logo
ЭлУчебникиФинансы / ФинансыАрхипова

6.3. Классификации источников финансирования дефицита бюджетов

Объединение многочисленных операций финансирования в одно­родные экономические группы может быть произведено по различным основаниям и различными способами в зависимости от целей анализа.

6.3. Классификации источников финансирования дефицита бюджетов • 177

Существует потребность в разграничении операций, осуществляемыхразличными уровнями управления, в разграничении займов на внутрен­ние и внешние, на рыночные и нерыночные, краткосрочные и долгосроч­ные, внешние и внутренние, по экономическим секторам — источникам получения средств и т. д. Эти задачи решаются с помощью классифика­ций источников финансирования дефицита государственных финансов. Наиболее значительными являются классификация операций финанси­рования по типам кредиторов и классификация операций заимствования по типу долгового обязательства.

Классификация операций финансирования по типам кредиторов. Эта классификация представляет собой группировку данных о прямых креди­тах и займах, обеспеченных ценными бумагами, характеризующую рас­пределение заемных средств по типам кредиторов и владельцев долговых обязательств с относительно однородными моделями экономического по­ведения. Подобная классификация особенно эффективна, если показате­ли в ней представляются в разбивке на секторы и подсекторы, объеди­няющие самостоятельные экономические единицы с однородными целя­ми, стимулами и моделями хозяйственного поведения. Возможность составления подобной классификации и ее ценность определяются пол­нотой и точностью учета денежных средств, выплачиваемых или полу­чаемых органами государственного управления в счет погашения основ­ной суммы задолженности, а также четкостью отслеживания смены дер­жателей ценных бумаг в процессе торговли. Практическая возможность использования классификации операций по типам кредиторов зависит от наличия надежной информации о суммах, получаемых и выплачивае­мых органами государственного управления, и информации, характери­зующей тип инвестора (кредитора), приобретающего ценные бумаги при первичном размещении и смене собственников в процессе торговли на вторичном рынке (табл. 6.1).

Таблица 6.1 Классификация финансирования по типам кредиторов

Общее финансирование (II + III)

II

Внутреннее финансирование

От других частей сектора государственного управления

От органов денежно-кредитного регулирования

Чистый объем заимствования

Изменение объема депозитов

178 • Глава 6. Дефицит государственного бюджета

Окончание табл. 6.1

2.3

Изменение объема наличных денежных средств

2.4

Перечисление органам государственного управления внереализационной прибыли или убытков, связанных с переоценкой иностранной валюты

3

От коммерческих банков

4

От прочих финансовых учреждений

5

От нефинансовых государственных предприятий

6

От нефинансовых частных предприятий

7

От домашних хозяйств

8

Прочее внутреннее финансирование

III

Внешнее финансирование

9

От международных организаций экономического развития

10

От органов управления иностранных государств

11

От иностранных коммерческих банков

12

От иностранных фирм (поставщиков)

13

Прочее внешнее заимствование

14

Изменения в объемах наличности, депозитов и ценных бумаг, предназна­ченных для управления ликвидностью

Все виды обязательств отражают поступления за вычетом погаше-| ния. Для более подробного анализа наряду с сальдированными данными ] раздельно показываются погашения и поступления.

Под общим финансированием понимаются итоговые результаты го-»| сударственного заимствования и погашения задолженности. Оно опре­деляется как сальдо всех поступающих органам государственного управления платежей и денежных потоков от них, в отношении которы: возникают или погашаются денежные требования, кроме требований приобретаемых в целях проведения государственной политики. В общее финансирование входит также изменение государственных запасов на-: личных денежных средств, депозитов и ценных бумаг, используемых для управления ликвидностью, в связи с проведением финансовых операций, но не в связи с переоценкой их стоимости. Общее финансирование под­разделяется на внутреннее и внешнее.

6.3. Классификации источников финансирования дефицита бюджетов • 179

Под внутренним финансированиемпонимаются все операции финан­сирования между органами государственного управления и резидентами данной экономики (органами управления, финансовым сектором, пред­приятиями, частными лицами и другими экономическими единицами). pja объем внутреннего финансирования оказывают также влияние опера­ции с государственными ценными бумагами, осуществляемые между ре­зидентами и нерезидентами. Данная категория также отражает измене­ние величины государственных резервов национальной валюты, депози­тов в финансовых учреждениях — резидентах и объема ценных бумаг, выпущенных резидентами и используемых органами управления в целях управления ликвидностью. Внутреннее финансирование разграничива­ется по различным типам кредиторов. Это дает возможность определе­ния сумм заимствования у отдельных секторов экономики (от органов государственного управления, от финансово-кредитных учреждений, от нефинансовых предприятий и домашних хозяйств) и основных типов инвесторов.

• Под финансированием от других частей сектора государственного управления понимаются изменения в объеме договорных обязательств с фиксированным сроком между отдельными составными частями секто­ра государственного управления. Эти изменения являются результатом операций заимствования и погашения долга, продажи и погашения цен­ных бумаг, а также изменения объема ценных бумаг других органов госу­дарственного управления при их использовании данным органом для управления ликвидностью. При консолидации данных по сектору госу­дарственного управления в целом данная статья исключается. Сюда не относятся долговые обязательства, владельцами которых являются не­финансовые государственные предприятия и государственные финансо­вые учреждения, и финансовые требования к этим предприятиям и учре­ждениям со стороны органов государственного управления.

В категории «финансирование от органов денежно-кредитного регу­лированиям отражаются изменения в объеме обязательств и требований по отношению к центральному (национальному) банку и другим органам Денежно-кредитного регулирования, а также другие операции, результат которых эквивалентен предоставлению или получению кредита от орга­нов регулирования. Они складываются из чистого объема заимствова­ния, изменения депозитов, изменения наличных денежных средств и ре­зультатов переоценки иностранной валюты.

Чистый объем заимствования отражает чистое изменение долговых обязательств органов управления по отношению к органам денежно-кре-Дитного регулирования, которое является результатом прямого предос­тавления последними ссуд и авансов либо приобретения ими государст-енньгх ценных бумаг у самого правительства или в результате операций

180 • Глава 6. Дефицит государственного бюджета

сдругими экономическими единицами на открытом рынке или при опе-Ярациях по поддержанию рыночных цен. Бюджетным кодексом РоссийЯ ской Федерации предусмотрено, что кредиты Банка России (являющего- \ ся органом кредитно-денежного регулирования), а также приобретение \ им долговых обязательств Российской Федерации, ее субъектов и муни-| ципальных образований при их первичном размещении не могут быть ис-1 точниками финансирования дефицита бюджета. На практике, однако, I обстоятельства вынуждают прибегать к прямому кредитованию. Что ка-1 сается запрета на приобретение на первичном рынке государственных I долговых обязательств, то его можно довольно легко обойти с помощью | операций на вторичном рынке. В начале 1998 г. Банк России и контроли­руемый им Сбербанк сконцентрировали около двух третей ГКО и ОФЗ.

Изменение объема депозитов отражает изменение объема государст венных депозитов, находящихся у органов денежно-кредитного регули рования в результате операций органов управления с этими депозитами за данный период. Уменьшение объема депозитов отражается как поло­жительная величина, поскольку оно означает, что органы государствен-: ного управления получили дополнительные финансовые средства. Уве­личение объема депозитов показывается как отрицательная величина. К этой категории относятся также1 все счета органов управления в цен-; тральном банке. Если ухудшение состояния платежного баланса вследст вие увеличения объема просроченных внешних платежей или внешних обязательств, подлежащих погашению в скором времени, сверх имеют, щихся запасов иностранной валюты, приводит к необходимости открыв тия специальных депозитных счетов для последующего погашения внешней задолженности, такие счета должны относиться к органам дет нежно-кредитного регулирования. Платежи на эти счета рассматривают­ся как расходы. Поэтому остатки на таких счетах не должны рассматри­ваться в качестве депозитов органов управления.

Изменение объема наличных денежных средств характеризует измене* ние объема денежной наличности в результате всей совокупности onepas ций органов управления с наличными денежными средствами. Как пра­вило, наличные деньги находятся в казначействе и его территориальных подразделениях, производящих выплаты и принимающих платежи от на­селения.

Перечисление органам государственного управления внереализацион­ной прибыли или убытков вследствие переоценки иностранной валюты от ражает суммы перечисленной органам государственного управления внереализационной прибыли или убытков, образовавшихся в результате переоценки стоимости резервов иностранной валюты или золотого запа­са, которые учитываются на счетах органов денежно-кредитного регули­рования в форме бухгалтерской записи. Использование государственны-

6.3. Классификации источников финансирования дефицита бюджетов • 181

ми органами внереализационной прибыли ведет к росту расходов в эко­номике. По своим результатам эта операция аналогична получению кредитов от центрального банка. Перевод внереализационной прибыли может осуществляться как отдельная операция или в составе переводи­мой прибыли центрального банка.

В финансирование от коммерческих банков включается чистое изме­нение объема обязательств органов управления перед этими банками, отражающее либо прямые ссуды или авансы, предоставленные государ­ственным органам, либо государственные ценные бумаги, приобретен­ные этими банками. Крупными кредиторами органов государственного управления могут быть универсальные коммерческие банки, депозитные банки, инвестиционные компании, специализированные сберегательные и инвестиционные банки, страховые компании, негосударственные пен­сионные фонды и другие финансовые учреждения. Уменьшение объема требований в данной статье отражается как положительная величина, по­скольку означает увеличение объема средств, которые могут быть ис­пользованы органами управления.

Финансирование от нефинансовых государственных предприятий ха­рактеризует финансирование, поступающее от нефинансовых предпри­ятий, в которых органы управления владеют основной долей капитала.

Финансирование от нефинансовых частных предприятий характе­ризует чистое изменение объема обязательств государственных органов перед частными предприятиями промышленности, строительства, транс-порта.и других отраслей. Такое изменение может отражать ссуды, пре­доставленные этими предприятиями органам управления, кредиты по­ставщиков в связи с государственными закупками в форме договорных обязательств с фиксированным сроком, приобретение государственных ценных бумаг непосредственно у государственных органов, приобрете­ние и продажу государственных ценных бумаг на вторичном рынке, пога­шение органами управления кредитов и ценных бумаг наличными день­гами и выкуп государственных ценных бумаг, выпускаемых для продажи за наличные в счет уплаты налогов (обмен проданных государственных Ценных бумаг на налоговые освобождения). Сюда же включаются изме­нения объема ценных бумаг, за исключением акций, выпускаемых нефи­нансовыми частными предприятиями, которые используются государст­венными органами для управления ликвидностью. Государственное кре­дитование частных предприятий, не имеющее своей целью управление ликвидностью сектора государственного управления, а также погашение такого кредитования отражаются не здесь, а в категории «кредитование минус погашение».

В финансировании от домашних хозяйств отражается чистое измене­ние объема государственных ценных бумаг, приобретенных домашними

182 • Глава 6. Дефицит государственного бюджета

I

хозяйствами и частными некоммерческими учреждениями непосредст­венно у органов управления или в результате операций с другими эконо­мическими единицами. Сюда не включаются депозиты домашних хо­зяйств в форме вкладов на счетах сберегательной системы, которая счи­тается частью подсектора финансовых учреждений. Финансирование органов управления, осуществляемое из этого источника, должно рас­сматриваться как чистый объем государственного заимствования, полу­ченного у финансовых учреждений. Получение или погашение домашни­ми хозяйствами ссуд, полученных от органов государственного управле­ния, отражается не здесь, а в категории «кредитование минус погашение».

Данные о финансировании, получаемом от различных категорий кре-1 диторов, основываются на оценках, отличающихся от фактического по-! ступления денежных средств и фактических платежей, осуществляемых I органами государственного управления. Так, например, объем выпущен-.: ных долговых обязательств по номинальной стоимости отличается от фактического поступления заемных средств на величину премии или • дисконта, а суммы финансирования от каждой категории кредиторов оп- ■ ределяются по фактическому поступлению средств, т. е. исходя из цены эмиссии ценных бумаг. В ряде случаев в соответствии с условиями дого­вора о займе величина непогашенного долга, фигурирующая в реестре или других учетных документах, возрастает на сумму процентов, кото­рые были начислены за данный период, но еще не были выплачены. Это;; вызывает необходимость корректировок, которые нельзя соотнести с конкретной категорией держателей долговых обязательств.

Данные об изменении объема финансирования могут отличаться от величины изменения долга, зафиксированного в государственном реест­ре, вследствие выпуска государственных долговых обязательств, не связанного со встречными денежными потоками, так называемого без­денежного (не продаваемого за деньги) выпуска. Такие операции осу­ществляются в случае выпуска государственных ценных бумаг в целях увеличения капитала государственных предприятий, в случае приня­тия на себя долгов других органов управления или выпуска ценных бу­маг в пользу какого-либо учреждения, которое в последующем будет по­лучать платежи процентов и/или суммы в счет погашения основного долга, и т. п.. Такой вид государственной задолженности образовался, например, в результате принятия Российской Федерацией долгов быв­шего СССР (задолженность ЦБ РФ по кредитным ресурсам бывшего Сбербанка СССР, целевой заем 1990 г., государственные казначейские обязательства бывшего СССР, внутренний долг ЦБ РФ, принятый от СССР, и т. п.).

В ряде случаев данные о финансировании, получаемом от отечествен­ных кредиторов, базируются на стоимостной оценке непогашенного дол-

6.3. Классификации источников финансирования дефицита бюджетов «183

га; величина которой изменится, если его выразить в иностранной валюте либо провести его индексацию относительно иностранной валюты или

цен.

Внешнее финансирование. К внешнему финансированию относятся операции финансирования, проводимые органами государственного управления данной страны по договорам с международными организа­циями экономического развития, государственными органами других стран, банками, предприятиями, частными лицами и другими экономи­ческими единицами, не являющимися резидентами. Операции осуществ­ляются как в иностранной, так и в национальной валюте. Как внешнее финансирование рассматривается также сальдо торговли между рези­дентами и нерезидентами государственными ценными бумагами. Кроме того, в объеме внешнего финансирования отражаются все изменения в государственных резервах иностранной валюты, в объеме депозитов, депонированных в финансовых учреждениях — нерезидентах, а также из­менения в результате операций по купле-продаже в объеме ценных бу­маг, выпущенных организациями-нерезидентами и приобретенных госу­дарственными органами для управления ликвидностью.

В отличие от внутреннего финансирования при отражении внешнего финансирования по типу кредиторов классифицируются только опера­ции с государственными долговыми обязательствами.

В финансирование от международных организаций экономического развития включаются все заемные средства за минусом сумм погашения от Всемирного банка, Азиатского банка развития, Европейского банка реконструкции и развития и других международных организаций разви­тия. Эти средства могут поступать путем платежей кредиторов либо не­посредственно государственному органу — заемщику, либо поставщи­кам, от которых он получает оборудование, материалы или услуги. При пересчете в национальную валюту сумм заимствования и погашения ос­новного долга, выраженных в иностранной валюте, следует использовать данные о фактической выручке или платежах в национальной валюте. В случаях отсутствия данных в национальной валюте для пересчета дол­жен применяться средний рыночный курс валюты сделки на момент со­вершения финансовой операции.

В финансирование «отл зарубежных органов управления»- включаются ссУДы, предоставляемые официальными кредитными учреждениями иностранных государств

В «банковские ссуды и авансы* включается поступление ссуд и аван­сов, предоставленных банками-нерезидентами органам управления, за вЫчетом их погашения. Под ссудами понимается заимствование опреде-Ленных сумм с установленными сроками возврата; авансы представляют собой суммы, обычно краткосрочные, предоставляемые в счет получен-

184 • Глава 6. Дефицит государственного бюджета

I

ного кредита в рамках оговоренной кредитной линии. Здесь также учи-Jj тываются ссуды, обеспеченные долговыми обязательствами, не обра-вдающимися на рынке ценных бумаг либо обращение которых не преду­сматривается. Ссуды официальных международных банков, членство в которых представлено на уровне государств, должны показываться как. ссуды международных организаций развития.

В кредиты поставщиков включаются государственные закупки ( в кредит у поставщиков-нерезидентов, осуществляемые в соответствии с договорными обязательствами с фиксированным сроком за вычетом I их погашения. Сумма кредита отражается одновременно как расход и как операция по финансированию на момент выполнения условий воз­никновения долгового обязательства, определенных в контракте на по-| ставку в кредит, а погашение долга органами управления — на момент; фактического погашения.

Изменения в объемах наличности, депозитов и ценных бумаг, предца-А значенных для управления ликвидностью — это изменения в величине го-1 сударственных резервов иностранной валюты, объеме депозитов в фи--] нансовых учреждениях — нерезидентах, и объеме иностранных обращаю-ч щихся ценных бумаг, используемых государственными органами для! управления ликвидностью, которые являются результатом финансовых^ операций, а не переоценки. Эта категория относится в основном к так на-1 зываемым рабочим остаткам на счетах государственных органов в форме! требований к экономическим единицам — нерезидентам и к активам! в форме иностранных ценных бумаг, предназначенных для управления! ликвидностью или получения дохода. В нее не включаются активы для'] регулирования платежного баланса или управления международнымиi резервами и активы, возникающие в результате государственного креди* тования. Уменьшение величины активов рассматривается как положи-1 тельная величина, отражающая увеличение объема средств, которые мо-и гут быть использованы органами государственного управления.

В данной категории не учитываются любые активы органов управлеч ния, связанные с исполнением ими функций органов денежно-кредитно-а го регулирования: резервы иностранной валюты и иностранных ценных] бумаг, а также какие-либо взносы, специальные права заимствованиям и кредитная позиция в Международном валютном фонде, которые могут! быть отнесены к органам управления.

Выше указывалось, что государственное финансирование подразде-1 ляется на две основные категории: внутреннее финансирование, осуще- j ствляемое резидентами, и внешнее финансирование, осуществляемоеч нерезидентами. Не менее важно, в какой валюте будет производиться I возврат предоставленных финансовых ресурсов — национальной идя иностранной, так как погашение задолженности в иностранной валюте!

6.3. Классификации источников финансирования дефицита бюджетов • 185

будет воздействовать на платежный баланс страны иначе, чем ее пога­шение в национальной валюте. В связи с этим необходимо анализиро­вать информацию о внутреннем финансировании, погашаемом в ино­странной валюте, и внешнем финансировании, погашаемом в националь-нОй валюте.

Согласно российскому законодательству к внешнему финансирова­нию относятся все операции в иностранной валюте, хотя бы операции по предоставлению (получению) займов и их погашению осуществлялись с резидентами. Поскольку поведенческие мотивы внутренних и внешних инвесторов различны, следует иметь и анализировать данные об операци­ях с резидентами и нерезидентами независимо от валюты.

Классификация операций финансирования дефицита по типу дол­гового обязательства. Последствия государственного заимствования для бюджета во многом определяются условиями государственного за­имствования по видам долговых обязательств и срокам заимствования. В связи с этим при составлении и исполнении бюджетов используется классификация операций финансирования дефицита по типу долгового обязательства. Эта классификация представляет собой группировку раз­личных видов долговых обязательств в однородные группы в зависимо­сти от условий и сроков кредита, условий выпуска и сроков обращения долговых ценных бумаг.

В классификации проводится разграничение между внутренним и внешним финансированием, между заимствованием в форме прямых ссуд, не предназначенных для обращения, и заимствованием в форме ценных бумаг. При этом во внутреннем и внешнем финансировании раз­граничиваются долгосрочные облигации, краткосрочные облигации и векселя, долгосрочные ссуды, краткосрочные ссуды и изменения объе­мов наличных денежных средств, депозитов и ценных бумаг, предназна­ченных для управления ликвидностью. Краткосрочное финансирование включает все ссуды и ценные бумаги, первоначальный срок погашения которых не превышает одного года.

Данные о финансировании, классифицируемые по типу долгового обязательства, позволяют проанализировать способы, используемые го­сударственными органами для финансирования своего дефицита или Распределения финансовых ресурсов, образовавшихся в результате пре­вышения доходов над расходами. Эти данные позволяют предвидеть наи­более вероятные последствия или экономическое поведение, связанные размещением и погашением различных типов государственных долго­ух обязательств.

Данные о поступлениях от размещения каждого типа долгового обя-тельства должны соответствовать фактически полученным суммам, со­бственно погашение долговых обязательств должно отражать факти-

186 • Глава 6. Дефицит государственного бюджета

ческие платежи, произведенные в счет погашения основной суммы долга,^Процентные платежи отражаются не в финансировании, а в расходах ка^ затраты по обслуживанию долга. Все виды обязательств отражают посту-] пления за вычетом погашения. Для более подробного анализа наряду с сальдированными данными раздельно показываются погашения и по*1! ступления (табл. 6.2).

Таблица 6.Я Классификация по типу долгового обязательства

I

Общее финансирование (I + II)

II

Внутреннее финансирование

1

Долгосрочные облигации

2

Краткосрочные облигации и векселя

3

Долгосрочные ссуды, не отнесенные к другим категориям

4

Краткосрочные ссуды и авансы, не отнесенные к другим категориям

5

Прочие обязательства

6

Изменения в объемах наличных денежных средств, депозитов и ценным бумаг, предназначенных для управления ликвидностью

III

Внешнее финансирование

7

Долгосрочные облигации

8

Краткосрочные облигации и векселя

9

Долгосрочные ссуды, не отнесенные к другим категориям

10

Краткосрочные ссуды и авансы, не отнесенные к другим категориям

11

Прочие обязательства

12

Изменения в объемах наличных денежных средств, депозитов и ценным бумаг, предназначенных для управления ликвидностью

Пояснения к понятиям «общее финансирование», «внутренне! и внешнее финансирование», данные при описании классификации Ш типам кредиторов, сохраняют свое значение и для данной классификз» ции. Поэтому ограничимся лишь дополнениями, вызываемыми cneiM фикой данной классификации.

6.3. Классификации источников финансирования дефицита бюджетов • 187

Внутреннее финансирование.В статье «Долгосрочные облигации» отражаются денежные поступления за вычетом погашения, получаемые органами государственного управления от всех ценных бумаг, первоначаль­ный срок погашения которых составляет больше одного года. Такие ценные бумаги имеют фиксированную ставку процента либо ставку процента, величина которой увязывается с каким-либо индексом, и подлежат пога­шению начиная с даты, устанавливаемой в момент эмиссии. При отраже­нии выпуска облигаций учитываются фактические денежные поступле­ния. При отражении платежей органов управления в счет погашения дол­госрочных облигаций в отличие от погашения основной суммы выплаты накопленных или просроченных процентов включаются не сюда, а в ста­тью «Расходы на выплату процентов». Доход по долгосрочным облигаци­ям выплачивается на основе купонов. Некоторые долгосрочные облига­ции могут не иметь купонов. Такие долговые обязательства, называемые облигациями с нулевым купоном, продаются со скидкой с номинала, а до­ход выплачивается одновременно с выкупом облигаций.

Статья «Краткосрочные облигации и векселя» характеризует де­нежные поступления (за вычетом погашения), полученные органами управления от продажи ценных бумаг, владельцами которых являются резиденты. Сюда включаются все виды заимствования, осуществляе­мого посредством выпуска векселей, облигаций или других долговых обязательств, срок погашения которых составляет один год или меньше. Краткосрочные государственные облигации, как правило, не имеют ку­понов. Продажа их осуществляется со скидкой с номинала, а погаше­ние — по номиналу. Погашение дисконтных бумаг, сумма процентов по которым вычитается заранее, должно учитываться только по цене эмис­сии, а сумму дисконта следует включать в расходы на выплату процентов.

В статье «Долгосрочные ссуды, не отнесенные к другим категориям», отражается объем денежных поступлений за вычетом погашения, полу­чаемых органами государственного управления по ссудам, предоставлен­ным резидентами, которые не обеспечены долговыми обязательствами в форме ценных бумаги имеют срок погашения, считая с момента заимст­вования, более одного года. Здесь отражаются все виды подобного заим­ствования у банков и поставщиков в форме долговых обязательств с фик­сированным сроком.

Статья «Краткосрочные ссуды и авансы, не отнесенные к другим ка­тегориям» дает представление о краткосрочных ссудах и авансах, предос­тавленных банками и поставщиками. Здесь отражаются денежные посту­пления за вычетом сумм погашения, получаемые органами государствен­ного управления по ссудам, предоставленным резидентами, которые ie обеспечены долговыми обязательствами в форме ценных бумаг со сро-° погашения кредитов не более одного года.

188 • Глава 6. Дефицит государственного бюджета

Статья «Прочие обязательства» охватывает поступления средств\ в органы управления за вычетом погашения по прочим обязательствам, не отраженным ранее. Здесь должны отражаться ссуды, полученные от коммерческих банков под залог государственных пакетов акций прива- ■! газированных предприятий, переданных им в трастовое управление. В данную статью включается внереализационная прибыль или убытки, возникающие на счетах органов денежно-кредитного регулирования; в результате переоценки иностранной валюты или золота.

Влияние на объем финансирования изменения государственных ре-зервов наличных денежных средств, депозитов и ценных бумаг, предна-: значенных для управления ликвидностью, отражается отдельно от обя- j зательств органов управления по статье «Изменения в объемах надич-j ных денежных средств, депозитов и ценных бумаг, предназначенных для j управления ликвидностью». Она характеризует изменения в активах op-1 ганов государственного управления в форме наличных денег, депозитов, I хранимых в финансовых учреждениях — резидентах, и резервов ценных! бумаг, выпущенных резидентами — предприятиями и учреждениями, 1 включая государственные органы, которые используются ими для управ-1 ления ликвидностью. Уменьшение активов рассматривается как поло-1 жительная величина, поскольку означает увеличение объема денежных] средств, использованных органами управления в течение данного перио-1 да. Увеличение активов, напротив, характеризует уменьшение объема] средств на величину, израсходованную для приобретения дополнитель-1 ных активов.

Внешнее финансирование. При классификации операций внешней» финансирования по типу долгового обязательства содержание выде-1 ляемых статей тождественно аналогичным позициям внутреннего фи-ч нансирования с той разницей, что касается взаимоотношений органом государственного управления с нерезидентами. В России к внешнему! финансированию относятся также долгосрочные облигации внутренне»! го государственного валютного займа, поскольку они выражены в ино-1 странной валюте, хотя их держателями могут быть как резиденты, таи и нерезиденты. Этими облигациями была оформлена задолженности Внешэкономбанка СССР перед своими клиентами (т. е. имел место «без J денежный» выпуск). Поэтому в рассматриваемой статье сейчас должная показываться только сумма их погашения.

Статья «Изменения в объемах наличных денежных средств, депози-1 тов и ценных бумаг, предназначенных для управления ликвидностью»! охватывает изменения в активах органов государственного управления в форме иностранной валюты, депозитов в финансовых учреждениях -fl нерезидентах и резервов иностранных ценных бумаг, которые произош-1 ли в результате финансовых операций, а не вследствие стоимостных печ

6.4. Влияние способов и источников финансирования дефицита бюджета на экономику • 189

еоЦенок. Здесь не отражаются активы, предназначенные для регулиро­вания платежного баланса или управления международными резервами либо возникшие в результате кредитной деятельности государственных органов. Таким образом, из данной категории должны исключаться ре­зервы иностранной валюты и иностранных ценных бумаг, а также любые взносы, СДР или кредитная позиция в Международном валютном фон­де, связанные с выполнением органами управления функций органов кредитно-денежного регулирования.

Законом «О бюджетной классификации Российской Федерации» предусмотрены раздельные классификации: «Классификация источни­ков внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Фе­дерации» и «Классификация источников внешнего финансирования фе­дерального бюджета Российской Федерации».

Поскольку в России пока не налажено формирование информации о заимствовании по типу кредитора и по типу долгового обязательства, эти классификации являются смешанными. В них присутствуют как эле­менты классификации по типу кредитора, так и деления по типу долго­вых обязательств. Такое смешение не позволяет выявить взаимосвязь ме­жду государственным финансированием и другими финансовыми пото­ками, определить степень влияния операций финансирования на совокупный спрос в экономике. Поэтому для обоснования эффективно­сти мер государственного воздействия на экономическое развитие необ­ходимы дополнительные классификации по типу кредитора и по типу долговых обязательств.

Недостатком является также отсутствие данных о суммарной вели­чине внутреннего и внешнего финансирования. Хотя классификации по­зволяют формировать суммарные данные, характеризующие общие ито­ги финансирования, однако такие итоги следовало бы формировать на регулярной системной основе. Потребностям планирования и анализа финансирования в больше мере соответствует классификация, преду­сматривающая как итоговые результаты операций финансирования, так и их подразделение на внутреннее и внешнее финансирование.