logo
ЭлУчебникиФинансы / ФинансыАрхипова

5.4. Роль государственных расходовв социально-экономическом развитии страны

Рост бюджетных расходов и возрастание роли государства в соци­ально-экономической жизни. Общей тенденцией во всех развитых стра­нах в XX в. было абсолютное увеличение бюджетных расходов и увеличе­ние их доли в ВВП, что отражало рост роли государства в социально-эко­номической жизни. Осуществляя расходы, государство финансирует реализацию своих функций и оказывает прямое воздействие на экономи­ку. Оно выделяет средства на такие услуги, которые не в состоянии обес­печить частные рынки: общественную безопасность, правопорядок, обо­рону, проводит ту или иную финансовую политику и т. д. Способами прямого воздействия государственных расходов на экономику являются государственные закупки товаров и услуг, оплата труда государственных служащих, выплаты социальных трансфертов населению, государствен­ные инвестиции в экономику, расходы на науку и опытно-конструктор­ские работы, предоставление дотаций или ссуд государственным и част­ным предприятиям, расходы, связанные с регулированием цен и условий кредита. Государство обеспечивает также лицензирование, государствен­ный арбитраж, стандартизацию, антимонопольную политику и др. Ус­ложнение социально-экономической жизни требовало увеличения рас­ходов на содержание правоохранительных органов и поддержание обще­ственного порядка. Изменение доли государственных расходов в ВВП (включая расходы органов власти регионов) в течение XX в. характери­зуется следующими данными.

Таблица 5.4 Правительственные расходы в процентах к ВВП в отдельных странах1

1870

1913

1920

1937

1980

1990

2000

Франция

12,6

17,0

27,6

29,0

46,1

49,8

51,2

Германия

10,0

14,8

25,0

42,4

47,9

45,1

43,0

Италия

11,9

11,1

22,5

24,5

41,9

53,2

46,7

Япония

8,8

8,3

14,8

25,4

32,0

31,7

38,2

Испания

-

8,3

9,3

18,4

32,2

42,0

38,5

1 The Visible Hand. The World Economy. The Economist. September 20th - 26th 1У97. P. 8. Цит. по: Мадей З. Публичный долг и роль государства в экономической жиз-Ни // Государственный долг России и Польши. ИЭ РАН, 1999. С. 43. Источник данных за 2000 г. и данных по зоне евро и ОЭСР ECO/WKP(2001) II (OECD Economic Uutbok 68. December 2000. OECD National Accounts and OECD Calculations).

J

156 • Глава 5. Расходы государственных финансов

Окончание табл. 5.4 \

1870

1913

1920

1937

1980

1990

2000

Швеция

5,7

6,3

8,1

10,4

60,1

59,1

53,9

Швейцария

-

2,7

4,6

6,1

32,8

33,5

Великобритания

9,4

12,7

26,2

30,0

43,0

39,9

38,4

США

3,9

1.8

7,0

8,6

31,8

33,3

29,3

Зона евро

-

49,1

45,1

ОЭСР

-

-

-

-

38,0

36,5

Государственные расходы в зоне евро, в которую входят в основном! страны так называемого континентального капитализма, отличающегося большей социальной ориентированностью экономики, в 2001 г. состав-, ляли по отношению к ВВП 45,1%. В странах с либеральной экономикой ; англосаксонского типа они были ниже и составляли: в США — 29,3%, I в Великобритании — 38,4%. Относительно низкой была доля правитель- ,| ственных расходов в Корее — 23,4% и Ирландии — 27,7%. В России в 2001 г. доля расходов консолидированных бюджетов Федерации и ре­гионов в ВВП составляла 26,7%. Таким образом, доля государственных • расходов в ВВП в России значительно (более чем на 40%) ниже, чем в странах Европейского союза, и ниже, чем в таких странах либеральной: экономики, как США и Великобритания.

Рост доли происходил во всех странах, причем усиливался во время*! мировых войн. В результате Первой мировой войны — во Франции, Гер-^ мании и Великобритании, в результате Второй мировой войны -в большинстве стран. Исключение составили Германия, Япония. В дан­ном случае возрастание роли государственных финансов, и прежде все-; го бюджета, связано с внешнеэкономическими факторами и борьбой за!; экономическое и политическое господство в мире. Однако устойчивая! тенденция роста государственных расходов наблюдается и в мирное вре-| мя в связи с необходимостью увеличения социальных расходов, решаю­щей ролью государства в развитии отраслей естественных монополий, ролью государства в модификации циклического развития. Государст­венное регулирование позволило избежать повторения глубоких кризи­сов перепроизводства путем смягчения спадов в экономике. «Все амери­канские правительства реагировали на экономические спады и кризисы путем осуществления крупных, а порой громадных государственных рас­ходов, приводивших к дефициту государственного бюджета, рассматри-