Единство и противоположность потребительной ценности и ценности товара
Все товары обладают потребительной ценностью и меновой ценностью. По традиции меновую ценность принято называть одним словом - ценность. При этом в экономической литературе на русском языке и в практической жизни вместо понятия «ценность» принято употреблять термин «стоимость». Однако термин «ценность» в большей степени соответствует тому содержанию, которое вкладывает в него экономическая наука и практика хозяйственной жизни и при этом его применение возвращает нас к мировой традиции.
Потребительная ценность - это физическое, вещественное свойство товара, это его способность удовлетворять определенные потребности. Меновая ценность, или просто ценность - это общественное свойство товара. Она определяется степенью полезности товара и объемом затрат, необходимых для его получения.
Потребительная ценность и ценность товара - это свойства однородные и одновременно- противоположные. Они образуют единство противоположностей, заключенных в товаре. Их единство состоит в том, что ценность - это то количество потребительной ценности, которое индивид, или община, или другая организованная группа людей (скажем, корпорация) готовы обменять на соответствующее количество другой потребительной ценности. Противоположность потребительной ценности и ценности заключается в том, что первая составляет неизменное физическое свойство товара, которое всегда в нем присутствует, а вторая составляет его переменное относительное свойство, которое обнаруживается только в сравнении и всегда выступает как величина сравнительная. Эта величина изменяется вместе с изменением условий хозяйственной жизни.
Для получения представления о ценности товара необходим предмет сравнения. Им служит другой объект ценности, принимающий участие в сделке обмена, а сама сделка обмена олицетворяет общественный акт экономической связи отдельного товаропроизводителя или предприятия с обществом.
В то время как потребительная ценность характеризует индивидуальное, особенное свойство товара, ценность выражает его общее со всеми другими товарами свойство.
Поэтому как ценность каждый товар подобен любому другому товару, и все они могут служить эквивалентами друг для друга, хотя их потребительные ценности различны. Как совокупность ценностей все товары являются результатом затраченных обществом усилий на их производство в качестве полезных благ и представляют собой общественную ценность в виде суммарной общности отдельных ценностей. Каждый из них в отдельности есть соответствующая часть этих усилий и общественной ценности.
Общность всех товаров как ценностей предопределяет их способность обмениваться друг на друга. Поэтому меновую ценность определяют как способность товара обмениваться на другие товары в соответствующих пропорциях.
Противоречие между потребительной ценностью и ценностью, заключенное в товаре, служит движущей силой общественных экономических отношений. Оно представляет собой единство и борьбу противоположностей и развертывается в практической хозяйственной жизни как ряд взаимосвязанных и взаимообусловленных противоречий:
противоречие между личностью и обществом;
противоречие между явлением и сущностью;
противоречие между частным и общим (общественным).
Сами по себе эти противоречия разрешиться не могут. Для этого необходимо столкновение данного товара с его противоположностью, в роли которой в ранние исторические времена, на стадии примитивного бартера, выступает другой товар, а на более развитых этапах - деньги. В наше время бартер возрождается, когда экономика деградирует в условиях кризиса, а также встречается в международной торговле неравных по уровню развития стран.
Средством разрешения противоречий товара служит рынок, то есть, обмен, сделка купли -продажи товара за деньги, в которой участвуют с одной стороны продавец - владелец товара, а с другой стороны покупатель - владелец эквивалентной ценности в виде денег. Сделка обмена, совершающаяся на рынке, разрешает первое противоречие: между личностью и обществом. Обмен, то есть рынок, преодолевает отчуждение личности от общества, которое порождается частной собственностью. Он заставляет личность производить продукт не для себя, а для общества и вступать в связь с обществом посредством обмена этого продукта. Обменная сделка представляет собой вклад личности в экономическое благополучие общества путем предоставления обществу необходимого ему продукта или ресурса и получение взамен необходимых личности благ. Изготовление и предоставление обществу полезных продуктов или ресурсов становится условием экономического благополучия самой личности. Обмен разрешает также второе противоречие. Действительно, пока товар не продан за деньги, он предстает в виде продукта, способного удовлетворять некие потребности. На передний план выступает его внешнее, особенное проявление как отличной от других потребительной ценности. В то же время его сущность как общественной ценности пока остается скрытой. Его ценность еще не подтверждена, пока он остается в руках владельца, так как самому владельцу он в виде продукта не нужен, а те, кому он предназначен в этом качестве, еще не стали его обладателями. Обмен становится актом общественного признания ценности результатов производственной деятельности данного индивидуума (или предприятия). Товары, прошедшие обмен, превращаются из потенциальных ценностей в реальные. Приобретая товар, покупатель возмещает продавцу его ценность, признавая таким образом товар в качестве частицы общих ценностей в распоряжении общества - общественного богатства.
Наконец, разрешение третьего противоречия означает признание общественно значимой частной хозяйственной деятельности личности или предприятия. При этом продавец выступает как отдельный индивид, олицетворяющий частное начало, а покупатель выступает как представитель общества, олицетворяющий общественный интерес. Тот факт, что покупатель как представитель общества купил данный товар, означает, что общество в его лице одобрило производственную деятельность личности, являющейся товаровладельцем и продавцом данного товара. Пока они не проданы, это были продукты частной хозяйственной деятельности, целесообразность которой оставалась под вопросом. Пройдя сделку купли -продажи, товар становится составной частью общественного богатства, выраженного в деньгах. Частные усилия, затраченные на его создание, признаются как достойная часть общественных усилий, величина которых представлена в денежной форме.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Единство и противоположность потребительной ценности и ценности товара
- Возникновение денег из обмена
- Натуральные (вещественные) деньги - первый класс денег
- Кредитные деньги - второй класс денег
- Финансовые деньги - третий класс денег
- Рыночные и нерыночные деньги
- 2. Функции денег
- Мера ценности.
- Формирование меры ценности. Масштаб цен.
- Масштаб цен
- Счетные деньги
- Средство сохранения ценности (Средство сбережения и накопления)
- Средство обращения
- Средство платежа
- Коммерческий вексель
- Банкнота
- Производные формы кредитных денег
- Финансовые деньги
- Мировые деньги
- Международные денежные единицы
- Кредитная система и ее организация.
- По технике предоставления или привлечения ссуд различают:
- 5. Кредитная система рф
- Центральный банк.
- Банковская система рф.
- Специализированные кредитно-финансовые учреждения, страховые компании, инвестиционные фонды, пенсионные фонды, финансово -строительные компании и прочие.
- Основные задачи и принципы деятельности цб России
- Функции Банка России. Денежно-кредитная политика
- Рынки ценных бумаг
- Первичный и вторичный рынки ценных бумаг
- Открытое размещение (публичное) – это размещение ценных
- Участники рынка ценных бумаг
- Инструменты рынка ценных бумаг
- Долговые ценные бумаги в самом общем виде представляют собой облигации.
- Краткосрочные долговые ценные бумаги. К долговым ценным бумагам относится также широкий круг краткосрочных ценных бумаг, которые входят в отмеченную выше категорию инструментов денежного рынка.
- Производные ценные бумаги.
- Экономическое значение рынка ценных бумаг
- 7. Основы теории финансов
- Функции финансов
- Финансовая система страны, ее звенья.
- Управление финансами
- Финансовая политика государства
- Финансовый рынок.
- 8. Государственный бюджет и его роль в экономике
- Основные принципы бюджетной системы
- Бюджетный процесс
- Бюджетное регулирование. Межбюджетные отношения
- 9. Налоги и налоговая система.
- Элементы налога.
- Выделяют следующие 10 обязательных элементов налога:
- Классификация налогов Налоги группируются по следующим признакам:
- Основными формами налогов являются: