Основные принципы бюджетной системы
Бюджетная система представляет собой совокупность государственных бюджетов всех уровней, а также институтов и процедур их формирования и расходования. Бюджетная система основана на экономических отношениях и государственном устройстве страны, она регулируется положениями Конституции и нормами права. Современная Россия представляет собой федеративное государство, которое имеет трехуровневую бюджетную систему: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты;
Свод бюджетов всех уровней составляет консолидированный бюджет РФ.
Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта РФ и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление о всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются, т. е. не имеют правовой нагрузки и служат для аналитических и статистических целей.
Взаимосвязи звеньев бюджетной системы реализуются через механизм межбюджетных отношений, в основу которых заложены принципы бюджетного федерализма:
распределение и закрепление расходов и доходов бюджетов по уровням бюджетной системы;
равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;
выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;
равенство всех бюджетов во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.
Основные задачи бюджетной политики в условиях рыночных реформ состоят в том, чтобы создать в России условия для упрочения принципов рыночной экономики и предпосылки для экономического роста. Для этого необходимо решить следующие задачи: обеспечение эффективного продолжения мероприятий экономической реформы; удержание экономики от спада производства и поддержание сил экономического роста; обеспечение финансовой стабилизации; стимулирование инвестиционной активности, увеличение доли накопления в национальном доходе; сокращение непроизводительных расходов бюджета на государственные дотации отдельным отраслям сферы материального производства;
укрепление доходной базы бюджета за счет совершенствования налогообложения и усиления контроля за полнотой уплаты налогов; создание системы действенного финансового контроля за эффективным и целенаправленным использованием государственных расходов;
усиление контроля за величиной государственного долга. Огромное значение в бюджетном регулировании имеет выбор приоритетных отраслей развития экономики и привлечение средств на реализацию целевых социально-экономических программ. Бюджетная политика фокусирует в себе государственные, национальные, человеческие интересы и трансформирует их в систему денежных отношений. Поэтому перспективы преодоления кризисных явлений в российской экономике и обеспечения ее устойчивого роста неразрывно связаны с формированием целостной модели российского бюджетного регулирования.
Бюджетное регулирование - это, по существу, система мер, направленных на реализацию принципов бюджетного федерализма, предполагающая реальное участие всех звеньев бюджетной системы в едином бюджетном процессе, в равной степени ориентированном на учет интересов всех его участников.
При достаточно сложной организации, бюджетное регулирование отличается быстротой и активностью воздействия, маневренностью, гибкостью, широтой охвата и целенаправленностью. В его структуре просматриваются четкие вертикали и горизонтали. Оно захватывает все уровни власти, использует интересы всех участников бюджетного процесса в качестве активного инструмента экономического роста, обеспечивает прочность конституционного единства страны, необходимый социальный климат, максимальный уровень занятости и благосостояния населения.
В основных направлениях бюджетной и налоговой политики Правительства РФ содержится ряд задач, на решение которых направлена бюджетная стратегия:
уменьшение государственного долга;
снижение налоговой нагрузки путем сокращения количества налогов и сборов при одновременном повышении собираемости существующих налогов;
максимальная концентрация финансовых ресурсов на решении высокоприоритетных задач;
дальнейшее реформирование системы межбюджетных отношений на принципах разграничения доходных и расходных полномочий между уровнями бюджетной системы.
В последние годы намечаются положительные сдвиги в решении проблем бюджетного регулирования в России: вступил в силу Бюджетный кодекс РФ, введена в действие часть первая Налогового кодекса РФ, развивается казначейская система исполнения бюджета, совершенствуются межбюджетные отношения, активизировалась работа по собираемости налогов, которая дала первые обнадеживающие результаты.
Возможны два подхода к разработке государственного бюджета. Первый подход, «от доходов » состоит в том, что определяют разумный (обеспечивающий условия расширенного воспроизводства) реальный объем доходной части. Исходя из этих доходов планируют расходы. Этот подход опирается на результаты теоретических исследований последнего времени, в частности на положения и выводы известного американского экономиста А. Лаффера. Известен эффект «кривой Лаффера», который состоит в том, что после превышения ставками налогов определенных уровней (обычно в районе 35% дохода) сумма собираемых доходов начинает в прогрессирующей степени уменьшаться в связи с подрывом стимулов к активной хозяйственной деятельности. Второй подход, «от расходов » состоит в том, что определяют уровень расходов. После этого решается задача обеспечения доходов.
Недостаток средств компенсируют различными способами:
привлечением предпринимательского капитала, привлечением сбережений населения, часто посредством введения новых налогов и увеличения налогового бремени, сокращением налогооблагаемой базы, внешним заимствованием.
Начиная с 1998 г., разработка годовых бюджетов в России ведется от достигнутого уровня развития.
Каким требованиям должен отвечать федеральный бюджет?
Можно указать ряд основополагающих требований:
бюджет должен отражать перспективу развития России в целом от существующего уровня в направлении достижения уровня, обоснованного на ближайшие годы;
бюджет должен отражать комплексность и пропорциональность развития отраслей (технологических цепочек) и субъектов Федерации с учетом зарубежных связей;
бюджет должен разрабатываться с участием соответствующих научных организаций и органов управления, функционирующих на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации;
при разработке бюджета должна применяться Всероссийская методика обоснования, проектирования и реализации федерального бюджета, согласованная на уровне субъектов Федерации и утвержденная на федеральном уровне одновременно с исходными данными, которые предполагается использовать при расчетах;
при разработке бюджета должны учитываться перспективы развития всех форм собственности.
- Единство и противоположность потребительной ценности и ценности товара
- Возникновение денег из обмена
- Натуральные (вещественные) деньги - первый класс денег
- Кредитные деньги - второй класс денег
- Финансовые деньги - третий класс денег
- Рыночные и нерыночные деньги
- 2. Функции денег
- Мера ценности.
- Формирование меры ценности. Масштаб цен.
- Масштаб цен
- Счетные деньги
- Средство сохранения ценности (Средство сбережения и накопления)
- Средство обращения
- Средство платежа
- Коммерческий вексель
- Банкнота
- Производные формы кредитных денег
- Финансовые деньги
- Мировые деньги
- Международные денежные единицы
- Кредитная система и ее организация.
- По технике предоставления или привлечения ссуд различают:
- 5. Кредитная система рф
- Центральный банк.
- Банковская система рф.
- Специализированные кредитно-финансовые учреждения, страховые компании, инвестиционные фонды, пенсионные фонды, финансово -строительные компании и прочие.
- Основные задачи и принципы деятельности цб России
- Функции Банка России. Денежно-кредитная политика
- Рынки ценных бумаг
- Первичный и вторичный рынки ценных бумаг
- Открытое размещение (публичное) – это размещение ценных
- Участники рынка ценных бумаг
- Инструменты рынка ценных бумаг
- Долговые ценные бумаги в самом общем виде представляют собой облигации.
- Краткосрочные долговые ценные бумаги. К долговым ценным бумагам относится также широкий круг краткосрочных ценных бумаг, которые входят в отмеченную выше категорию инструментов денежного рынка.
- Производные ценные бумаги.
- Экономическое значение рынка ценных бумаг
- 7. Основы теории финансов
- Функции финансов
- Финансовая система страны, ее звенья.
- Управление финансами
- Финансовая политика государства
- Финансовый рынок.
- 8. Государственный бюджет и его роль в экономике
- Основные принципы бюджетной системы
- Бюджетный процесс
- Бюджетное регулирование. Межбюджетные отношения
- 9. Налоги и налоговая система.
- Элементы налога.
- Выделяют следующие 10 обязательных элементов налога:
- Классификация налогов Налоги группируются по следующим признакам:
- Основными формами налогов являются: