logo
лекции финансовый менеджмент

Расчет цены основных источников капитала

Вид источника

Цена (стоимость)

1. Ссуды банка

Цсб = r · (1-n),

где r – банковский процент, %;

n – ставка налога на прибыль в долях единицы;

Цсб – стоимость ссуды банка, как источника средств предприятия

2. Облигации предприятия

,

где rк – купонная ставка, %;

Н – номинальная стоимость облигации;

PV- текущая рыночная стоимость облигации;

Цоб – стоимость капитала, привлекаемого за счет облигаций

3. Привилегированные акции

,

где Д – размер фиксированного дивиденда (в денежных единицах);

PVПА – текущая рыночная цена привилегированной акции;

ЦПА – стоимость капитала, привлекаемого за счет привилегированных акций

4. Обыкновенные акции

,

где Дпр – прогнозное значение дивиденда;

PVОА – текущая рыночная цена обыкновенной акции;

d – прогнозное значение темпа прироста дивиденда, %.

ЦОА – стоимость капитала, привлекаемого за счет обыкновенных акций.

Или

ЦОА = rо + · (Rсрrо)

где rо – безрисковая ставка,%;

 – бета-коэффициент;

Rср – доходность в среднем на рынке ценных бумаг, %

5. Накопленная (отложенная) прибыль

Цпр = ЦОА (см. п. 4),

где Цпр – цена прибыли, как источника средств предприятия

Практическое занятие 17: Временная стоимость денег. (Практическое занятие № 4)

Основополагающим понятием в финансовом менеджменте является временная стоимость денег. Все хозяйствующие субъекты отдают предпочтение текущим (сегодняшним) деньгам по сравнению с будущими денежными средствами, так как удовлетворение текущих потребностей является более важным, чем удовлетворение потребностей в будущем. Кроме того, нужно учитывать, что, во-первых, будущие деньги обесцениваются в результате инфляции; во-вторых, даже при отсутствии инфляции текущие денежные средства ценятся тем, что их можно инвестировать и получать доход.

Смотри задачи задачи по практикуму Берзона Н.И. на стр.17

Занятие 18: Сущность и назначение финансового анализа. Методы и инструментарий финансового анализа.

Практическое занятие 19: Источники информации анализа финансового состояния предприятия.

(Практическое занятие № 5)

Занятие 20: Оценка платежеспособности и финансовой устойчивости организации.

Занятие 21: Оценка кредитоспособности и ликвидности баланса предприятия.

Занятие 22: Анализ эффективности использования оборотных активов предприятия.

Занятие 23: Основные показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия.

Практическое занятие 24: Расчет основных финансовых показателей.

(Практическое занятие № 6).

Занятие 25: Сущность и классификация финансовых рынков.

Занятие 26: Классификация финансовых инструментов ценных бумаг.

Занятие 27: Разновидности участников рынка ценных бумаг

Практическое занятие 28: Расчет стоимостных показателей ценных бумаг. (Практическое занятие № 7).

Занятие 29: Понятие и классификация риска. Виды рисков.

Занятие 30: Финансовые риски. Процесс управления риском.

Практическое занятие 31: Методы оценки финансового риска. (Практическое занятие № 8)

Практическое занятие 32: Способы снижения степени финансового риска. Решение ситуационных задач. (Практическое занятие № 9)

Занятие 33: Банкротство предприятия, мероприятия по его предотвращению.

Под банкротством (несостоятельностью) понимают неспособность организации удовлетворить требования по оплате товаров, работ, услуг, возврату заемных средств и процентов по ним, а также по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.

Ликвидация безнадежно неплатежеспособных компаний, которые являются неконкурентоспособными, является обязательным условием функционирования рыночной экономики. Процедура банкротства, ведущая к восстановлению платежеспособности, полезна для сохранения бизнеса и для удовлетворения интересов кредиторов. Теоретически на совершенном рынке смена собственников в результате реорганизации не ведет к падению стоимости бизнеса. Неэффективную команду менеджеров и ее нерасторопных собственников заменяют на более эффективную. Как правило, рыночная стоимость бизнеса в ходе процедур по восстановлению платежеспособности падает на 20-50%.

Причинами несостоятельности являются: превышение принятых компанией обязательств над активами, отсутствие денежных средств и ликвидных активов для погашения текущих обязательств, невозможность привлечь новый капитал и т.д.

Фиктивное банкротство – ситуация, когда должник при подаче заявления в суд о признании себя банкротом фактически имеет возможность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме. Должник это делает для получения отсрочки платежей или скидок с долгов.

Преднамеренное банкротство – сознательное доведение компании до состояния неплатежеспособности со стороны руководителя и собственников.

Согласно Федеральному закону от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» внешним признаком несостоятельности является невыполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения.

На рынке ценных бумаг неисполнение обязательств трактуют как дефолт.

Диагностирование несостоятельности традиционно происходит через анализ финансовой отчетности (например, структуры баланса): низкая ликвидность активов и недостаточность денежных средств для погашения текущих обязательств.

Распознать признаки надвигающего банкротства позволяет система критериев, которую разрабатывают финансовые учреждения:

- рост убытков и высокая нестабильность выручки,

- рост сверхнормативных запасов, просроченной дебиторской задолженности,

- наличие морально устаревшего оборудования,

- нарушение договорных обязательств, увеличение сроков оборачиваемости кредиторской задолженности,

- рост краткосрочных займов,

- сложности в получении новых кредитов,

- потеря поставщиков и потребителей, ключевых работников и т.д.

При угрозе банкротства возникает проблема постоянного мониторинга происходящих событий и проведения ряда специфических управленческих действий для предотвращения фактического прекращения платежей: прекращение выплат дивидендов, продажа неиспользуемых активов, ликвидация убыточных производств, сокращение непроизводственных расходов, реорганизация бизнеса и т.д.

Объявление банкротства (несостоятельности) имеет место либо в результате судебного решения (арбитражным судом), либо во внесудебном порядке (организация сама делает официальное объявление о своей несостоятельности и договаривается с кредиторами о реструктуризации займов, отсрочке выплат и т.д.). Судебное рассмотрение возможно, если требования кредиторов превышают сумму 100 тысяч рублей.

Санация – оказание финансовой помощи компании-должнику со стороны собственников, кредиторов или членов трудового коллектива. Но эта процедура не может продолжаться более 36 месяцев и за 12 месяцев должно быть удовлетворено не менее 40 % требований кредиторов.

Перечислим процедуры банкротства, устанавливаемые арбитражным судом для должника:

- наблюдение

- финансовое оздоровление

- внешние управление

- конкурсное производство (принудительная ликвидация)

- мировое соглашение.

Решение ситуационных задач по практикуму Берзона Н.И стр. 201

Занятие 34: Приемы финансового менеджмента на предприятии

Общим содержанием всех приёмов финансового менеджмента являются денежные отношения,связанные с оборотом капитала и с движением денег.

Приемы финансового менеджмента можно разделить на четыре группы:

1. Приёмы направленные на перевод денежных средств;

2. Приёмы направленные на перемещение капитала для его прироста;

3. Приёмы носящие спекулятивный характер;

4. Приёмы направленные на сохранение способности капитала приносить высокий доход.

Приёмы по переводу денежных средств

Приёмы по переводу денежных средств (кредитные и дебетные карточки,смарт-карты, платёжное поручение, платёжное требование-поручение, аккредитив, расчеты чеками, банковский перевод, расчеты по открытому счету,инкассо, трансферт) означают приёмы,связанные с расчетами за купленные товары (работы, услуги).

Их основу составляют денежные отношения, связанные с куплей-продажей этих товаров.

