logo
Obschaya_arkhitektura_sistemy_Elektronnyy_byudz

6.1.Основные решения программной архитектуры

В соответствии с подходами к формированию общей архитектуры система «Электронный бюджет» представляет собой многоуровневую информационную систему.

Проектирование многоуровневой информационной системы предполагает разделение архитектуры информационной системы на логические уровни, группирующие схожие по назначению и установке программные компоненты, при этом должно обеспечиваться взаимодействие каждого логического уровня только с соседними логическими уровнями через интерфейсы взаимодействия.

В системе «Электронный бюджет» в соответствии с данным подходом выделяются следующие логические уровни архитектуры:

логический уровень клиентских приложений;

логический уровень представления информации (взаимодействия с пользователями);

логический уровень интеграции и управления бизнес-процессами;

логический уровень бизнес-логики функциональных подсистем;

логический уровень хранения данных функциональных подсистем.

Схема программной архитектуры системы «Электронный бюджет» представлена на рисунке 6.1

Рисунок 6.21. Схема программной архитектуры системы «Электронный бюджет»

Уровни программной архитектуры системы «Электронный бюджет» и задачи, решение которых они обеспечивают, приведены в таблице 1.

Таблица 6.37 Логические уровни программной архитектуры

п/п

Логический уровень

Решаемые задачи

Уровень клиентских приложений

  • обеспечение online-взаимодействия с системой «Электронный бюджет»;

  • обеспечение пакетного взаимодействия в режиме offline с системой «Электронный бюджет».

Уровень представления информации

  • обеспечение ввода пользователем первичных данных и передачу для их последующей обработки;

  • отображение и предоставление пользователям информации в соответствии с их полномочиями.

Уровень интеграции и управления бизнес-процессами

  • централизованное ведение нормативно-справочной информации;

  • ведение электронных формуляров;

  • управление бизнес-процессами, в том числе моделирование, исполнение и мониторинг выполнения процесса;

  • расширение базовой конфигурации и функциональности в соответствии со специфическими требованиями пользователей системы;

  • маршрутизация и гарантированная доставка сообщений между функциональными подсистемами и с внешними информационными системами.

Уровень бизнес-логики функциональных подсистем

  • выполнение бизнес-процессов, обработка информации в соответствии с бизнес-логикой функциональных подсистем.

Уровень хранения данных функциональных подсистем

  • хранение информации функциональных подсистем;

  • подготовка агрегированной информации, структурированной по многомерному принципу для обеспечения формирования аналитической отчетности.

Решение перечисленных задач логических уровней программной архитектуры системы «Электронный бюджет» обеспечивается отдельными программными компонентами.

На логическом уровне клиентских приложений решение задач обеспечивают следующие программные компоненты:

web-интерфейс, отображаемый web-обозревателем, и предназначенный для обеспечения online-взаимодействия пользователей с системой «Электронный бюджет»;

специализированное программное обеспечение, предназначенное для обеспечения offline-взаимодействия пользователей с системой «Электронный бюджет» посредством пакетной передачи документов в формате электронных формуляров (offline-клиент).

На логическом уровне представления информации решение задач обеспечивают следующие программные компоненты:

открытая часть Единого портала бюджетной системы Российской Федерации, предназначенная для предоставления всем пользователям сети Интернет доступа к нормативной, статистической и аналитической информации в сфере управления общественными финансами;

закрытая часть Единого портала бюджетной системы Российской Федерации, предназначенная для предоставления online-доступа пользователей к функциональным подсистемам с учетом их полномочий посредством системы «личных кабинетов».

На логическом уровне интеграции и управления бизнес-процессами решение задач обеспечивают следующие программные компоненты:

подсистема ведения реестров, предназначенная для централизованного ведения и распространения нормативно-справочной информации и шаблонов электронных формуляров;

система управления бизнес-процессами, предназначенная для моделирования, исполнения и мониторинга бизнес-процессов.

инструментальные средства настройки, предназначенные для расширения базовой конфигурации функциональности с учетом специфики финансово-хозяйственной деятельности публично-правовых образований и отдельных организаций сектора государственного управления (настройка функциональных подсистем, расширение структуры НСИ и формуляров, расширение бизнес-процессов);

интеграционная шина и композитные приложения, предназначенные для маршрутизации, транспорта и преобразования потоков данных функциональными подсистемами, а также организации взаимодействия функциональных подсистем с внешними информационными системами;

сервисы внешнего обмена, предназначенные для предоставления интерфейсов обмена данными с внешними информационными системами.

На логическом уровне бизнес-логики функциональных подсистем решение задачи обеспечивается модулями промышленного тиражируемого программного обеспечения, автоматизирующих отдельные процессы в сфере управления общественными финансами.

На логическом уровне хранения данных решение задач обеспечивается использованием промышленных систем управления базами и хранилищами данных.