9. Налоги и налоговая система.
Для надлежащего обеспечения функций государственной власти необходимы соответствующие денежные средства, которые аккумулируются в форме государственного бюджета. Формирование доходов государственного бюджета происходит главным образом посредством налогов и представляет собой один из главных видов государственной экономической политики. Непосредственную деятельность государства по сбору налогов для формирования доходов государственного бюджета принято называть фискальной политикой. В отечественной науке и практике принято вместо термина фискальная, пользоваться термином финансовая политика, который более широко охватывает деятельность государства по формированию государственного бюджета, его использованию для осуществления задач государственной политики, а также по воздействию государства на формирование и использование денежных ресурсов в масштабах национальной экономики.
Основные принципы финансовой политики рассматриваются и утверждаются высшим органом законодательной власти (парламентом) страны, который принимает государственный бюджет. Текущая финансовая политика реализуется правительством, в первую очередь министерством финансов. Обычно бюджет утверждается сроком на один год, который принято называть финансовым годом. Даты отсчета финансового года могут не совпадать с календарным годом. В США, например, финансовый год начинается с 1 октября и заканчивается 30 сентября следующего календарного года. В России финансовый год совпадает с календарным.
Экономические отношения, возникающие в процессе налогообложения и осуществления государственных расходов, получили название финансовых отношений.
Эти отношения, с одной стороны, обеспечивают существование самого государства и его институтов, а с другой - используются государством для макроэкономического регулирования общественного производства в соответствии с теми или иными национальными потребностями. Совокупность всех финансовых отношений в обществе получила название финансовой системы, важное место в которой занимает государственный бюджет.
Перераспределение национального дохода в пользу государства осуществляется следующими основными методами:
при помощи налогообложения;
путем получения государственных займов;
при помощи денежной эмиссии.
Поскольку выпуск государственных займов и использование денежной эмиссии относится к методам финансирования дефицита государственного бюджета и должны рассматриваться в рамках бюджетной политики, остановимся здесь на роли налогообложения в перераспределении национального дохода.
Налоги представляют собой обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в законодательно установленном порядке.
Налоговые поступления в доходах федеральных бюджетов развитых стран составляют до 90 %., в доходах региональных и местных бюджетов до 50%.
Налоги закрепляются за соответствующим бюджетом конституцией государства, либо специальными законами. Совокупность налогов, сборов, пошлин, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему государства. Налоги одновременно являются экономическим, хозяйственным и политическим явлением хозяйственной жизни.
Сущность и роль налогов проявляется в их функциях: фискальной, распределительной и контрольной.
Фискальная - реализуется в процессе формирования доходной части бюджета. Это функция состоит в мобилизации финансовых ресурсов государства.
Распределительная - проявляется в том, что государство через налоговый механизм активно влияет на экономику. Налог представляет собой изъятие у населения и предприятий определенной части денежных ресурсов, которые при отсутствии налогов могли бы быть использованы на иные хозяйственные цели. Поэтому государство должно стремиться к установлению наиболее рациональной системы налогов и минимально возможных налоговых ставок. С другой стороны, государство должно расходовать бюджетные ресурсы наиболее эффективным образом, чтобы его деятельность приносила максимальный полезный эффект для общества.
Контрольная - реализуется в отражении возможного количественного поступления налогов в бюджет, их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах и выявления необходимого внесения изменений в налоговую базу.
- Единство и противоположность потребительной ценности и ценности товара
- Возникновение денег из обмена
- Натуральные (вещественные) деньги - первый класс денег
- Кредитные деньги - второй класс денег
- Финансовые деньги - третий класс денег
- Рыночные и нерыночные деньги
- 2. Функции денег
- Мера ценности.
- Формирование меры ценности. Масштаб цен.
- Масштаб цен
- Счетные деньги
- Средство сохранения ценности (Средство сбережения и накопления)
- Средство обращения
- Средство платежа
- Коммерческий вексель
- Банкнота
- Производные формы кредитных денег
- Финансовые деньги
- Мировые деньги
- Международные денежные единицы
- Кредитная система и ее организация.
- По технике предоставления или привлечения ссуд различают:
- 5. Кредитная система рф
- Центральный банк.
- Банковская система рф.
- Специализированные кредитно-финансовые учреждения, страховые компании, инвестиционные фонды, пенсионные фонды, финансово -строительные компании и прочие.
- Основные задачи и принципы деятельности цб России
- Функции Банка России. Денежно-кредитная политика
- Рынки ценных бумаг
- Первичный и вторичный рынки ценных бумаг
- Открытое размещение (публичное) – это размещение ценных
- Участники рынка ценных бумаг
- Инструменты рынка ценных бумаг
- Долговые ценные бумаги в самом общем виде представляют собой облигации.
- Краткосрочные долговые ценные бумаги. К долговым ценным бумагам относится также широкий круг краткосрочных ценных бумаг, которые входят в отмеченную выше категорию инструментов денежного рынка.
- Производные ценные бумаги.
- Экономическое значение рынка ценных бумаг
- 7. Основы теории финансов
- Функции финансов
- Финансовая система страны, ее звенья.
- Управление финансами
- Финансовая политика государства
- Финансовый рынок.
- 8. Государственный бюджет и его роль в экономике
- Основные принципы бюджетной системы
- Бюджетный процесс
- Бюджетное регулирование. Межбюджетные отношения
- 9. Налоги и налоговая система.
- Элементы налога.
- Выделяют следующие 10 обязательных элементов налога:
- Классификация налогов Налоги группируются по следующим признакам:
- Основными формами налогов являются: