3.5. Принципы систематизации финансовых операций и основные категории государственных финансов в традиционном понимании
В государственных финансах в традиционном понимании отражаются потоки денежных средств. Соответственно государственные финансы базируются на операциях, отражающих денежные потоки. В них не отражаются операции, в которых присутствуют потоки товаров и услуги, а также потоки обязательств.
Для планирования, учета исполнения и анализа множества финансовых операций, осуществляемых органами государственного управления, и оценки воздействия государственных финансов на экономику страны,
3.5. Принципы систематизации финансовых операций • 73
состояние финансов и платежный баланс это множество нуждаетсяв объединении в однородные группы на основе классификаторов, позволяющих агрегировать их в определенной экономической системе.
Каждая операция органов государственного управления может рассматриваться как комбинация двух потоков — потока, поступающего к органам государственного управления, и потока, выходящего от них. Каждый поток представляет собой товары (услуги), деньги либо финансовые обязательства. Для государственных финансов во многих случаях характерно наличие лишь одного потока — трансферта, входящего или исходящего из сектора государственного управления, например налоговых поступлений, выплаты пенсий, бесплатной медицинской помощи и т. п. Трансферты — финансовые операции, осуществляемые без компенсаций, т. е. не имеющие встречного потока товаров, услуг, обязательств и т. п. В этом случае в обратном направлении не поступает ничего. Это «ничего» в целях формального соблюдения логики изложения рассматривается как «нулевой поток». С учетом этого потоки, входящие и выходящие из органов государственного управления, могут быть представлены в виде пяти категорий. Этими категориями являются товары и услуги, деньги, «нулевой поток», договорные обязательства с фиксированным сроком других секторов перед сектором государственного управления и договорные обязательства сектора государственного управления перед другими секторами экономики. Все множество операций может быть подразделено на потоки, направленные в сектор государственного управления, и потоки, выходящие из него. При этом, как уже говорилось, в случаях, когда в одном направлении поступают платежи или товары и услуги, а в обратном направлении не поступает ничего, что характерно для сектора государственного управления, в целях обеспечения системного анализа «ничего» полезно представить в виде «нулевого потока».
Дополнительное разграничение поступлений и платежей может быть связано с выделением текущих и капитальных операций. Кроме того, в отношении потоков договорных обязательств существует различие между операциями в целях проведения государственной политики и операциями, проводимыми в целях управления ликвидностью. Поступления и платежи результируются в остатках денежных средств, которые также Должны найти свое место в общей системе государственных финансов. С учетом изложенного основные принципы, позволяющие сгруппировать финансовые операции органов государственного управления в однородные группы в соответствии с различиями в природе операций, выглядят следующим образом:
поступления в систему государственных финансов или платежи из нее;
возвратность или невозвратность поступлений и платежей;
74 • Глава 3. Роль и основные принципы формирования государственных финансов
возмездность или безвозмездность поступлений и платежей;
деление финансовых операций на текущие или капитальные;
разграничение финансовых активов и обязательств;
разграничение операций в целях проведения государственной по литики или для управления ликвидностью.
Эти понятия сохраняют свое значение и при новых подходах к формированию государственных финансов. Это обусловлено тем, что денежные потоки являются составной частью всех потоков средств в сфере государственных финансов. Кроме того, сохраняется настоятельная потребность в управлении образованием и расходованием денежных ресурсов, определяющих текущую платежеспособность органов государственной власти. Рассмотрим эти понятия более подробно.
Поступления и платежи. Основным является деление операций на поступления и платежи. Ключевое различие в природе этих операций заключается в характере воздействия на финансовые активы государства. Поступления их увеличивают, а платежи уменьшают. Поступающие и расходуемые средства отражаются в полном объеме по валовому методу, не допускающему включения сальдированных данных о доходах и расходах при проведении любых финансовых операций, поскольку при сальдировании искажается как объем доходов, так и объем расходов. Как правило, такое разграничение проводится во всех статьях. Исключение могут составлять категории кредитования и финансирования, где не всегда можно разграничить заимствование и погашение или представляется целесообразным показывать чистые (сальдированные) результаты в связи с быстрым прохождением большого потока операций.
Возвратность или невозвратность поступлений и платежей. Платежи и поступления могут быть возвратными или невозвратными.
Под возвратными операциями понимают операции по приобретению (продаже) финансовых активов и предоставлению (погашению) кредитов. Это операции, в результате которых образуются или погашаются финансовые требования. Возвратными поступления и платежи считаются в том случае, если имеет место обратный поток в форме договорных обязательств с фиксированным сроком возврата. В договорные обязательства с фиксированным сроком погашения в системе государственных финансов условно включаются также акции.
Невозвратные операции — это операции, не требующие возврата платежей. Невозвратными считаются платежи и поступления, в отношении которых отсутствует обратный поток в виде договорных обязательств с фиксированным сроком (трансферты и т. п.). Осуществление невозвратных операций ведет к изменению наличных денежных средств и депозитов.
3.5. Принципы систематизации финансовых операций • 75
Возмездность или безвозмездность поступлений и платежей.Невозвратные операции могут быть возмездными или безвозмездными.
Возмездными невозвратными операциями являются операции, предусматривающие осуществление платежей в обмен на что-либо, например на товары, услуги, пользование собственностью, на право на пользования собственностью и т. д. Таким образом, возмездные (двусторонние) операции предусматривают платежи на условиях компенсации. К возмездным невозвратным платежам относятся, в частности, такие неналоговые поступления, как доходы от собственности (например, дивиденды по акциям), поступления от продажи товаров и услуг, проценты по размещенным депозитам.
Безвозмездные невозвратные операции являются односторонними и не предусматривают получения взамен какого-либо эквивалента. Это невозвратные платежи, не предполагающие выплат в денежной форме или поставок товаров и услуг в обмен на такой платеж. Соответственно, если встречный поток отсутствует, невозвратные платежи и поступления рассматриваются как безвозмездные. К безвозмездным поступлениям и платежам относятся, в частности, трансферты, штрафы, частные пожертвования.
Текущие и капитальные финансовые операции. К текущим операциям относятся операции с относительно небольшим сроком действия. Превышение суммы текущих доходов и полученных трансфертов над величиной текущих расходов характеризует величину сбережений сектора государственного управления, которые могут быть использованы для чистого приобретения финансовых активов и средств производства, оплаты долговых обязательств и чистых капитальных трансфертов. Наличие категории сбережений сектора государственного управления позволяет определить общую величину сбережений в экономике путем объединения со сбережениями частного сектора. Если из сбережений сектора государственного управления исключить текущие полученные официальные трансферты, то получится величина собственных сбережений.
Под капитальными операциями понимают поступления и платежи, связанные с покупкой, созданием или продажей нефинансовых активов, срок использования которых в производстве составляет более года, а стоимость превышает минимальную установленную величину. Б капитальные активы включается ряд видов нефинансовых материальных активов, земля и нематериальные активы. Нематериальные активы рассматриваются в качестве нефинансовых в силу того, что для них нет соответствующих обязательств на стороне пассивов. К капитальным операциям относятся также операции, связанные с валовым накоплением капитала (капиталообразованием): формирование товарных запасов государственных органов и валовое накопление основного капитала в сфе-
76 • Глава 3. Роль и основные принципы формирования государственных финансов
ре государственного управления (операции с землей и нематериальнымиI активами к капиталообразованию не относятся). К основному капиталу I (основным фондам) относятся, в частности, здания, гражданские соору- i жения и оборудование невоенного назначения. В системе государствен- • ных финансов, базирующейся на принципе фактических (кассовых) по- •. ступлений и платежей, отражаются только операции, связанные с вало-1 вым накоплением основного капитала.
Под валовым накоплением основного капитала понимают величин приобретенных или созданных собственными силами капитальных акт вов (кроме земли) за минусом сумм, полученных от их реализации. Под] чистым накоплением основного капитала понимается его валовое накопление за минусом потребления. Чистое накопление в государственнь финансах не отражается в силу того, что потребление (амортизацию) I можно определить только путем расчетов, и оно не может рассматриваться как финансовая операция, связанная с поступлениями и платежами.-Под государственными запасами понимают стратегические и чрезвычайные запасы, запасы государственных органов, регулирующих деятельность рынка, запасы зерна и других товаров, имеющих большое значение для экономики, запасы товаров, приобретаемых ведомственными предприятиями. Эти запасы формируются и регулируются государственными организациями, не являющимися корпоративными и не занимающимися реализацией товаров в крупных масштабах. Платежи за обычные запасы материальных оборотных средств рассматриваются как расходы и в государственные запасы товаров не включаются.