Перемещение капитала для его прироста – это инвестиционная сделка, связанная, как правило, с долгосрочным вложением капитала

Данные приёмы (депозит, вклады, текущая аренда, рента, лизинг, селинг, траст,

инжиниринг, транстинг, френчайзинг, эккаутинг, бенчмаркинг, финансовый

кредит, реинжиниринг, фирменный кредит,факторинг, форфетирование, кредит по открытому счёту, вексельный кредит, акцептный кредит, овердрафт, самокредитование) представляют собой способы получения дохода на капитал в форме

его прироста.

Спекулятивные операции (репорт, депорт, операции с курсовыми разницами,

операции СВОП, валютный арбитраж,процентный арбитраж, валютная

спекуляция, лидэ энд легэ) есть краткосрочные сделки по получению прибыли

в виде разницы в ценах (курсах) покупки и продажи, разницы в процентах, взятых в

займы и отданных в кредит и т.п.

Приёмы направленные на сохранение способности капитала приносить высокий доход. Эти приёмы (страхование, хеджирование, залог, ипотека, тезаврация драгоценных металлов, диверсификация, лимитирование, приобретение дополнительной информации о выборе и результатах, самострахование) представляют собой приёмы управления движением капитала в условиях риска и неопределённости

хозяйственной ситуации.

Занятие 35: Безналичные расчеты: основные формы расчетов.

В РФ основным видом денежных расчетов являются безналичные расчеты (Положение 2-П ЦБ РФ от 03,10,2002 г.: ред. от 02.05.2007г)

Безналичные расчеты – это денежные расчеты путем записи по счетам в банках, когда деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя.

В условиях развития рыночных отношений применяются следующие принципы организации безналичных расчетов

- осуществление безналичных расчетов по банковским счетам, которые открываются клиентам для хранения и перевода средств

- при всем многообразии форм собственности и характера деятельности предприятий за ними остается право свободного выбора форм расчетов и закрепления их в хозяйственных договорах

Основными формами безналичных расчетов в РФ являются расчеты:

- платежными поручениями

- по аккредитиву

- по инкассо

- чеками

При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарной очередности), если иное не предусмотрено законом.

При недостаточности денежных средств на расчетном счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств осуществляется в следующей очередности:

- в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов

- во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору

- в третью очередь по платежам в бюджет (ПФ, ФСС ФОМС)

- в четвертую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других требований

- в пятую очередь производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности

Открытие коммерческим банком счета клиенту и предоставление ему услуг по РКО осуществляется на основе заключения банком и клиентом договора банковского счета

Клиент вправе досрочно и в одностороннем порядке расторгнуть договор банковского счета (по заявлению)

Расчеты платежными поручениями

Платежное поручение представляет собой письменное распоряжение плательщика обслуживающему его учреждению банка о перечислении определенной суммы со своего счета на счет другого предприятия в том же или другом учреждении банка

Расчеты платежным поручением являются одной из самых распространенных форм расчетов

Платежными поручениями могут производиться:

- перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги

- перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во вне бюджетные фонды

- перечисления денежных средств в целях возврата / размещения кредитов/займов/депозитов и уплаты процентов по ним

- перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством

В соответствии с условиями основного договора платежные поручения могут использоваться для предварительной оплаты товаров, работ и услуг или для осуществления периодических платежей.

Платежные поручения представленные в банк на бланке установленной формы, действительны в течении 10 дней со дня выписки.

При оформлении платежного поручения следует правильно указывать:

- получателя и его банковские реквизиты

- идентификационные номера плательщика и получателя

- назначение платежа ( в случае предоплаты фиксируется номер счета, при оплате полученного товара – счет-фактура), разбивка суммы (например выделяется НДС)

Подписывается платежное поручение уполномоченными лицами предприятия и ставится печать предприятия

Расчеты по инкассо

Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа, для чего банк-эмитент вправе привлекать другие банки.

Данные расчеты осуществляются на основании:

- инкассовых поручений, оплаченных в бесспорном порядке

- платежных требований, оплата которых может производиться: по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения ( в безакцептном порядке)

Банк, принявший на инкассо расчетные документы, после проверки, обязуется доставить их по назначению в исполняющий банк. Данное обязательство, а также порядок и сроки возмещения затрат по доставке расчетных документов отражаются в договоре банковского счета с клиентом.

