logo
Лекции ДКБ

Возникновение денег из обмена

В результате обмена потребительная ценность товара отделяется от его ценности. Первая переходит в руки покупателя в форме продукта, который будет служить удовлетворению соответствующих потребностей, вторая - в руки продавца в форме денег, олицетворяющих ценность. Отделение потребительной ценности от ценности с развитием обмена и денег означает, что товарный мир разделяется на две противоположные части - два полюса. На одном полюсе помещаются все товары, олицетворяющие теперь потребительную ценность, а на другом полюсе им противостоят деньги, которые служат олицетворением ценности. Товары - это теперь продукты соответствующего назначения, в то время как деньги - это воплощение и мера их ценности; на одном полюсе оказывается вещественное содержание товарного мира, а на другом - его общественное содержание и значение.

Общественный характер ценности, требует ее выражения в общественно приемлемой и признанной форме. Чтобы общество могло совершать с ней необходимые действия, ценность должна существовать не только как мыслительная или словесная категория, но и как нечто предметное. Однако, будучи общественным явлением, ценность сама по себе в физическом, вещественном виде существовать не может.

Чтобы ценность была должным образом представлена в качестве общественного отношения, необходима некая субстанция, которая приняла бы на себя выполнение этой задачи. Именно такой субстанцией и являются деньги. Быть представителем ценности - в этом состоит предназначение денег. Деньги возникают и развиваются для того и потому, чтобы представлять ценность, чтобы дать ей должную форму выражения и существования в обществе, когда она отделяется от потребительной ценности товара в ходе обмена.

Экономическое значение денег состоит в том, что деньги - это воплощение ценности, это способ существования ценности всех товаров, участвующих в хозяйственной жизни в данном месте и в данное время. Отсюда вытекает общее определение денег:

Деньги - это средство выражения ценности товарных ресурсов, участвующих в данное время в хозяйственной жизни общества, это универсальное воплощение ценности в формах, соответствующих данному уровню товарных отношений.

Итак, ценность товаров не есть их физическое свойство, она есть их общественное свойство, т.е. нечто символическое. С появлением и развитием денег в результате прогресса обмена это свойство, отделившись от телесной оболочки товара, существует теперь отдельно от него в денежной форме, но уже не в сфере вещественной, а в сфере общественной.

При рассмотрении типов (классов) денег, характерных для различных исторических периодов, мы обнаруживаем, что таких периодов к настоящему времени насчитывается три, и каждому из них соответствует свой преобладающий класс денег. При этом, каждый новый класс денег возникает на базе уже действующего и, только постепенно развиваясь и созревая, вытесняет, наконец, старый, отживший класс. Поэтому, когда говорят, что каждому периоду соответствует свой преобладающий класс денег, имеется в виду, что преобладающим он становится, когда достигают зрелости соответствующие этому периоду товарные отношения. Будучи представителем ценности, деньги не обязательно должны быть товаром в телесной форме, как это имело место в прошлые времена. Более того, мировой опыт свидетельствует, что натуральные, или вещественные, деньги действовали в эпоху недостаточно развитых товарных отношений. Именно этой недоразвитостью диктовалось то обстоятельство, что в роли денег должен был выступать какой -нибудь товар, собственная ценность которого служила бы общественной гарантией устойчивости денежной системы. Для эпохи капитализма, особенно на его промышленной стадии, характерны иные деньги, которые возникают и развиваются вместе с капитализмом. Они представляют собой кредитные деньги, которые уже не нуждаются в телесной оболочке и с самого начала выступают как символические деньги, где главное содержание - это число, т.е. численное выражение ценности товаров, закрепленное и удостоверенное на определенном носителе. То же самое относится к финансовым деньгам и их ключевому компоненту - акционерному капиталу - которые могут быть оформлены и как бумажный документ и как документарная запись в книге или в памяти компьютера.