Таким образом, к капитальным операциям относятся невозвратные I возмездные платежи и поступления, в обмен на которые существует встречный поток капитальных активов, земли, товарных запасов, а также безвозмездные платежи и поступления для финансирования расходов на приобретение такого рода активов и их восстановление в случае разрушения. Капитальные расходы могут быть выделены в самостоятельный раздел или бюджетный счет операций с капиталом.
Деление операций на текущие и капитальные исходит из предположения о различиях в их воздействии на величину будущих доходов и на настоящую стоимость материальных активов. Предполагается, что использование средств на капиталообразование отражает деятельность государственных органов, направленную на достижение экономического роста. Экономический рост при таком подходе напрямую увязывается с накоплением основных фондов. Такое деление и его трактовка со-' пряжены с рядом условностей. По существу объем приобретенных капитальных активов, срок использования которых превышает один год, не характеризует реальный объем ресурсов, направленных на обеспече-
3.5. Принципы систематизации финансовых операций • 77
ни экономического роста. Так, текущие затраты на здравоохранение существенно влияют на количество и физическое состояние работников, рост расходов на образование сказывается на квалификации работников и производительности труда, текущие расходы на поддержание дорог способствуют сохранению капитальных активов. В то же время расходы на создание долговечных памятников никак не содействуют экономическому росту. Тем не менее использование категории капитальных операций дает определенную характеристику деятельности органов государственного управления, направленной на достижение экономического роста.
Финансовые активы и обязательства. При осуществлении возвратных (возмездных) операций возникают финансовые активы и финансовые обязательства. Финансовые активы государственных финансов — это обязательства других секторов экономики по отношению к сектору государственного управления. Финансовые обязательства — это требования других секторов к сектору государственного управления.
Проведение возвратных операций оказывает воздействие на объем наличных средств и депозитов, изменяет состояние финансовых активов и обязательств органов государственного управления и других секторов экономики. Состояние государственных финансовых активов и обязательств предопределяет предстоящие поступления и платежи, их движение, изменение спроса и предложения, оказывает воздействие на сбережения и инвестиции, уровень процентной ставки.
Органы государственного управления должны обеспечивать такую структуру активов, которая дает возможность своевременного погашения своих долговых обязательств. Вместе с тем они имеют непосредственный доступ к кредитам центрального банка страны. В этой связи органы государственного управления обладают определенной свободой маневра в поддержании определенного уровня резервов ликвидных финансовых активов.
Осуществляемое государственными органами кредитование, как правило, нацелено на проведение государственной политики, а не на управление ликвидностью. Исходя из этого чистое кредитование рассматривается аналогично расходам и объединяется с ними в общую категорию «расходы и чистое кредитование».
Разграничение операций в целях проведения государственной политики или для управления ликвидностью. Финансовые активы государства используются либо в целях проведения государственной политики, либо в целях управления ликвидностью. Возвратные операции, связанные с обязательствами органов государственного управления, относятся к операциям в целях управления ликвидностью. Возвратные
78 • Глава 3. Роль и основные принципы формирования государственных финансов
операции, осуществляемые с обязательствами других секторов экономики, могут осуществляться как в целях проведения государственной политики, так и в целях управления ликвидностью. Операции в целях управления ликвидностью и получения прибыли могут осуществляться, в частности, стабилизационными фондами, фондами погашения, нуждающимися в средствах для погашения обязательств.
С учетом изложенного мы можем уточнить ранее данное определение трансфертов. Они могут быть связаны как с передачей денежных средств хозяйствующими субъектами, так и с деятельностью органов государственного и муниципального управления. Основной составляющей трансфертов являются официальные трансферты, т. е. трансферты, связанные с государственными и муниципальными финансами. Официальные трансферты полученные — это все невозвратные, безвозмездные платежи, полученные от других органов государственного управления, международных организаций или наднациональных органов: репарации, дарения, средства, предназначенные для осуществления особых проектов или программ, поддержки основного бюджета или другой цели. К трансфертам от других уровней управления относятся невозвратные безвозмездные платежи, поступающие от одних уровней управления другим уровням. Для организаций, предоставляющих трансферты, они рассматриваются как «переданные официальные трансферты». Не включается получение кредитов от других уровней, которые должны показываться как финансирование. Включаемые сюда трансферты могут идти на общую финансовую поддержку деятельности органов управления, обеспечение выполнения отдельных государственных функций или финансирования. В России они имеют форму финансовой поддержки субъектов Федерации в виде дотаций, субвенций, субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств. Различают трансферты на текущие цели и на капитальные цели. При определении дефицита или профицита доходов в сравнении с расходами официальные трансферты объединяются с доходами в категорию «доходы и официальные трансферты».
