5.4. Роль государственных расходовв социально-экономическом развитии страны
Рост бюджетных расходов и возрастание роли государства в социально-экономической жизни. Общей тенденцией во всех развитых странах в XX в. было абсолютное увеличение бюджетных расходов и увеличение их доли в ВВП, что отражало рост роли государства в социально-экономической жизни. Осуществляя расходы, государство финансирует реализацию своих функций и оказывает прямое воздействие на экономику. Оно выделяет средства на такие услуги, которые не в состоянии обеспечить частные рынки: общественную безопасность, правопорядок, оборону, проводит ту или иную финансовую политику и т. д. Способами прямого воздействия государственных расходов на экономику являются государственные закупки товаров и услуг, оплата труда государственных служащих, выплаты социальных трансфертов населению, государственные инвестиции в экономику, расходы на науку и опытно-конструкторские работы, предоставление дотаций или ссуд государственным и частным предприятиям, расходы, связанные с регулированием цен и условий кредита. Государство обеспечивает также лицензирование, государственный арбитраж, стандартизацию, антимонопольную политику и др. Усложнение социально-экономической жизни требовало увеличения расходов на содержание правоохранительных органов и поддержание общественного порядка. Изменение доли государственных расходов в ВВП (включая расходы органов власти регионов) в течение XX в. характеризуется следующими данными.
Таблица 5.4 Правительственные расходы в процентах к ВВП в отдельных странах1
| 1870 | 1913 | 1920 | 1937 | 1980 | 1990 | 2000 |
Франция | 12,6 | 17,0 | 27,6 | 29,0 | 46,1 | 49,8 | 51,2 |
Германия | 10,0 | 14,8 | 25,0 | 42,4 | 47,9 | 45,1 | 43,0 |
Италия | 11,9 | 11,1 | 22,5 | 24,5 | 41,9 | 53,2 | 46,7 |
Япония | 8,8 | 8,3 | 14,8 | 25,4 | 32,0 | 31,7 | 38,2 |
Испания | - | 8,3 | 9,3 | 18,4 | 32,2 | 42,0 | 38,5 |
1 The Visible Hand. The World Economy. The Economist. September 20th - 26th 1У97. P. 8. Цит. по: Мадей З. Публичный долг и роль государства в экономической жиз-Ни // Государственный долг России и Польши. ИЭ РАН, 1999. С. 43. Источник данных за 2000 г. и данных по зоне евро и ОЭСР ECO/WKP(2001) II (OECD Economic Uutbok 68. December 2000. OECD National Accounts and OECD Calculations).
J
156 • Глава 5. Расходы государственных финансов
Окончание табл. 5.4 \
| 1870 | 1913 | 1920 | 1937 | 1980 | 1990 | 2000 |
Швеция | 5,7 | 6,3 | 8,1 | 10,4 | 60,1 | 59,1 | 53,9 |
Швейцария | - | 2,7 | 4,6 | 6,1 | 32,8 | 33,5 |
|
Великобритания | 9,4 | 12,7 | 26,2 | 30,0 | 43,0 | 39,9 | 38,4 |
США | 3,9 | 1.8 | 7,0 | 8,6 | 31,8 | 33,3 | 29,3 |
Зона евро | — | — | — | — | - | 49,1 | 45,1 |
ОЭСР | - | - | — | - | - | 38,0 | 36,5 |
Государственные расходы в зоне евро, в которую входят в основном! страны так называемого континентального капитализма, отличающегося большей социальной ориентированностью экономики, в 2001 г. состав-, ляли по отношению к ВВП 45,1%. В странах с либеральной экономикой ; англосаксонского типа они были ниже и составляли: в США — 29,3%, I в Великобритании — 38,4%. Относительно низкой была доля правитель- ,| ственных расходов в Корее — 23,4% и Ирландии — 27,7%. В России в 2001 г. доля расходов консолидированных бюджетов Федерации и регионов в ВВП составляла 26,7%. Таким образом, доля государственных • расходов в ВВП в России значительно (более чем на 40%) ниже, чем в странах Европейского союза, и ниже, чем в таких странах либеральной: экономики, как США и Великобритания.