В инкассовом поручении содержится подробное указание по осуществлению операции. В нем приводятся:

- полные реквизиты и адрес плательщика

- сумма платежа

- наименование валюты платежа

- список прилагаемых документов и порядковый номер каждого

- условия передачи документов плательщику (против платежа или против акцепта)

- время вручения документов

Инкассовая сумма за вычетом комиссии и других оговоренных расходов без какой –либо задержки предоставляется в распоряжение того лица, от которого получено инкассовое поручение

Платежное требование представляет собой расчетный документ, содержащий требование кредитора – получателя средств (поставщика) к должнику-плательщику (покупателю) оплатить определенную денежную сумму через банк. Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги.

Платежное требование выписывается поставщиком на бланке установленной формы и отправляется в обслуживающий банк, а оттуда – в банк плательщика. При этом в договоре между сторонами установлено безакцептное списание средств (о чем в платежном требовании сделана запись с указанием основания), то деньги списываются со счета плательщика без его согласия. Также без согласия и в бесспорном порядке списываются средства на основании инкассовых требований, которые применяются для взыскания по исполнительным документам (в том числе органами, выполняющими контрольные функции)

Когда сторонами предусмотрен акцепт, его срок указывается в платежном требовании (не может быть менее 3 рабочих дней). В течение этого времени плательщик может отказаться от акцепта полностью или частично, о чем должно быть составлено в трех экземплярах заявление об отказе от акцепта. При отсутствии такого заявления по истечении трех рабочих дней с момента передачи плательщику последнего экземпляра платежного требования исполняющий банк оплачивает его.

Расчеты аккредитивами

При расчетах по аккредитиву, банк, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива (банк-эмитент):

- обязуется произвести платеж в пользу получателя средств по представлении им документов, соответствующих всем условиям аккредитива

- либо представить полномочие другому банку (исполняющему_ произвести такие платежи. В качестве исполняющего банка может выступать банк- эмитент, банк получателя средств или иной банк

Аккредитив обособлен и независим от основного договора.

В тех случаях, когда поставщик товара сомневается в платежеспособности покупателя и требует от него предварительной оплаты, а покупатель сомневается в надежности поставщика и боится перечислять деньги, аккредитивная форма расчетов может стать удобным способом разрешения конфликта.

Аккредитивы могут быть :

- покрытые (при открытии которых банк-эмитент перечисляет собственные средства плательщика в распоряжение банка поставщика (исполняющий банк) на весь срок действия аккредитива)

- непокрытые (при установлении с банками корреспондентских отношений непокрытый аккредитив может открываться в исполняющем банке путем предоставления ему права списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента, либо деньги не перечисляются и находятся в банке-эмитенте)

- отзывные (аккредитив может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом без предварительного согласия с поставщиком)

-безотзывные (аккредитив может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом только с согласия поставщика)

Для открытия аккредитива плательщик представляет в банк 2 экз. заявления на открытие аккредитива, в котором поручает банку-эмитенту открыть аккредитив.

В заявлении на открытие аккредитива указываются:

- наименование банка-эмитента, банка получателя средств, исполняющего банка

- вид аккредитива

- условие оплаты

= перечень и характеристика документов, представляемых получателем средств, и требований к их оформлению

- дата закрытия аккредитива, период представления документов

- наименование товаров для оплаты которых открывается аккредитив, срок отгрузки, грузоотправитель, грузополучатель и место назначения груза

Для получения средств по аккредитиву банк получателя обязан проверить соблюдение поставщиком условий аккредитива

Закрытие аккредитива в исполняющем банке производится :

- по истечении срока действия аккредитива

- при отказе получателем средств от использования аккредитива до истечения срока его действия

- при отзыве аккредитива

Расчеты чеками

Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанный в нем суммы чекодержателю. Чекодателем может быть любое юридическое лицо или физическое лицо, имеющее средства в банке, которыми оно распоряжается путем выставления чеков в пользу чекодержателя, плательщиком является банк чекодателя.

Чек очень удобен для расчетов в тех случаях, когда:

- плательщик опасается отдать деньги до того, как получит товар

- поставщик не хочет передавать товар до получения гарантий платежа

- плательщик находится в командировке

В случае расчетов чеками поставщик полностью обезопасит себя от сомнений по срокам расчета с покупателем и ускорит оплату

Чек обязательно должен содержать следующие реквизиты

- наименование «чек»

- поручение плательщику (банку) выплатить определенную сумму

- наименование плательщика и номер его счета

- указание валюты платежа, даты и места составления чека

- подпись лица выписавшего чек – чекодателя

Кроме обязательных чеки содержат дополнительные реквизиты. Форма чеков определяется кредитной организацией самостоятельно.

При расчетах чеками следует помнить, что чек должен быть оплачен в полной сумме, без какой-либо комиссии

Чек не может быть отозван чекодателем до истечения установленного внутрибанковскими правилами срока для его предъявления к оплате

Убытки, возникшие в результате оплаты плательщиком (банком) утраченного или похищенного чека, несет чекодатель или плательщик в зависимости от того, по чьей вине они возникли

Расчеты векселем

В сложившейся банковской практике также используется вексельная форма расчетов

Вексельная форма расчетов представляет собой расчеты между поставщиком и плательщиком за товары или услуги с отсрочкой платежа (коммерческий кредит) на основе специального документа – векселя.

Вексель – это ценная бумага, безусловное письменное долговое обязательство строго установленной законом формы, дающее его владельцу (векселедателю) бесспорное право по наступлении срока требовать от должника уплаты обозначенной в векселе денежной суммы.

По своей юридической природе вексель ближе к способу обеспечения обязательства (займа), чем к форме расчетов.

Отличие векселя от чека в том, что вексель как правило, выписывается кредитным учреждением:

- вместо осуществления плательщиком реального платежа в данный момент (коммерческий кредит)

- или как способ обеспечения займа

- предъявляется впоследствии плательщику к оплате

Векселя в настоящее время получили распространение во внешнеэкономической деятельности, а также широко использовались в экономике РФ в 1990-е годы (при дефиците денежных средств)

Закон различает два вида векселей:

- простой вексель (соло-вексель) представляет собой письменный документ, содержащий простое и ничем не обусловленное обязательство векселедателя (должника) уплатить определенную сумму денег в определенный срок и в определенном месте получателю средств или его приказу. Простой вексель выписывает сам плательщик, и по существу он является его долговой распиской,

- переводной вексель (тратта) – это письменный документ, содержащий безусловный приказ векселедателя (кредитора) плательщику об уплате указанной в векселе суммы третьему лицу или по его приказу

В отличие от простого в переводном векселе участвуют не 2, а как минимум 3 лица:

- векселедатель (трассант), выдающий вексель

- плательщик (трассат), к которому обращен приказ произвести платеж по векселю

- векселедержатель (ремитент) - получатель платежа по векселю.

Переводной вексель обязательно должен быть акцептован плательщиком (трассатом), и только после этого он приобретает силу исполнительного документа. Акцептант переводного векселя, так же как векселедатель простого векселя, является главным вексельным должником, он несет ответственность за оплату векселя в установленный срок.

Акцепт отмечается в левой части лицевой стороны векселя и выражается словами «акцептован, принят, заплачу» и т.п., с обязательным проставлением подписи плательщика.

Вексель является строго формальным документом. К обязательным реквизитам относятся:

- место и время составления векселя

- обещание уплатить определенную денежную сумму (указание суммы цифрами и прописью, срока платежа, место платежа, наименование того, кому или по приказу кого должен быть совершен платеж, подпись векселедателя – представляется им собственноручно рукописным путем)

Передача векселя из рук в руки в качестве орудия платежа осуществляется с помощью передаточной надписи (индоссамента).

