Функции финансов
Сущность финансов проявляется в их функциях. Вопрос о количестве и содержании функций является дискуссионным. Экономисты по -разному рассматривают функции финансов. Одни считают, что финансы выполняют три функции (создание фондов, распределение фондов, контроль); другие утверждают, что финансам присущи такие функции, как стимулирующая, регулирующая, накопительная, производственная и т.д.
Многие экономисты считают, что финансы выполняют две основные функции:
распределительную;
контрольную.
Распределительная функция финансов связана с распределением стоимости произведенного общественного продукта, формированием у субъектов хозяйственной жизни доходов и накоплений, с созданием фондов денежных средств. Распределение осуществляется в процессе хозяйственной деятельности в соответствии с тем вкладом, который вносит в создание стоимости продукта тот или иной фактор производства, а финансы, опосредуя этот процесс, обеспечивают образование, распределение и использование доходов и накоплений. Совокупный общественный продукт характеризует в стоимостном выражении общие результаты хозяйственной деятельности в масштабах всей экономики за определенный период. В ходе создания и реализации продукции производятся затраты, создаются и распределяются доходы среди участников хозяйственной деятельности. Денежные ресурсы, действующие в этом процессе в качестве затрат и доходов, получают свое выражение в виде финансовых потоков, движение которых встроено в процесс хозяйственной деятельности.
Конечным результатом хозяйственной деятельности в масштабах страны является валовой внутренний продукт, который характеризует объем конечной продукции (товаров и услуг), созданной в масштабах всей экономики. Для определения величины валового внутреннего продукта из совокупного общественного продукта необходимо вычесть стоимость всех затрат на сырье, материалы, топливо и другие элементы, образующие повторный счет. Таким образом, в стоимость валового внутреннего продукта, с точки зрения финансовых показателей, входят величина амортизации, зарплаты и прибыли.
Если из валового внутреннего продукта вычесть амортизацию основного капитала, получится национальный доход, который состоит по стоимости из зарплаты и прибыли. Национальный доход в процессе его движения из производства в потребление подразделяется на две части:
одна часть национального дохода расходуется на
непроизводственное потребление,
другая часть идет на возмещение и развитие средств
производства, т.е. на инвестиции, которые обеспечивают непрерывность производства, его рост и прогресс;
Поэтому, говоря о структуре национального дохода, его принято делить на фонд потребления и фонд накопления – потребление и инвестиции.
Таким образом, можно констатировать, что структура общественного продукта предопределяет структуру первичного распределения финансов.
Вслед за первичным распределением финансов в ходе хозяйственной деятельности происходит перераспределение финансов, которое проводит государство для формирования своего бюджета посредством различных налогов, обязательных отчислений и сборов. Благодаря этому образуется государственный бюджет, предназначенный для обеспечения деятельности государственных органов. В экономическом плане эта деятельность включает многие направления, среди которых можно выделить следующие:
1) покрытие расходов на оборону, социальные цели, содержание органов государственной власти и управления, и др.;
2) удовлетворение общественных потребностей, – развитие и содержание учреждений образования, науки, культуры, здравоохранения;
3) проведение антикризисной политики, политики устойчивого роста, внешнеэкономической политики и т.д. Таким образом, движение общественного продукта из
производства в потребление протекает в стоимостной форме, в него встроен денежный оборот, обеспечивающий распределение и использование фондов денежных средств. Здесь и проявляется сущность распределительной функции финансов.
Через распределительную функцию финансы обслуживают воспроизводственный процесс, т.е. обеспечивают его денежными ресурсами.
Распределение, осуществляемое финансовым методом, начинается в сфере материального производства. Функционируя в сфере материального производства, финансы обслуживают кругооборот производственных фондов и участвуют в создании новой стоимости; благодаря им, распределяется реализованная стоимость и формируются доходы, накопления и отчисления; на их основе образуются денежные фонды целевого назначения, предназначенные для удовлетворения разнообразных общественных потребностей.
Начавшееся в сфере материального производства финансовое распределение продолжается в сфере обращения. Финансы оказывают на нее активное влияние. Каким образом ?
Во -первых, благодаря финансам у покупателей формируются денежные фонды, т.е. подготавливаются условия, необходимые для осуществления обменных операций.
Во -вторых, благодаря финансам происходит распределение выручки, полученной в результате обменных операций. В качестве инструмента распределения финансы функционируют и в сфере потребления, где происходит конечное использование ранее созданной стоимости. В этой сфере с их помощью устанавливаются конечные пропорции использования национального дохода, образуются фонд потребления и фонд накопления.
Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной. Она становится возможной, поскольку движение всех ценностей и ресурсов в экономике получает свое выражение в денежной форме и отражается в виде денежных показателей. Огромное многообразие финансовых отношений создает условия для контроля над формированием и использованием денежных фондов. Контрольная функция финансов проявляется в контроле над распределением стоимости продукта на различных стадиях его движения по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.
Контрольная функция реализуется через механизм финансового контроля.
Финансовый контроль – это мероприятия по проверке распределительных процессов при формировании и использовании финансовых ресурсов.
Сферой финансового контроля являются все операции, совершаемые с использованием денег.
Непосредственным предметом финансового контроля выступают такие показатели, как прибыль, доходы, налоги, отчисления, издержки и др.
Финансовый контроль является деятельностью особых контролирующих органов. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают:
общегосударственный финансовый контроль;
ведомственный финансовый контроль;
внутрихозяйственный финансовый контроль;
независимый финансовый контроль.
Общегосударственный финансовый контроль осуществляют законодательные органы власти, финансовые, налоговые, кредитные учреждения.
Ведомственный финансовый контроль осуществляют контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств. Они проверяют финансово -хозяйственную деятельность подведомственных предприятий, учреждений.
Внутрихозяйственный финансовый контроль проводят финансовые службы предприятий, учреждений. Объектом контроля выступают производственная, коммерческая, финансовая деятельность самого предприятия и его структурных подразделений. Независимый финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы и службы. Объектом их контроля может быть деятельность всех экономических субъектов.
Аудиторские фирмы осуществляют:
финансовые экспертизы;
проверку и ревизии финансово -хозяйственной и коммерческой деятельности фирм и организаций;
контроль правильности определения доходов, подлежащих налогообложению;
консультирование по вопросам организации учета и
управления, составления отчетности, проблемам
налогообложения.
Главная задача аудиторского контроля заключается в
установлении достоверности финансовой отчетности проверяемых объектов; в разработке рекомендаций по устранению имеющихся недостатков в деятельности фирм, в улучшении их финансово - хозяйственной деятельности и коммерческих результатов.
По срокам проведения финансовый контроль делится на:
предварительный;
текущий;
последующий.
Предварительный финансовый контроль производится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятия, смет бюджетов организации, проектов бюджетов и т.д. он предшествует осуществлению хозяйственных операций и призван не допускать нерациональное расходование материальных, финансовых и других ресурсов и тем самым предотвращать нанесение прямого или косвенного ущерба деятельности экономических субъектов.
Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе выполнения финансовых планов, в ходе финансово -хозяйственных и коммерческих операций. Его задачей является своевременный контроль правильности, законности и целесообразности произведенных расчетов, полученных доходов, полноты и своевременности расчетов с бюджетом.
Последующий финансовый контроль осуществляется в форме проверок и ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций. Основными его задачами являются выявление недостатков и упущений в использовании материальных, финансовых ресурсов; принятие мер по предотвращению в дальнейшем случаев нарушения финансовой дисциплины.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Единство и противоположность потребительной ценности и ценности товара
- Возникновение денег из обмена
- Натуральные (вещественные) деньги - первый класс денег
- Кредитные деньги - второй класс денег
- Финансовые деньги - третий класс денег
- Рыночные и нерыночные деньги
- 2. Функции денег
- Мера ценности.
- Формирование меры ценности. Масштаб цен.
- Масштаб цен
- Счетные деньги
- Средство сохранения ценности (Средство сбережения и накопления)
- Средство обращения
- Средство платежа
- Коммерческий вексель
- Банкнота
- Производные формы кредитных денег
- Финансовые деньги
- Мировые деньги
- Международные денежные единицы
- Кредитная система и ее организация.
- По технике предоставления или привлечения ссуд различают:
- 5. Кредитная система рф
- Центральный банк.
- Банковская система рф.
- Специализированные кредитно-финансовые учреждения, страховые компании, инвестиционные фонды, пенсионные фонды, финансово -строительные компании и прочие.
- Основные задачи и принципы деятельности цб России
- Функции Банка России. Денежно-кредитная политика
- Рынки ценных бумаг
- Первичный и вторичный рынки ценных бумаг
- Открытое размещение (публичное) – это размещение ценных
- Участники рынка ценных бумаг
- Инструменты рынка ценных бумаг
- Долговые ценные бумаги в самом общем виде представляют собой облигации.
- Краткосрочные долговые ценные бумаги. К долговым ценным бумагам относится также широкий круг краткосрочных ценных бумаг, которые входят в отмеченную выше категорию инструментов денежного рынка.
- Производные ценные бумаги.
- Экономическое значение рынка ценных бумаг
- 7. Основы теории финансов
- Функции финансов
- Финансовая система страны, ее звенья.
- Управление финансами
- Финансовая политика государства
- Финансовый рынок.
- 8. Государственный бюджет и его роль в экономике
- Основные принципы бюджетной системы
- Бюджетный процесс
- Бюджетное регулирование. Межбюджетные отношения
- 9. Налоги и налоговая система.
- Элементы налога.
- Выделяют следующие 10 обязательных элементов налога:
- Классификация налогов Налоги группируются по следующим признакам:
- Основными формами налогов являются: