logo
лекции финансовый менеджмент

6.3. Функции бюджета

  1. Планирование операций, обеспечивающих достижение целей организации. Составление бюджета основано на уточнении и детализации стратегических планов на заданный бюджетом период.

  2. Коммуникация и координация различных подразделений предприятия и видов деятельности. Этот вид функций предполагает объединение интересов отдельных работников и групп в целом по предприятию для достижения намеченных целей.

  3. Ориентация руководителей всех рангов на достижение задач, поставленных перед их центрами ответственности.

  4. Контроль текущей деятельности, обеспечение плановой дисциплины. В качестве основы для оценки выполнения плана центрами ответственности лучше использовать именно бюджетные данные, а не отчетные данные прошлых лет.

  5. Повышение профессионализма менеджеров. Составление бюджетов способствует детальному изучению деятельности своих подразделений и взаимоотношений центров ответственности на предприятии.

Контрольно-аналитическая работа на предприятии состоит в осуществлении систематического контроля за исполнением бюджетов предприятия. Для осуществления контроля за исполнением бюджетов используется двухуровневая система: нижний уровень – контроль за исполнением бюджетов структурных подразделений; верхний уровень – контроль за исполнением консолидированного бюджета.

Элементы системы контроля:

объекты контроля – бюджеты структурных подразделений;

субъекты контроля – структурные подразделения, осуществляющие контроль за исполнением бюджетов;

предметы контроля – бюджетные показатели и анализ отклонений бюджетных показателей от фактических;

методы контроля – использование математического аппарата (расчет относительных и абсолютных показателей), построение прогнозных моделей, анализ статистических показателей и т. д.

Проведение контроля предполагает подготовку отчетов по анализу и обоснованию фактических отклонений от бюджетных, а также расчет основных финансовых показателей в случае их изменения в зависимости от отклонений, таких, как:

  1. Выручка от продаж.

  2. Затраты на производство и реализацию.

  3. Чистая прибыль.

  4. Реинвестированная прибыль.

  5. Рентабельность инвестиций.

  6. Оборачиваемость активов.

  7. Рентабельность продаж.

  8. Доля рынка.

  9. Темпы роста предприятия.