Также платеж по акцептованному плательщиком векселю может быть дополнительно гарантирован посредством выдачи поручительства (аваля)

Протест векселя является публичным актом нотариальной конторы, которая официально фиксирует отказ от платежа по векселю.

Практическое занятие 36: Проведение расчетов между предприятиями.

(Практическое занятие № 10)

Правильность заполнения форм: платежное поручение и заявления на открытие аккредитива

Занятие 37: Внутрифирменное финансовое планирование. Финансовый план организации.

Эффективное управление финансами предприятия возможно лишь при планировании всех финансовых потоков, процессов и отношений хозяйствующего субъекта.

Финансовое планирование охватывает все стороны деятельности предприятия, обеспечивает необходимый контроль за использованием ресурсов и создает условия финансовой устойчивости.

Финансовое планирование – это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития организации (рис. 6.1).

Рис. 6.1. Элементы финансового планирования

В процессе финансового планирования устанавливается оптимальная пропорция между финансовыми и материальными ресурсами с целью обеспечения единства натурально-вещественных и стоимостных пропорций, являющихся конечной целью, достигаемой в процессе финансового планирования.

Финансовое планирование строится на основе показателей производственного плана (объема производства, реализации, сметы затрат на производство, плана капитальных вложений и т. д.).

Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования. Финансовые планы делятся на:

– перспективные (15–20 лет);

– текущие (1 год);

– оперативные (месяц, декада).

В процессе финансового планирования решаются следующие задачи:

– выявление резервов увеличения доходов и способов их мобилизации;

– эффективное использование финансовых ресурсов, определение наиболее рациональных направлений инвестиций предприятия;

– увязка показателей производственного плана предприятия с финансовыми ресурсами;

– обеспечение оптимальных финансовых взаимоотношений с бюджетом и кредитными организациями.

Весь процесс планирования в экономической организации можно разделить на две основные стадии: разработка стратегии деятельности фирмы (стратегическое планирование) и определение тактики реализации выработанной стратегии (текущее или тактическое планирование).

Стратегия фирмы – это совокупность ее главных целей и основных способов достижения данных целей.

К принципам финансового планирования относятся:

1. Уменьшение сложности, т. е. преодоление реально существующей сложности планируемых объектов и процессов.

2. Прогнозирование состояния внешней и внутренней среды организации путем систематического анализа всех факторов. Качество прогноза определяет и качество плана.

3. Обеспечение безопасности. Планирование должно учитывать фактор риска, чтобы избежать или уменьшить его.

4. Оптимизация (задаются критерии и на их основании определяется план использования финансовых ресурсов).

5. Координация и интеграция различных сфер деятельности организации.

6. Упорядочение (создается единый порядок действий для всех подразделений организации).

7. Контроль (один из самых важных принципов планирования) за эффективностью производственно-хозяйственной деятельности.

8. Документирование. Планирование обеспечивает документированное представление хода производственно-хозяйственной деятельности.

Различают следующие типы финансового планирования:

Прогрессивное (снизу верх).

Ретроградное (сверху вниз), при котором руководство составляет финансовый план и доводит его отделам и подразделениям. Структурные подразделения должны преобразовать поступающие к ним планы вышестоящих уровней в планы своих подразделений.

Круговой метод (встречное планирование) представляет собой синтез прогрессивного и ретроградного методов, который достигается путем компромисса.

Понятие финансов, финансового менеджмента. Цели финансового менеджмента

Финансы представляют собой систему экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием денежных средств в процессе их кругооборота. Рыночная среда, расширение самостоятельности принятия управленческих решений привели к резкому повышению значимости финансового менеджмента в управлении любой хозяйственной структурой.

Понятие "менеджмент" можно рассматривать с трех сторон:

Менеджмент – это система управления определенным объектом, включающая совокупность принципов, методов, форм и приемов управления. Выработка управленческих решений основана на сборе, передаче и обработке необходимой информации.

В целом финансовый менеджмент – это управление финансами предприятия, направленное на достижение стратегических и тактических целей функционирования данного предприятия на рынке.

К этим целям можно отнести: