что налоговая база по транспортному налогу согласно п. 2 ст. 359 НК РФ определяется отдельно по каждому транспортному средству.

Налоговый период. Согласно ст. 360 НК РФ налоговым перио­дом по транспортному налогу признается календарный год. Форма декларации по транспортному налогу утверждена приказом МНС РФ от 29 декабря 2003 № БГ-3-21/724 «Об утверждении формы на­логовой декларации по транспортному налогу и инструкции по ее заполнению».

Налоговая ставка. Согласно п. 1 ст. 361 НК РФ налоговые став­ки транспортного налога определяются в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств и катего­рии транспортных средств в расчете на:

В НК РФ (п. 1 ст. 361 НК РФ) четко установлены базовые став­ки транспортного налога. Вместе с тем на основании п. 1 ст. 361 НК РФ налоговые ставки транспортного налога, определенные в НК РФ, устанавливаются законами субъектов РФ. При этом налоговые ставки, определенные в НК РФ, могут быть увеличены (уменьше­ны) законами субъектов РФ, но не более чем в 5 раз. Кроме того, допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с уче­том срока полезного использования транспортных средств.

Порядок исчисления налога. В соответствии со ст. 362 НК РФ сумма транспортного налога исчисляется как соответствующая на­логовой ставке процентная доля налоговой базы, что может быть представлено в виде схемы:

В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т. д.) в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффи­циента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрирова­но на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налого­вом периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации прини­мается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистра­ции транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию транс­портных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на кото­рых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию транс­портных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по со­стоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними из­менениях, произошедших за предыдущий календарный год.

Порядок и сроки уплаты налога. Уплата транспортного налога на основании п. 1 ст. 363 НК РФ производится всеми налогоплатель­щиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.

При этом налогоплательщики юридические лица в обязатель­ном порядке представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию в срок и по форме, установленные законами субъектов РФ.

Уплата транспортного налога физическими лицами производит­ся на основе данных налогового уведомления. Налоговое уведомле­ние о подлежащей уплате сумме налога вручается налогоплательщи­ку, являющемуся физическим лицом, налоговым органом в срок не позднее 1 июня года налогового периода.

Налоговые льготы. Налоговые льготы по транспортному налогу установлены в виде освобождения от налогообложения отдельных транспортных средств. Так, например, согласно п. 2 ст. 358 НК РФ не являются объектом обложения транспортным налогом:

  1. весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощ­ностью не свыше пяти лошадиных сил;

  2. автомобили легковые, специально оборудованные для ис­пользования инвалидами, а также автомобили легковые с мощно­стью двигателя до 100 л. с. (до 73,55 кВт), полученные (приобретен­ные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

  3. промысловые морские и речные суда;

  4. пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом дея­тельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

  5. тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), за­регистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производст­ва сельскохозяйственной продукции;

  6. транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйствен­ного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

  7. транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;

  8. самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.