Объединение финансовых операций органов государственного управления в однородные группы в соответствии с различиями в природе операций позволяет определять категории государственных и муниципальных финансов, являющиеся в то же время статьями бюджетов и структуру бюджетов. Основными категориями государственных финансов являются доходы, полученные официальные трансферты (текущие и капитальные), расходы, чистое кредитование, дефицит или превышение доходов над расходами, государственный долг.
Общая система государственных финансов в традиционном понимании выстраивается на основе системы показателей, приведенной в табл. 3.1.
3.5. Принципы систематизации финансовых операций • 79
Таблица 3.1
- Раздел I
- Глава 1
- 1,1. Общее понятие о финансах и финансовой системе
- 1.2. Функции финансов
- Финансовый баланс
- 1.3. Роль финансов в экономике и финансовая политика
- Глава 2
- 2.1. Сущность и методы управления финансами
- 2.2. Финансовый контроль
- 2.3. Финансовая политика
- Раздел II государственные и муниципальные финансы
- Глава 3
- 3.1. Общее понятие о государственных финансах и их роль в социально-экономическом развитии страны
- 3.2. Институциональный охват (границы сферы государственных финансов)
- 3.3. Уровни управления и структура государственных финансов
- 3.4. Потоки и запасы в системе государственных финансов
- 3.5. Принципы систематизации финансовых операций и основные категории государственных финансов в традиционном понимании
- Основные показатели государственных финансов
- Баланс активов и пассивов
- 3.7. Бюджетное планирование
- Глава 4
- 4.1. Общее понятие о доходах
- 4.2. Налоговые доходы
- 4.3. Взаимосвязь налогов с экономическим и социальным развитием общества
- 4.4. Реформирование налоговой системы Российской Федерации
- 4.5. Неналоговые доходы
- Глава 5
- 5.1. Общее понятие о расходах и их классификация в традиционной системе государственных финансов
- 5.2. Основные категории расходов по функциональному назначению в традиционной системе государственных финансов
- 5.3. Расходы по экономическому назначению в традиционной системе государственных финансов. Перекрестная классификация расходов
- Перекрестная классификация расходов и чистого кредитования
- 5.4. Роль государственных расходовв социально-экономическом развитии страны
- 5.4. Роль государственных расходов* 157
- 5.4. Роль государственных расходов • 159
- Контрольные вопросы
- Глава 6
- 6.1. Понятие «дефицит бюджета» и причины его образования
- 6.2. Финансирование дефицита бюджета
- 6.3. Классификации источников финансирования дефицита бюджетов
- 6.4. Влияние способов и источников финансирования дефицита бюджета на экономику
- 6.5. Понятие и классификации государственного долга
- 6.6. Управление государственным долгом
- 6.7. Влияние государственного долга на экономику
- 6.8. Фискальная политика и балансирование бюджета
- Глава 7
- 7.1. Доходы
- 7.2. Расходы
- 7.2.1. Расходы по функциональному назначению в реформированной системе государственных финансов
- 7.2.2. Расходы по экономическому назначению в реформированной системе государственных финансов
- 7.2.3. Перекрестная классификация в реформированной системе государственных финансов
- 7.3. Баланс активов и пассивов 7.3.1. Общее понятие о балансе активов и пассивов
- 7.3.2. Основные понятия, используемые в балансе активов и пассивов
- 7.3.3. Финансовые требования по секторам контрагентов и финансовым инструментам
- 7.3.4. Операции с активами и пассивами
- 7.4. Другие экономические потоки
- Контрольные вопросы
- 8.1. Общее понятие о межбюджетных отношениях
- 288 • Глава 8. Межбюджетные отношения
- 290 • Глава 8. Межбюджетные отношения
- 8.2. Федерализм как инструмент разрешения проблем межбюджетных отношений
- 292 • Глава 8. Межбюджетные отношения
- Фонды бюджетного процесса
- 29В • Глава 8. Межбюджетные отношения
- 8.3. Принципы и механизмы взаимодействия федерального, региональных и местных бюджетов. Пути совершенствования межбюджетных отношений
- 9.2. Особенности организации муниципальных финансов в Российской Федерации
- 9.3. Функции местных бюджетов и проблемы местного самоуправления
- 9.4. Формирование доходов органов местного самоуправления
- 9.5. Разграничение расходных полномочий и функциональных расходов между уровнями управления и их финансовое обеспечение
- Глава 10
- 10.1. Сущность и назначение государственных внебюджетных фондов
- 10.2. Пенсионный фонд Российской Федерации, его функции, формирование и использование
- 362* Глава 10. Государственные социальные внебюджетные фонды
- 10.3. Фонд социального страхования, его функции,формирование и использование
- 10.4. Фонды обязательного медицинского страхования, их функции, формирование и использование
- 382 • Глава 10. Государственные социальные внебюджетные фонды
- 10.5. Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды
- Ставки есн
- Раздел 111
- Глава 11
- Основные организационно-правовые формыкоммерческих организаций
- Индивидуальный
- Глава 11. Формы функционирования хозяйствующих субъектов в экономике • 399
- Глава 11. Формы функционирования хозяйствующих субъектов в экономике • 401
- Глава 11. Формы функционирования хозяйствующих субъектов в экономике • 403
- Глава 11. Формы функционирования хозяйствующих субъектов в экономике • 405
- Глава 11. Формы функционирования хозяйствующих субъектов в экономике • 407
- Глава 12
- 12.1. Общее понятие о финансах предприятия
- 12.2. Финансовые ресурсы и собственный капитал организации
- 12.3. Доходы и расходы организаций
- 12.4. Прибыль предприятия и оценка его финансового состояния
- 12.5. Управление оборотным капиталом
- 12.6. Экономическое содержание и источники финансирования основного капитала
- 12.7. Оценка финансового состояния предприятия
- Глава 13
- 13.1. Классификация, критерии принадлежности и особенности функционирования предприятий малого бизнеса
- Численность индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговых органах1
- 13.2. Налогообложение предпринимателей и организаций
- 13.3. Государственная политика в области малого бизнеса
- 13.4. Использование кредитования и услуг страхования субъектами малого предпринимательства
- Глава 14 страхование
- 14.1. Экономическая сущность страхования и его функции. Основные понятия в страховом деле
- Глава 14 страхование
- 14.1. Экономическая сущность страхования и его функции. Основные понятия в страховом деле
- 14.2. Классификация видов страхования. Формы страхования и их особенности. Страховые резервы
- Отрасли страхования
- Формы страхования
- 14.3. Состояние страхового рынка в России
- Глава 15
- 15.1. Характеристика некоммерческих организаций
- Нко, обслуживающие домашние хозяйства в ввп, рассчитанном методом использования доходов
- 15.2. Финансы потребительских кооперативов
- 15.2. Финансы потребительских кооперативов • 499
- 15.3. Финансы общественных некоммерческих организаций,фондов, учреждений, других организаций
- Глава 16
- 16.1. Содержание финансового менеджмента и его место в системе управления предприятием. Цели и задачи финансового менеджмента
- 16.2. Базовые теории и концепции финансового менеджмента
- 16.3. Методологические основы принятия финансовых решений
- 16.4. Финансовые инструменты как средство управления финансовыми ресурсами предприятий
- 16.5. Информационное обеспечение финансового менеджмента
- 16.6. Методология управления финансовыми ресурсами предприятий
- 536 • Глава 16. Финансовый менеджмент
- 16.7. Управление финансовыми ресурсами предприятий
- 544 • Глава 16. Финансовый менеджмент
- 16.8. Формирование структуры капитала предприятия
- 16.9. Управление активами предприятий
- 16.10. Основы антикризисного управления
- 16.10. Основы антикризисного управления • 555
- Раздел IV международные финансы
- Глава 17
- 17.1. Роль финансов в развитии международного сотрудничества
- 17.2. Международные валютные отношения —важный сегмент финансовой системы
- 17.3. Особенности функционирования финансовых системэкономически развитых стран
- 17.4. Деятельность международных кредитных организаций
- 17.5. Платежный баланс и его особенности в России
- 17.6. Финансы и глобализация экономики
- Раздел I финансы и финансовая система российской федерации
- Глава 4. Доходы государственного бюджета 105
- Раздел IV международные финансы
- Глава 17. Международные финансы 568