Масштаб цен
Функция меры ценности требует количественной определенности. Поэтому с ней тесно связано свойство денег - служить масштабом цен. Масштаб цен не является отдельной функцией денег - он представляет собой механизм, с помощью которого осуществляется функция меры ценности.
Когда обмен достигает достаточного развития, все товары одинаково воспринимаются как ценности. Поскольку как ценности они однородны, то они теперь сравниваются и измеряются между собой как части противостоящей им однородной субстанции, в качестве которой выступают деньги. Отсюда развивается необходимость дробления денег на одинаковые части. Эта необходимость, как и все экономические явления вначале возникает в реальной жизни, а затем закрепляется в качестве мысленного образа.
Та субстанция, которая на данном этапе экономической цивилизации была выдвинута обществом на роль выразителя ценности товаров, становилась материалом для образования масштаба цен. Когда это был скот, масштабом цен служила отдельная особь, для шкур, ракушек и т.п. - их отдельные единицы или части, для соли, металлов - их весовые части. Когда же средством выражения ценности стали благородные металлы, позволяющие дробить их по весу, не разрушая их потребительских свойств, проблема установления единицы меры ценности получила приемлемую и удобную для общества форму решения. В эпоху натуральных денег эта форма получила свое законченное выражение, когда деньгами стало золото. Однородность, прочность и делимость, концентрация высокой ценности в малых количествах, редкость в природе и трудности добычи благородного металла делали золото и серебро идеально удобными для функционирования в качестве меры ценности. Определенное весовое количество золота или серебра становилось выражением единицы ценности товаров, и с этого времени цены товаров выражались в таких единицах. Цена каждого товара выступала при этом просто как какое -то количество золота, при том, что все золото превратилось в воплощение общественного богатства.
Хотя ценность золота изменялась вместе с ценностью товаров, выразителем которой оно служило, масштаб цен оставался неизменным, поскольку он был выражен в одних и тех же весовых единицах. Поскольку золото не меняет своего веса, 1 г. чистого золота всегда является одной тысячной килограмма такого золота, как бы при этом не менялась ценность самого золота как товара.
Поскольку золото вначале обращалось в слитках, которые принимались по весу, исторически закрепился весовой масштаб цен. Отзвуки этого явления до сих пор сохранились в виде наименований некоторых денежных единиц.
Благодаря оформлению масштаба цен в качестве принятого обществом явления, ценность товаров, выраженная в деньгах, получила свою внутреннюю систему измерения, которая исправно обеспечивает выполнение функции меры ценности.
В силу различий в характере становления и развития товарного производства в отдельных государствах в каждом из них сложился свой масштаб цен, связанный с определенной исторической традицией. Удостоверенный и поддерживаемый государственной властью масштаб цен создает в данном обществе единообразные условия для выполнения деньгами функции меры ценности товаров. В эпоху кредитных денег масштаб цен переходит к ним в результате исторической преемственности, которая обеспечивалась в течение длительного времени посредством размена банкнот и вкладов на золото. Масштаб цен, принятый на территории данного государства, действителен только в пределах его границ, а в расчетах между государствами, т.е. на мировом рынке, золото принималось по весу. Окончательное утверждение кредитных денег привело к тому, что в настоящее время они действуют как в национальных, так и в международных расчетах. Поскольку функция меры ценности в порядке преемственности перешла к кредитным деньгам, и в наше время перевод одной национальной валюты в другую означает, в первую очередь, переход из одного масштаба цен в другой. Здесь все зависит от конкретной величины ценности, принятой за единицу счета.
- Единство и противоположность потребительной ценности и ценности товара
- Возникновение денег из обмена
- Натуральные (вещественные) деньги - первый класс денег
- Кредитные деньги - второй класс денег
- Финансовые деньги - третий класс денег
- Рыночные и нерыночные деньги
- 2. Функции денег
- Мера ценности.
- Формирование меры ценности. Масштаб цен.
- Масштаб цен
- Счетные деньги
- Средство сохранения ценности (Средство сбережения и накопления)
- Средство обращения
- Средство платежа
- Коммерческий вексель
- Банкнота
- Производные формы кредитных денег
- Финансовые деньги
- Мировые деньги
- Международные денежные единицы
- Кредитная система и ее организация.
- По технике предоставления или привлечения ссуд различают:
- 5. Кредитная система рф
- Центральный банк.
- Банковская система рф.
- Специализированные кредитно-финансовые учреждения, страховые компании, инвестиционные фонды, пенсионные фонды, финансово -строительные компании и прочие.
- Основные задачи и принципы деятельности цб России
- Функции Банка России. Денежно-кредитная политика
- Рынки ценных бумаг
- Первичный и вторичный рынки ценных бумаг
- Открытое размещение (публичное) – это размещение ценных
- Участники рынка ценных бумаг
- Инструменты рынка ценных бумаг
- Долговые ценные бумаги в самом общем виде представляют собой облигации.
- Краткосрочные долговые ценные бумаги. К долговым ценным бумагам относится также широкий круг краткосрочных ценных бумаг, которые входят в отмеченную выше категорию инструментов денежного рынка.
- Производные ценные бумаги.
- Экономическое значение рынка ценных бумаг
- 7. Основы теории финансов
- Функции финансов
- Финансовая система страны, ее звенья.
- Управление финансами
- Финансовая политика государства
- Финансовый рынок.
- 8. Государственный бюджет и его роль в экономике
- Основные принципы бюджетной системы
- Бюджетный процесс
- Бюджетное регулирование. Межбюджетные отношения
- 9. Налоги и налоговая система.
- Элементы налога.
- Выделяют следующие 10 обязательных элементов налога:
- Классификация налогов Налоги группируются по следующим признакам:
- Основными формами налогов являются: