logo
Учебник налоги демонстрац

1.5. Ответственность за правонарушение в сфере налогообложения.

Понятие и виды ответственности за правонарушение в сфере налогообложения.

Налоговое правонарушение – это виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) юридического лица или его должностного лица и их представителей, влекущее нарушение или уголовного, или административного, или налогового законодательства, за которое нормативными правовыми актами данных отраслей права установлена ответственность.

Согласно данному определению можно выделить три основных признака налогового правонарушения:

  1. виновно совершенное, значит, совершивший должен осознавать всю противоправность своего деяния;

  2. противоправное, т.е. противоречит установленным нормам права;

  3. наказуемо в порядке, установленном уголовными, административными и налоговыми нормативными правовыми актами.

Согласно теории права все налоговые правонарушения в зависимости от степени тяжести (по возрастающей) объединены в систему, элементами которой являются:

  1. налоговые правонарушения;

  2. административные правонарушения;

  3. уголовные преступления.

Ответственность за налоговые правонарушения наступает только в случае, если в действиях «правонарушителя» содержатся признаки состава налогового правонарушения (преступления) состоит из элементов, представленных в схеме.

Основными субъектами налоговых правонарушений являются юридические лица. Однако в некоторых случаях объектами налоговых правонарушений выступают и физические лица (уголовная и административная ответственность). Согласно ч. 1 ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Налоговая ответственность за совершение налоговых правонарушений.

Налоговое право как отрасль права появилось относительно недавно, с вступлением в силу НК РФ в 1999 г. Однако зародилось оно намного раньше, а именно 27 декабря 1991 г. С принятием Закона РФ №2118-I «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», который являлся основополагающим актом в области налогообложения в РФ почти целое десятилетие,

Положению налогоплательщиков в РФ посвящено несколько глав НК РФ. Для целей данной работы в качестве аналитического материала подходят три главы из раздела VI НК РФ «Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение».

  1. Гл. 15 «Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений»;

  2. Гл. 16 «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение»;

  3. Гл. 18 «Виды нарушений банков обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение».

Особенностью налогового права РФ является то, что оно специфически делится на общую и специальную части. Общая часть налогового права – это Часть первая НК РФ, а специальная – Часть вторая НК РФ, которая ещё сформулирована не полностью. Однако внутри Части первой НК РФ содержится как общие, так и специальные нормы налогового права. Особенно касается это норм налоговой ответственности. Как видим, принятая нами к рассмотрению гл. 15 Части первой НК РФ является общей для специальных глав 16 и 18.

Понятие налогового правонарушения дано в ст. 106 НК РФ: «Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное(в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность».

Три основных признака налогового правонарушения:

  1. Виновно совершенное, значит совершавший должен осознавать всю противоправность своего деяния;

  2. Противоправное;

  3. Наказуемо в порядке, установленном НК РФ.

В отличие от уголовной отрасли отечественной системы права, ответственность за нарушение налогового законодательства, т.е. НК РФ и прочих действующих нормативных актов, несут как физические лица, так и организации.

В отечественном налоговом праве применительно к физическим и юридическим лицам существует следующие постулаты налоговой ответственности, перечисленные в ст. 108 НК РФ.

  1. Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которое предусмотрены НК РФ.

  2. Никто не может быть привлечен повторно к налоговой ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.

  3. Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает её должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.

  4. Привлечение налогоплательщика или налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает их от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога.

  5. Каждый налогоплательщик считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Налогоплательщик не обязан доказывать свою невиновность и совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности налогоплательщика в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности налогоплательщика в совершении налогового правонарушения толкуются в пользу налогоплательщика. Налогоплательщик вправе самостоятельно исправить ошибки, допущенные им при учете объекта налогообложения, исчислении и уплате налога. Положения, предусмотренные настоящим пунктом, распространяются и на налоговых агентов.

В налоговом праве существует обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, к которым относятся:

    1. Отсутствие события налогового правонарушения;

    2. Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;

    3. Совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;

    4. Истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Каждое налоговое правонарушение имеет свой собственный состав. При этом структура состава налогового правонарушения для всех правонарушений является общей и выглядит следующим образом.

  1. Объектом налогового правонарушения в сфере налогообложения являются общественные отношения по исчислению и уплате налогов и сборов, а также по исполнению иных требований налогового законодательства. Объектом налогового правонарушения считается на всякое, а лишь такое общественное отношение, которое охраняется мерами налоговой ответственности.

  2. Объективная сторона состава налогового правонарушения – это система предусмотренных нормой налогового права признаков, характеризующих его внешние проявления. Важнейший среди них тот, который характеризует само деяние (уклонение от постановки на учет, грубое нарушение, неправомерное несообщение сведений и пр.), разновидностями которого могут быть действие и бездействие.

  3. Субъектом налогового правонарушения является лицо, в деянии которого имеется описанное в налоговом законодательстве правонарушение. Действующее налоговое законодательство предусматривает наличие следующих субъектов налоговой ответственности.

    1. Физические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками (плательщиками сборов) или налоговыми агентами.

    2. Юридические лица, являющиеся налогоплательщиками (плательщиками сборов) или налоговыми агентами.

  4. Субъективная сторона налогового правонарушения – это совокупность признаков, характеризующих психическое отношение лица к содеянному. Её ядром является вина, которая может существовать в форме умысла и неосторожности.

Налоговое право, в отличие от уголовного, где их четыре, предусматривает только две формы вины:

  1. умысел – если лицо, совершившее налоговое правонарушение, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействий);

  2. неосторожность – если лицо, совершившее налоговое правонарушение, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействий) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

Административная ответственность за совершение административных правонарушений в сфере налогообложения.

Административная ответственность за совершение налоговых правонарушений предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях – КоАП РФ.

На основании ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Признаки административного правонарушения.

  1. это антиобщественное деяние, посягающее на общественные отношения, которое повлекло или могло повлечь наступление вредных последствий.

  2. это противоправное деяние.

Административное правонарушение – это деяние, которое нарушает нормы административного и иных отраслей права, охраняемые административными взысканиями.

  1. это виновное деяние, т.е. деяние волевое, сознательное, отношение правонарушителя к нему упречно, порицаемо.

Объектом административного правонарушения в сфере налогообложения являются общественные отношения, связанные с соблюдением налогового законодательства.

Объективная сторона состава поступка – это система предусмотренная нормой административного права признаков, характеризующих его внешние проявления.

Субъектом правонарушения является лицо, в деянии которого имеется описанный в законе проступок. Действующее административное законодательство предусматривает наличие следующих субъектов административной ответственности.

  1. Физические лица. Административная ответственность физических лиц на основании ст. 2.3 КоАП РФ наступает только по достижении лицом, совершившим административное правонарушение, 16 лет.

  2. Должностные лица. Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с исполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

  3. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица. На основании п. 1 ст. 2.6 КоАП РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

  4. Юридические лица. На основании ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных КоАП РФ.

Уголовная ответственность за совершение налоговых преступлений.

Уголовное право – это право, субъектами которого могут быть только физические лица, поэтому за совершение налоговых преступлений несут ответственность только служащие юридических лиц, а не сами юридические лица. Спецификой уголовного права является и то, что права и обязанности лиц, на которых может быть возложена уголовная ответственность, делятся на общие, зафиксированные в Конституции РФ, и специальные – применимые только в уголовном праве, например право нести бремя уголовной ответственности, право обжаловать в установленном Уголовно-процессуальным кодексом РФ порядке приговор суда по делу и прочее.

Применительно ко всем физическим лицам в РФ уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов предусмотрена ст. 198 действующего Уголовного кодекса РФ, а применительно к организациям – ст. 199 действующего Уголовного кодекса РФ. Рассмотрим нормы данных статей УК РФ в связке друг с другом, что поможет оценить и более точно представить характер уголовной ответственности за совершение налоговых преступлений.

Налоговое преступление (уклонение от уплаты налогов) – виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания.

Порогом такой мало- или многозначительности в данном случае будет:

  1. Для физических лиц:

    • 100 тыс. рублей, при условии что доля неуплаченных налогов за 3 года превышает 10% всех подлежащих уплате налогов;

    • 300 тыс. рублей безо всяких условий;

  2. Для организаций:

Налоговое преступление – это преступление средней тяжести со всеми вытекающими отсюда уголовно-правовыми последствиями (рецидив, освобождение от ответственности, от наказания и прочее), поскольку удовлетворяет условиям признания его таковым в ч. 3 ст. 15 УК РФ, где преступлениями средней тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает пяти лет лишения свободы.

Субъект преступления – это конкретный преступник. Субъект преступления бывает общим и специальным и обладает рядом правовых признаков. Физические лица и должностные лица организации – субъекты налогового преступления –специальные субъекты преступления, поскольку они обладают специальными правами, обязанностями и полномочиями. Таким образом, субъектом налогового преступления будет только специальный субъект, а не любое лицо, как, например, при убийстве или краже.

Объектом налоговых преступлений являются общественные отношения в сфере финансов в части формирования бюджета путем сбора налогов с физических и юридических лиц. Данные отношения возникают между государством в лице государственного бюджета и физическими и юридическими лицами и связаны с распределением и перераспределением финансовых ресурсов страны в целом для использования их на государственные нужды.

Объективную сторону налогового преступления составляет уклонение от уплаты налогов с физических лиц или организаций путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо путем сокрытия других объектов налогообложения, совершенное в крупном размере. Смысл самого уголовно-наказуемого деяния вполне понятен, понятие «крупный размер» расшифровано в Приложениях к ст. 198 и 199 УК РФ и признается таковым, если сумма неуплаченного налога превышает:

  1. Для физических лиц:

    • 100 тыс. рублей, при условии что доля неуплаченных налогов за 3 года превышает 10% всех подлежащих уплате налогов;

    • 300 тыс. рублей безо всяких условий;

  2. Для организаций: