7.Заключение
Целью этапа общего проектирования, первого этапа проектирования системы «Электронный бюджет», является уточнение функциональных границ системы, определение основных подходов и решений к созданию системы «Электронный бюджет» с учетом лучших мировых практик и накопленного в Российской Федерации опыта реализации и эксплуатации государственных информационных систем. Результаты общего проектирования должны послужить основой для следующих этапов создания и развития системы.
В сформированной в ходе работ общей архитектуре системы «Электронный бюджет» проработаны и развиты предварительно определенные в Концепции цели, задачи и принципы создания системы «Электронный бюджет», разработаны схема функциональной структуры, программная архитектура, проработаны решения по построению ИТ-инфраструктуры, обеспечению безопасности информации и управления эксплуатацией.
Схема функциональной структуры уточняет состав, функциональность и взаимодействие определенных в Концепции подсистем системы «Электронный бюджет», описывает процессы финансово хозяйственной деятельности организаций сектора государственного управления. Формирование схемы функциональной структуры осуществлялось исходя из принципа централизации информации, содержащейся в настоящее время в различных информационных ресурсах и учетных системах и интеграции процессов управления общественными финансами.
В рамках проработки схемы функциональной структуры разработаны решения, обеспечивающие полную автоматизацию и интеграцию всех функций и процессов управления финансово-хозяйственной деятельностью, сокращение времени выполнения финансовых операций и сроков формирования всех видов финансовой и управленческой отчетности организаций сектора государственного управления.
Программная архитектура определяет полный перечень подсистем и компонентов системы, с группировкой по логическим уровням схожих по назначению и установке программных компонентов, описывает основные решения по организации взаимодействия подсистем и компонентов.
В рамках программной архитектуры описаны основные решения по реализации единого портала бюджетной системы РФ как компонента, обеспечивающего интерактивный доступ пользователей независимо от территориальной удаленности, реализацию системы личных кабинетов, обеспечение открытости и доступности для граждан информации о финансово-хозяйственной деятельности публично-правовых образований и организаций сектора государственного управления.
Описаны основные решения уровня интеграции управления бизнес-процессами, определены основные программные компоненты и подсистемы, реализующие данный уровень. Рассмотрены решения по обеспечению централизованного ведения НСИ и формуляров, обеспечению интеграции внутренних подсистем и взаимодействия с внешними системами, решения по обеспечению внутриведомственного и межведомственного взаимодействия в соответствии с регламентами и форматами взаимодействия, посредством внедрения процессного подхода.
Описаны основные решения уровня реализации прикладной логики и уровня хранения данных функциональных подсистем, определяющие особенности и варианты реализации подсистем на тех или иных решениях промышленного тиражируемого программного обеспечения, промышленных СУБД и хранилищ данных.
Так же, в ходе общего проектирования приняты основные решения построения ИТ-инфраструктуры, определяющие элементы инфраструктуры, требования и подходы по проектированию и реализации ИТ-инфраструктуры и обеспечению требуемого уровня эксплуатационных характеристик. Описаны варианты размещения системы и обеспечения работы различных уровней пользователей (ФОИВ, РОИВ, ОМС).
Отдельно рассмотрены и описаны подходы и решения по построению подсистемы обеспечения информационной безопасности на уровнях элементов ИТ-инфраструктуры и уровнях программной архитектуры, описаны требования и общие подходы по реализации подсистемы, описаны подходы и решения по обеспечению юридически значимого документооборота, обеспечения единого пространства доверия электронной подписи и инфраструктуры PKI.
Результаты, полученные в ходе работ по общему проектированию, в основном соответствуют целям и задачам, которые возлагались на данный этап, в достаточной мере прорабатывают, расширяют и детализируют положения Концепции, с учетом лучших мировых практик и накопленного в Российской Федерации опыта реализации и эксплуатации государственных информационных систем.
Следование разработанным подходам, принципам и решениям на дальнейших этапах создания и развития системы «Электронный бюджет» позволит заложить в архитектуру системы механизмы, обеспечивающие достижение целевых показателей Концепции наиболее эффективными способами, а так же обеспечивает дальнейшее развитие, масштабируемость и расширяемость системы «Электронный бюджет».
- 1.Введение
- 2.Список терминов и сокращений
- 3.Цели, задачи и принципы создания системы «Электронный бюджет»
- 4.Подходы к формированию общей архитектуры
- 5.Схема функциональной структуры
- 5.1.Подсистема ведения реестров Назначение
- Автоматизированные функции
- 5.2.Подсистема бюджетного планирования Назначение
- Автоматизированные функции
- Совокупность действий, выполняемых при реализации автоматизированных функций
- 5.2.1.1.Определение объемов бюджетных ассигнований
- 5.2.1.2.Формирование планового реестра расходных обязательств, обоснований бюджетных ассигнований, сводных показателей государственных (муниципальных) заданий
- 5.2.1.3.Обеспечение сбалансированности бюджета
- 5.2.1.4.Составление бюджета
- 5.2.1.5.Ведение сводной бюджетной росписи, бюджетных росписей
- 5.2.1.6.Управление проектами
- Интеграция и информационное взаимодействие
- 5.3.Подсистема управления доходами Назначение
- Автоматизированные функции
- Совокупность действий, выполняемых при реализации автоматизированных функций
- 5.3.1.1.Прогнозирование доходов
- 5.3.1.2.Ведение договоров
- 5.3.1.3.Администрирование доходов
- 5.3.1.4.Распределение поступлений
- Интеграция и информационное взаимодействие
- 5.4.Подсистема управления расходами Назначение
- Автоматизированные функции
- Совокупность действий, выполняемых при реализации автоматизированных функций
- 5.4.1.1.Ведение реестра расходных обязательств
- 5.4.1.2.Распределение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств
- 5.4.1.3.Формирование и ведение планов финансово-хозяйственной деятельности и бюджетных смет
- 5.4.1.4.Формирование и ведение перечня публичных нормативных обязательств, субсидий, соглашений
- 5.4.1.5.Формирование действующих расходных обязательств
- 5.4.1.6.Учет денежных обязательств
- Интеграция и информационное взаимодействие
- 5.5.Подсистема управления закупками Назначение
- Автоматизированные функции
- Совокупность действий, выполняемых при реализации автоматизированных функций
- 5.5.1.1.Планирование закупок
- 5.5.1.2.Формирование закупочной документации
- 5.5.1.3.Ведение реестра контрактов
- 5.5.1.4.Исполнение контракта
- 5.5.1.5.Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
- Интеграция и информационное взаимодействие
- 5.6.Подсистема управления долгом и финансовыми активами Назначение
- Автоматизированные функции
- Совокупность действий, выполняемых при реализации автоматизированных функций
- 5.6.1.1.Формирование программы заимствований
- 5.6.1.2.Учет операций по заимствованиям, в том числе учет кредитных договоров и выпуска ценных бумаг
- 5.6.1.3.Учет операций по погашению долговых обязательств, в том числе в части обслуживания долга
- 5.6.1.4.Формирование программы размещения средств бюджета
- 5.6.1.5.Учет операций по размещению средств бюджета (кредиты, ссуды, размещение на банковских депозитах)
- 5.6.1.6.Учет операций со средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния
- 5.6.1.7.Осуществление операций по размещению средств бюджета
- 5.6.1.8.Взыскание задолженности по размещенным средствам бюджета
- Интеграция и информационное взаимодействие
- 5.7.Подсистема управления нефинансовыми активами Назначение
- Автоматизированные функции
- Совокупность действий, выполняемых при реализации автоматизированных функций
- 5.7.1.1.Поступление нефинансовых активов
- 5.7.1.2.Регистрация операций по движению основных средств и нематериальных активов
- 5.7.1.3.Регистрация операций по движению материальных запасов
- 5.7.1.4.Управление и обслуживание основных средств и нематериальных активов
- 5.7.1.5.Управление материальными запасами
- Интеграция и информационное взаимодействие
- 5.8.Подсистема управления кадровыми ресурсами Назначение
- Автоматизированные функции
- Совокупность действий, выполняемых при реализации автоматизированных функций
- 5.8.1.1.Планирование штатного расписания
- 5.8.1.2.Учет кадров
- 5.8.1.3.Учет рабочего времени
- 5.8.1.4.Расчет затрат на персонал
- 5.8.1.5.Учет расчетов с персоналом
- Интеграция и информационное взаимодействие
- 5.9.Подсистема управления денежными средствами Назначение
- Автоматизированные функции
- Совокупность действий, выполняемых при реализации автоматизированных функций
- 5.9.1.1.Ведение кассового плана
- 5.9.1.2.Управление ликвидностью
- 5.9.1.3.Предоставление краткосрочных бюджетных кредитов
- 5.9.1.4.Осуществление платежей
- 5.9.1.5.Обработка банковской выписки
- Интеграция и информационное взаимодействие
- 5.10.Подсистема учета и отчетности Назначение
- Автоматизированные функции
- Совокупность действий, выполняемых при реализации автоматизированных функций
- 5.10.1.1.Ведение журнала операций и Главной книги
- 5.10.1.2.Закрытие финансового года
- 5.10.1.3.Формирование отчетности
- Интеграция и информационное взаимодействие
- 5.11.Подсистема финансового контроля Назначение
- Автоматизированные функции
- Совокупность действий, выполняемых при реализации автоматизированных функций
- 5.11.1.1.Планирование и ведение мероприятий по внутреннему контролю
- 5.11.1.2.Планирование и ведение мероприятий по внешнему контролю
- 5.11.1.3.Регистрация информации о проверках, ревизиях, выявленных нарушениях предписаний
- 5.11.1.4.Регистрация предписаний
- 5.11.1.5.Мониторинг результатов устранения выявленных нарушений
- Интеграция и информационное взаимодействие
- 5.12.Подсистема информационно-аналитического обеспечения Назначение
- Автоматизированные функции
- Совокупность действий, выполняемых при реализации автоматизированных функций
- 5.12.1.1.Накопление, сопоставление и анализ информации
- 5.12.1.2.Прогнозирование и моделирование
- 5.12.1.3.Мониторинг и оценка результативности и эффективности деятельности публично-правовых образований
- Интеграция и информационное взаимодействие
- 6.Схема автоматизации
- 6.1.Основные решения программной архитектуры
- Основные решения логических уровней представления информации и клиентского приложения
- Основные решения логического уровня интеграции и управления бизнес-процессами
- 6.1.1.1.Система электронных формуляров
- 6.1.1.2.Процессный подход организации работы пользователей и взаимодействия подсистем
- 6.1.1.3.Обеспечение специфики финансово-хозяйственной деятельности публично-правовых образований и отдельных организаций сектора государственного управления
- 6.1.1.4.Интеграция функциональных подсистем
- 6.1.1.5.Взаимодействие с внешними информационными системами
- Основные решения логического уровня бизнес-логики функциональных подсистем
- Основные решения логического уровня хранения данных функциональных подсистем
- 6.2.Основные решения по созданию ит- инфраструктуры Основные элементы ит-инфраструктуры
- Основные требования к ит-инфраструктуре
- Основные решения по проектированию ит-инфраструктуры
- Сервисная инфраструктура системы «Электронный бюджет»
- 6.3.Решения по обеспечению требуемого уровня эксплуатационных характеристик
- 6.4.Обеспечение информационной безопасности
- Предварительная классификация и формирование требований к подсистеме обеспечения информационной безопасности
- Архитектура подсистемы обеспечения информационной безопасности
- 6.4.1.1.Защита информации в цод
- 6.4.1.2.Защита информации при подключении внешних информационных систем и рабочих мест конечных пользователей к системе «Электронный бюджет»
- 6.4.1.3.Защита информации в интеграционных компонентах
- 6.5.Обеспечение юридической значимости электронного документооборота
- 6.6.Обеспечение управления эксплуатацией
- 2. Средства мониторинга и управления, обеспечивающие:
- 7.Заключение