6.1.Основные решения программной архитектуры
В соответствии с подходами к формированию общей архитектуры система «Электронный бюджет» представляет собой многоуровневую информационную систему.
Проектирование многоуровневой информационной системы предполагает разделение архитектуры информационной системы на логические уровни, группирующие схожие по назначению и установке программные компоненты, при этом должно обеспечиваться взаимодействие каждого логического уровня только с соседними логическими уровнями через интерфейсы взаимодействия.
В системе «Электронный бюджет» в соответствии с данным подходом выделяются следующие логические уровни архитектуры:
логический уровень клиентских приложений;
логический уровень представления информации (взаимодействия с пользователями);
логический уровень интеграции и управления бизнес-процессами;
логический уровень бизнес-логики функциональных подсистем;
логический уровень хранения данных функциональных подсистем.
Схема программной архитектуры системы «Электронный бюджет» представлена на рисунке 6.1
Рисунок 6.21. Схема программной архитектуры системы «Электронный бюджет»
Уровни программной архитектуры системы «Электронный бюджет» и задачи, решение которых они обеспечивают, приведены в таблице 1.
Таблица 6.37 Логические уровни программной архитектуры
№ п/п | Логический уровень | Решаемые задачи |
| Уровень клиентских приложений |
|
| Уровень представления информации |
|
| Уровень интеграции и управления бизнес-процессами |
|
| Уровень бизнес-логики функциональных подсистем |
|
| Уровень хранения данных функциональных подсистем |
|
Решение перечисленных задач логических уровней программной архитектуры системы «Электронный бюджет» обеспечивается отдельными программными компонентами.
На логическом уровне клиентских приложений решение задач обеспечивают следующие программные компоненты:
web-интерфейс, отображаемый web-обозревателем, и предназначенный для обеспечения online-взаимодействия пользователей с системой «Электронный бюджет»;
специализированное программное обеспечение, предназначенное для обеспечения offline-взаимодействия пользователей с системой «Электронный бюджет» посредством пакетной передачи документов в формате электронных формуляров (offline-клиент).
На логическом уровне представления информации решение задач обеспечивают следующие программные компоненты:
открытая часть Единого портала бюджетной системы Российской Федерации, предназначенная для предоставления всем пользователям сети Интернет доступа к нормативной, статистической и аналитической информации в сфере управления общественными финансами;
закрытая часть Единого портала бюджетной системы Российской Федерации, предназначенная для предоставления online-доступа пользователей к функциональным подсистемам с учетом их полномочий посредством системы «личных кабинетов».
На логическом уровне интеграции и управления бизнес-процессами решение задач обеспечивают следующие программные компоненты:
подсистема ведения реестров, предназначенная для централизованного ведения и распространения нормативно-справочной информации и шаблонов электронных формуляров;
система управления бизнес-процессами, предназначенная для моделирования, исполнения и мониторинга бизнес-процессов.
инструментальные средства настройки, предназначенные для расширения базовой конфигурации функциональности с учетом специфики финансово-хозяйственной деятельности публично-правовых образований и отдельных организаций сектора государственного управления (настройка функциональных подсистем, расширение структуры НСИ и формуляров, расширение бизнес-процессов);
интеграционная шина и композитные приложения, предназначенные для маршрутизации, транспорта и преобразования потоков данных функциональными подсистемами, а также организации взаимодействия функциональных подсистем с внешними информационными системами;
сервисы внешнего обмена, предназначенные для предоставления интерфейсов обмена данными с внешними информационными системами.
На логическом уровне бизнес-логики функциональных подсистем решение задачи обеспечивается модулями промышленного тиражируемого программного обеспечения, автоматизирующих отдельные процессы в сфере управления общественными финансами.
На логическом уровне хранения данных решение задач обеспечивается использованием промышленных систем управления базами и хранилищами данных.
- 1.Введение
- 2.Список терминов и сокращений
- 3.Цели, задачи и принципы создания системы «Электронный бюджет»
- 4.Подходы к формированию общей архитектуры
- 5.Схема функциональной структуры
- 5.1.Подсистема ведения реестров Назначение
- Автоматизированные функции
- 5.2.Подсистема бюджетного планирования Назначение
- Автоматизированные функции
- Совокупность действий, выполняемых при реализации автоматизированных функций
- 5.2.1.1.Определение объемов бюджетных ассигнований
- 5.2.1.2.Формирование планового реестра расходных обязательств, обоснований бюджетных ассигнований, сводных показателей государственных (муниципальных) заданий
- 5.2.1.3.Обеспечение сбалансированности бюджета
- 5.2.1.4.Составление бюджета
- 5.2.1.5.Ведение сводной бюджетной росписи, бюджетных росписей
- 5.2.1.6.Управление проектами
- Интеграция и информационное взаимодействие
- 5.3.Подсистема управления доходами Назначение
- Автоматизированные функции
- Совокупность действий, выполняемых при реализации автоматизированных функций
- 5.3.1.1.Прогнозирование доходов
- 5.3.1.2.Ведение договоров
- 5.3.1.3.Администрирование доходов
- 5.3.1.4.Распределение поступлений
- Интеграция и информационное взаимодействие
- 5.4.Подсистема управления расходами Назначение
- Автоматизированные функции
- Совокупность действий, выполняемых при реализации автоматизированных функций
- 5.4.1.1.Ведение реестра расходных обязательств
- 5.4.1.2.Распределение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств
- 5.4.1.3.Формирование и ведение планов финансово-хозяйственной деятельности и бюджетных смет
- 5.4.1.4.Формирование и ведение перечня публичных нормативных обязательств, субсидий, соглашений
- 5.4.1.5.Формирование действующих расходных обязательств
- 5.4.1.6.Учет денежных обязательств
- Интеграция и информационное взаимодействие
- 5.5.Подсистема управления закупками Назначение
- Автоматизированные функции
- Совокупность действий, выполняемых при реализации автоматизированных функций
- 5.5.1.1.Планирование закупок
- 5.5.1.2.Формирование закупочной документации
- 5.5.1.3.Ведение реестра контрактов
- 5.5.1.4.Исполнение контракта
- 5.5.1.5.Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
- Интеграция и информационное взаимодействие
- 5.6.Подсистема управления долгом и финансовыми активами Назначение
- Автоматизированные функции
- Совокупность действий, выполняемых при реализации автоматизированных функций
- 5.6.1.1.Формирование программы заимствований
- 5.6.1.2.Учет операций по заимствованиям, в том числе учет кредитных договоров и выпуска ценных бумаг
- 5.6.1.3.Учет операций по погашению долговых обязательств, в том числе в части обслуживания долга
- 5.6.1.4.Формирование программы размещения средств бюджета
- 5.6.1.5.Учет операций по размещению средств бюджета (кредиты, ссуды, размещение на банковских депозитах)
- 5.6.1.6.Учет операций со средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния
- 5.6.1.7.Осуществление операций по размещению средств бюджета
- 5.6.1.8.Взыскание задолженности по размещенным средствам бюджета
- Интеграция и информационное взаимодействие
- 5.7.Подсистема управления нефинансовыми активами Назначение
- Автоматизированные функции
- Совокупность действий, выполняемых при реализации автоматизированных функций
- 5.7.1.1.Поступление нефинансовых активов
- 5.7.1.2.Регистрация операций по движению основных средств и нематериальных активов
- 5.7.1.3.Регистрация операций по движению материальных запасов
- 5.7.1.4.Управление и обслуживание основных средств и нематериальных активов
- 5.7.1.5.Управление материальными запасами
- Интеграция и информационное взаимодействие
- 5.8.Подсистема управления кадровыми ресурсами Назначение
- Автоматизированные функции
- Совокупность действий, выполняемых при реализации автоматизированных функций
- 5.8.1.1.Планирование штатного расписания
- 5.8.1.2.Учет кадров
- 5.8.1.3.Учет рабочего времени
- 5.8.1.4.Расчет затрат на персонал
- 5.8.1.5.Учет расчетов с персоналом
- Интеграция и информационное взаимодействие
- 5.9.Подсистема управления денежными средствами Назначение
- Автоматизированные функции
- Совокупность действий, выполняемых при реализации автоматизированных функций
- 5.9.1.1.Ведение кассового плана
- 5.9.1.2.Управление ликвидностью
- 5.9.1.3.Предоставление краткосрочных бюджетных кредитов
- 5.9.1.4.Осуществление платежей
- 5.9.1.5.Обработка банковской выписки
- Интеграция и информационное взаимодействие
- 5.10.Подсистема учета и отчетности Назначение
- Автоматизированные функции
- Совокупность действий, выполняемых при реализации автоматизированных функций
- 5.10.1.1.Ведение журнала операций и Главной книги
- 5.10.1.2.Закрытие финансового года
- 5.10.1.3.Формирование отчетности
- Интеграция и информационное взаимодействие
- 5.11.Подсистема финансового контроля Назначение
- Автоматизированные функции
- Совокупность действий, выполняемых при реализации автоматизированных функций
- 5.11.1.1.Планирование и ведение мероприятий по внутреннему контролю
- 5.11.1.2.Планирование и ведение мероприятий по внешнему контролю
- 5.11.1.3.Регистрация информации о проверках, ревизиях, выявленных нарушениях предписаний
- 5.11.1.4.Регистрация предписаний
- 5.11.1.5.Мониторинг результатов устранения выявленных нарушений
- Интеграция и информационное взаимодействие
- 5.12.Подсистема информационно-аналитического обеспечения Назначение
- Автоматизированные функции
- Совокупность действий, выполняемых при реализации автоматизированных функций
- 5.12.1.1.Накопление, сопоставление и анализ информации
- 5.12.1.2.Прогнозирование и моделирование
- 5.12.1.3.Мониторинг и оценка результативности и эффективности деятельности публично-правовых образований
- Интеграция и информационное взаимодействие
- 6.Схема автоматизации
- 6.1.Основные решения программной архитектуры
- Основные решения логических уровней представления информации и клиентского приложения
- Основные решения логического уровня интеграции и управления бизнес-процессами
- 6.1.1.1.Система электронных формуляров
- 6.1.1.2.Процессный подход организации работы пользователей и взаимодействия подсистем
- 6.1.1.3.Обеспечение специфики финансово-хозяйственной деятельности публично-правовых образований и отдельных организаций сектора государственного управления
- 6.1.1.4.Интеграция функциональных подсистем
- 6.1.1.5.Взаимодействие с внешними информационными системами
- Основные решения логического уровня бизнес-логики функциональных подсистем
- Основные решения логического уровня хранения данных функциональных подсистем
- 6.2.Основные решения по созданию ит- инфраструктуры Основные элементы ит-инфраструктуры
- Основные требования к ит-инфраструктуре
- Основные решения по проектированию ит-инфраструктуры
- Сервисная инфраструктура системы «Электронный бюджет»
- 6.3.Решения по обеспечению требуемого уровня эксплуатационных характеристик
- 6.4.Обеспечение информационной безопасности
- Предварительная классификация и формирование требований к подсистеме обеспечения информационной безопасности
- Архитектура подсистемы обеспечения информационной безопасности
- 6.4.1.1.Защита информации в цод
- 6.4.1.2.Защита информации при подключении внешних информационных систем и рабочих мест конечных пользователей к системе «Электронный бюджет»
- 6.4.1.3.Защита информации в интеграционных компонентах
- 6.5.Обеспечение юридической значимости электронного документооборота
- 6.6.Обеспечение управления эксплуатацией
- 2. Средства мониторинга и управления, обеспечивающие:
- 7.Заключение