logo
лекции финансовый менеджмент

Методы расчета объемов внешнего финансирования

Существуют три метода расчета объемов внешнего финансирования:

Все начисления делаются на основе трех предположений:

  1. Переменные затраты, текущие активы и текущие обязательства при наращивании объема продаж на определенное количество процентов увеличиваются в среднем на столько же процентов. Это означает, что текущие активы и текущие пассивы будут составлять в плановом периоде прежний процент от выручки.

  2. Основные средства и краткосрочные обязательства (кроме кредитов) изменяются пропорционально изменению объема реализации, при этом их доля выручки от реализации остается неизменной.

  3. Долгосрочные обязательства и акционерный капитал берутся в прогноз неизменными, так как они не связаны с динамикой объема реализации и в прогноз включаются на уровне базового периода (если специально не оговаривается их изменение).

  4. Нераспределенная прибыль рассчитывается на основе прогнозной величины выручки, рентабельности оборота и нормы распределения прибыли на дивиденды.

Нераспределенная прибыль прогнозируется с учетом нормы распределения чистой прибыли на дивиденды и чистой рентабельности реализованной продукции: к нераспределенной прибыли базового периода прибавляется прогнозируемая чистая прибыль (произведение прогнозируемой выручки на чистую рентабельность реализованной продукции) и вычитаются дивиденды (прогнозируемая чистая прибыль, умноженная на норму распределения чистой прибыли на дивиденды).

Цель экспресс-методов финансового прогнозирования – расчет объемов дополнительного финансирования (или величины средств, требующих размещения) при выполнении запланированного изменения объемов деятельности.

Просчитав все это, выясняют, сколько пассивов не хватает, чтобы покрыть необходимые активы. Это и будет потребная сумма дополнительного внешнего финансирования. Рассчитать эту сумму можно также по формуле:

EFN = (A/S) · DS – (L/ S) · DS – (PM) · (PS) · (1-d),

где A/S – изменяемые активы отчетного баланса, выраженные в процентах от продаж;

L/S – изменяемые пассивы отчетного баланса, выраженные в процентах от продаж;

PS – планируемый объем реализации или прогнозная выручка;

PM – рентабельность реализации фактическая (чистая прибыль фактическая / выручка фактическая);

DS – темп роста выручки или изменение объемов продаж;

d – доля выплаченных дивидендов (дивиденды фактические / чистая прибыль фактическая).

Из формулы видно, что потребность во внешнем финансировании тем больше, чем больше нынешние активы и темп роста выручки и норма распределения чистой прибыли на дивиденды, и тем меньше, чем больше нынешние пассивы и чистая рентабельность реализованной продукции.