logo
лекции финансовый менеджмент

6.5. Последовательность формирования бюджетов

Работа по составлению бюджета предполагает несколько этапов:

  1. Подготовка прогноза и бюджета продаж.

  2. Определение ожидаемого объема производства.

  3. Расчет затрат, связанных с производством и реализацией продукции.

  4. Расчет и анализ денежных потоков.

  5. Составление плановых финансовых отчетов.

На основе данных финансово-экономической стратегии предприятия прежде всего формируются целевые установки на заданный период планирования (год, месяц). Эти установки могут доводиться до отдела маркетинга, производственных подразделений, планово-экономической службы и т. д. Руководители служб должны обеспечить выполнение целевых установок.

На следующем этапе разрабатывается бюджет продаж.

Бюджет продаж объединяет информацию об объемах реализации, ценах и соответственно о выручке от реализации. Он является отправной точкой всего процесса бюджетирования и наиболее спорным моментом. Термин ''планирование продаж'' необходимо отличать от термина ''прогнозирование продаж''. Последний термин отражает оценку, предсказание, которое впоследствии может стать, а может и не стать бюджетом продаж. Прогноз превращается в бюджет, если допускается его реальность.

Объем реализации определяется не только производственными возможностями предприятия, но и факторами конъюнктуры:

Расчет объема реализации осуществляется на основе статистических методов использования экономико-математических моделей, а также на основе экспертных оценок.

На базе бюджета продаж формируются бюджеты, характеризующие затраты на производство и реализацию продукции или на внедрение нового технологического процесса (бюджет закупки сырья и материалов, бюджет по труду и т. п.). Для составления этих бюджетов необходимо:

  1. определить объем затрат;

  2. сгруппировать затраты с учетом специфики процесса производства и изменений объема реализации продукции;

  3. вычислить нормативы (стандарты) общепроизводственных, коммерческих и административных расходов на предстоящий период.

  4. бюджет производств показывает, сколько единиц продукции или услуг необходимо произвести, чтобы обеспечить запланированные продажи и требуемый уровень запасов;

  5. на основе оперативных бюджетов составляется бюджетный отчет о прибылях и убытках. Информация берется из бюджета продаж.

Бюджет движения денежных средств (ДДС) предприятия состоит из доходной и расходной частей.

Доходный раздел бюджета ДДС прогнозируется на основе плана продаж (реализации продукции) и плана денежных поступлений из прочих источников.

Расходный раздел бюджета ДДС прогнозируется на основе:

Состав бюджета денежных средств предприятия приведен на рис. 6.1.