Рост доли происходил во всех странах, причем усиливался во время*! мировых войн. В результате Первой мировой войны — во Франции, Гер-^ мании и Великобритании, в результате Второй мировой войны -в большинстве стран. Исключение составили Германия, Япония. В данном случае возрастание роли государственных финансов, и прежде все-; го бюджета, связано с внешнеэкономическими факторами и борьбой за!; экономическое и политическое господство в мире. Однако устойчивая! тенденция роста государственных расходов наблюдается и в мирное вре-| мя в связи с необходимостью увеличения социальных расходов, решающей ролью государства в развитии отраслей естественных монополий, ролью государства в модификации циклического развития. Государственное регулирование позволило избежать повторения глубоких кризисов перепроизводства путем смягчения спадов в экономике. «Все американские правительства реагировали на экономические спады и кризисы путем осуществления крупных, а порой громадных государственных расходов, приводивших к дефициту государственного бюджета, рассматри-
- Раздел I
- Глава 1
- 1,1. Общее понятие о финансах и финансовой системе
- 1.2. Функции финансов
- Финансовый баланс
- 1.3. Роль финансов в экономике и финансовая политика
- Глава 2
- 2.1. Сущность и методы управления финансами
- 2.2. Финансовый контроль
- 2.3. Финансовая политика
- Раздел II государственные и муниципальные финансы
- Глава 3
- 3.1. Общее понятие о государственных финансах и их роль в социально-экономическом развитии страны
- 3.2. Институциональный охват (границы сферы государственных финансов)
- 3.3. Уровни управления и структура государственных финансов
- 3.4. Потоки и запасы в системе государственных финансов
- 3.5. Принципы систематизации финансовых операций и основные категории государственных финансов в традиционном понимании
- Основные показатели государственных финансов
- Баланс активов и пассивов
- 3.7. Бюджетное планирование
- Глава 4
- 4.1. Общее понятие о доходах
- 4.2. Налоговые доходы
- 4.3. Взаимосвязь налогов с экономическим и социальным развитием общества
- 4.4. Реформирование налоговой системы Российской Федерации
- 4.5. Неналоговые доходы
- Глава 5
- 5.1. Общее понятие о расходах и их классификация в традиционной системе государственных финансов
- 5.2. Основные категории расходов по функциональному назначению в традиционной системе государственных финансов
- 5.3. Расходы по экономическому назначению в традиционной системе государственных финансов. Перекрестная классификация расходов
- Перекрестная классификация расходов и чистого кредитования
- 5.4. Роль государственных расходовв социально-экономическом развитии страны
- 5.4. Роль государственных расходов* 157
- 5.4. Роль государственных расходов • 159
- Контрольные вопросы
- Глава 6
- 6.1. Понятие «дефицит бюджета» и причины его образования
- 6.2. Финансирование дефицита бюджета
- 6.3. Классификации источников финансирования дефицита бюджетов
- 6.4. Влияние способов и источников финансирования дефицита бюджета на экономику
- 6.5. Понятие и классификации государственного долга
- 6.6. Управление государственным долгом
- 6.7. Влияние государственного долга на экономику
- 6.8. Фискальная политика и балансирование бюджета
- Глава 7
- 7.1. Доходы
- 7.2. Расходы
- 7.2.1. Расходы по функциональному назначению в реформированной системе государственных финансов
- 7.2.2. Расходы по экономическому назначению в реформированной системе государственных финансов
- 7.2.3. Перекрестная классификация в реформированной системе государственных финансов
- 7.3. Баланс активов и пассивов 7.3.1. Общее понятие о балансе активов и пассивов
- 7.3.2. Основные понятия, используемые в балансе активов и пассивов
- 7.3.3. Финансовые требования по секторам контрагентов и финансовым инструментам
- 7.3.4. Операции с активами и пассивами
- 7.4. Другие экономические потоки
- Контрольные вопросы
- 8.1. Общее понятие о межбюджетных отношениях
- 288 • Глава 8. Межбюджетные отношения
- 290 • Глава 8. Межбюджетные отношения
- 8.2. Федерализм как инструмент разрешения проблем межбюджетных отношений
- 292 • Глава 8. Межбюджетные отношения
- Фонды бюджетного процесса
- 29В • Глава 8. Межбюджетные отношения
- 8.3. Принципы и механизмы взаимодействия федерального, региональных и местных бюджетов. Пути совершенствования межбюджетных отношений
- 9.2. Особенности организации муниципальных финансов в Российской Федерации
- 9.3. Функции местных бюджетов и проблемы местного самоуправления
- 9.4. Формирование доходов органов местного самоуправления
- 9.5. Разграничение расходных полномочий и функциональных расходов между уровнями управления и их финансовое обеспечение
- Глава 10
- 10.1. Сущность и назначение государственных внебюджетных фондов
- 10.2. Пенсионный фонд Российской Федерации, его функции, формирование и использование
- 362* Глава 10. Государственные социальные внебюджетные фонды
- 10.3. Фонд социального страхования, его функции,формирование и использование
- 10.4. Фонды обязательного медицинского страхования, их функции, формирование и использование
- 382 • Глава 10. Государственные социальные внебюджетные фонды
- 10.5. Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды
- Ставки есн
- Раздел 111
- Глава 11
- Основные организационно-правовые формыкоммерческих организаций
- Индивидуальный
- Глава 11. Формы функционирования хозяйствующих субъектов в экономике • 399
- Глава 11. Формы функционирования хозяйствующих субъектов в экономике • 401
- Глава 11. Формы функционирования хозяйствующих субъектов в экономике • 403
- Глава 11. Формы функционирования хозяйствующих субъектов в экономике • 405
- Глава 11. Формы функционирования хозяйствующих субъектов в экономике • 407
- Глава 12
- 12.1. Общее понятие о финансах предприятия
- 12.2. Финансовые ресурсы и собственный капитал организации
- 12.3. Доходы и расходы организаций
- 12.4. Прибыль предприятия и оценка его финансового состояния
- 12.5. Управление оборотным капиталом
- 12.6. Экономическое содержание и источники финансирования основного капитала
- 12.7. Оценка финансового состояния предприятия
- Глава 13
- 13.1. Классификация, критерии принадлежности и особенности функционирования предприятий малого бизнеса
- Численность индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговых органах1
- 13.2. Налогообложение предпринимателей и организаций
- 13.3. Государственная политика в области малого бизнеса
- 13.4. Использование кредитования и услуг страхования субъектами малого предпринимательства
- Глава 14 страхование
- 14.1. Экономическая сущность страхования и его функции. Основные понятия в страховом деле
- Глава 14 страхование
- 14.1. Экономическая сущность страхования и его функции. Основные понятия в страховом деле
- 14.2. Классификация видов страхования. Формы страхования и их особенности. Страховые резервы
- Отрасли страхования
- Формы страхования
- 14.3. Состояние страхового рынка в России
- Глава 15
- 15.1. Характеристика некоммерческих организаций
- Нко, обслуживающие домашние хозяйства в ввп, рассчитанном методом использования доходов
- 15.2. Финансы потребительских кооперативов
- 15.2. Финансы потребительских кооперативов • 499
- 15.3. Финансы общественных некоммерческих организаций,фондов, учреждений, других организаций
- Глава 16
- 16.1. Содержание финансового менеджмента и его место в системе управления предприятием. Цели и задачи финансового менеджмента
- 16.2. Базовые теории и концепции финансового менеджмента
- 16.3. Методологические основы принятия финансовых решений
- 16.4. Финансовые инструменты как средство управления финансовыми ресурсами предприятий
- 16.5. Информационное обеспечение финансового менеджмента
- 16.6. Методология управления финансовыми ресурсами предприятий
- 536 • Глава 16. Финансовый менеджмент
- 16.7. Управление финансовыми ресурсами предприятий
- 544 • Глава 16. Финансовый менеджмент
- 16.8. Формирование структуры капитала предприятия
- 16.9. Управление активами предприятий
- 16.10. Основы антикризисного управления
- 16.10. Основы антикризисного управления • 555
- Раздел IV международные финансы
- Глава 17
- 17.1. Роль финансов в развитии международного сотрудничества
- 17.2. Международные валютные отношения —важный сегмент финансовой системы
- 17.3. Особенности функционирования финансовых системэкономически развитых стран
- 17.4. Деятельность международных кредитных организаций
- 17.5. Платежный баланс и его особенности в России
- 17.6. Финансы и глобализация экономики
- Раздел I финансы и финансовая система российской федерации
- Глава 4. Доходы государственного бюджета 105
- Раздел IV международные финансы
- Глава 17. Международные финансы 568