16.5. Информационное обеспечение финансового менеджмента
Необходимым условием эффективного функционирования любого предприятия является наличие не только материальной и финансовой базы, но и информации, на основе которой осуществляются координация деятельности внутренних структурных подразделений, а также взаимодействие с контрагентами предприятий, государственными, финансово-кредитными и другими внешними организациями. Поэтому важнейшей функцией финансового менеджмента является формирование информационной базы, позволяющей анализировать происходящие в данный период времени процессы и на этой основе принимать правильные управленческие решения. Именно на основе сбора и анализа информационных материалов реализуется основная задача и функция финансового менеджмента — финансовое обеспечение предпринимательства (управление капиталом, его привлечение, эффективное размещение и использование, управление потоками денежных ресурсов). Весь массив не-
16.5. Информационное обеспечение финансового менеджмента* 529
обходимой для осуществления управленческого процесса информацииможно условно разделить на две группы источников информации:
внутренняя информация, формируемая на базе внутренних доку ментов, прежде всего финансовых (лимиты; нормативы; регламент внут реннего контроля; учетная, налоговая и амортизационная политика, при нятая на предприятии);
внешняя информация, характеризующая состояние внешней сре ды, в которой функционирует субъект хозяйствования в данный период времени, и перспективы ее изменения.
Внутренняя информация. Представляет особую ценность именно для финансовых служб предприятий, и именно внутренняя информация дает исчерпывающее представление о состоянии финансов предприятия и перспективах его развития. Поэтому в своей повседневной деятельности финансовые менеджеры опираются прежде всего на внутренние источники информации. Они необходимы для выполнения всех основных функций финансового менеджмента, в числе которых общий финансовый анализ, мобилизация и распределение финансовых ресурсов, осуществление контроля за исполнением финансовых решений.
Главными достоинствами внутренней информации являются ее достоверность и надежность, оперативность получения, регулярность формирования. Эта информация представляет интерес и для внешних пользователей: кредитных учреждений, налоговых органов, органов государственной власти, различных институциональных структур, и особенно — контрагентов предприятий. Однако доступ последних к информационным источникам предприятий существенно ограничен. Для внешних пользователей основным и нередко единственным источником информации о финансовой деятельности предприятия является его годовой бухгалтерский баланс. В финансовом управлении бухгалтерские балансы также являются важнейшим информационным источником, но недостаточным для эффективного управления; необходима гораздо более широкая база данных.
Внутренние информационные источники, используемые в финансовом менеджменте, подразделяются на учетные и внеучетные. К учетным источникам относятся бухгалтерский и статистический учет и отчетность; оперативный и управленческий учет; выборочные учетные данные. Бухгалтерская отчетность, используемая для оценки финансового состояния предприятия, должна содержать данные, позволяющие: 1) оценивать динамику и перспективы изменения финансовых результатов работы предприятия; 2) оценивать имеющиеся у предприятия финансовые ресурсы, их достаточность для осуществления производственной и инвестиционной деятельности, происходящие изменения в их составе и структуре, эффективность их использования; 3) принимать
530 • Глава 16. Финансовый менеджмент
обоснованные управленческие решения в области инвестиционной политики.
К внеучетным источникам относятся материалы внешнего и внутреннего аудита, внутриведомственного (например, со стороны материнских компаний) и вневедомственного (государственного) контроля (например, акты налоговых проверок), объяснительные и докладные записки и т. п.
Чрезвычайно важен грамотный подход как к формированию информационной базы, так и к ее использованию в процессе анализа и принятия финансовых решений. Так, важнейшей функцией финансового менеджмента является анализ финансовых показателей, пропорций и коэффициентов. Финансовые службы должны практически постоянно контролировать их динамику. Однако не только резкие отклонения, но и определенная стабильность должны привлекать внимание финансовых менеджеров. Первые могут быть случайным явлением, тогда как за внешней устойчивостью могут развиваться негативные процессы. В последнем случае анализ внутренней информационной базы должен дополняться анализом внешней среды.
Основу внутренней информации составляют финансовые документы, на базе которых проводится финансовый анализ, представляющий собой оценку ретроспективного (того, что было в прошлом) и перспективного (того, что будет в будущем) финансового состояния хозяйствующего субъекта с учетом результатов изучения зависимости и динамики показателей финансовой информации. Таким образом, главной целью финансового анализа является формирование оценки деятельности предприятия и его финансового положения на данный момент времени и на этой основе — выработка стратегии развития максимально полного использования финансового и производственного потенциала предприятия.
Основными информационными источниками для расчета показателей и проведения анализа финансового состояния служат годовая и квартальная бухгалтерская отчетность: Бухгалтерский баланс, Отчет о прибылях и убытках, Отчет об изменении капитала, Отчет о движении денежных средств, Приложение к бухгалтерскому балансу, данные бухгалтерского учета и необходимые аналитические расшифровки движения и остатков по синтетическим счетам.
Бухгалтерская отчетность предприятия служит основным источником информации о его деятельности. Тщательное рассмотрение бухгалтерских отчетов раскрывает причины достигнутых успехов или недостатков в работе предприятия, помогает наметить пути совершенствования его деятельности. Полный всесторонний финансовый анализ необходим не только для оценки деятельности данного предприятия, но и для того,
16.5. Информационное обеспечение финансового менеджмента «531
чтобы установить, какое влияние на сложившееся финансовое положение оказали внешние и внутренние условия деятельности предприятия.
Особое значение в бухгалтерской отчетности имеет бухгалтерский баланс предприятия. Бухгалтерский баланс — это финансовый документ, выражающий в денежной оценке имущество предприятия по составу и источникам его формирования на определенную дату. В активе баланса отражается стоимость имущества долговых прав, которыми располагает предприятие на отчетную дату. Активы дают представление об экономических ресурсах или потенциале предприятия по осуществлению будущих затрат. В пассиве баланса отражаются источники собственных средств, а также обязательства предприятия по кредитам, займам, кредиторской задолженности. Таким образом, обязательства показывают объем средств, полученных предприятием: их источники, а активы — как предприятие разместило полученные им средства. Общая сумма актива должна быть равна общей сумме обязательств перед акционерами, кредиторами и инвесторами.
В построении балансов предприятий различных стран имеются особенности. Так, в странах Западной Европы разделы актива размещаются в порядке возрастания степени ликвидности входящих в них статей. Разделы пассива в балансах предприятий этих стран следуют в порядке возрастания степени востребования средств, используемых ими. Оценка отдельных статей показывается в основном на уровне номинальных сумм поступления средств, находящихся в распоряжении предприятия. Завершающим разделом актива и пассива является раздел результатов.
Балансы российских предприятий в основном построены по схеме балансов западноевропейских стран. Для выполнения аналитических исследований и оценок структуры актива и пассива баланса его статьи подлежат группировке. Главными признаками группировки статей актива считают степень их ликвидности, т. е. скорости превращения в денежную наличность, направление использования активов в хозяйстве. В зависимости от степени ликвидности активы предприятия разделяют на две большие группы: внеоборотные активы (иммобилизованные средства) и оборотные активы (мобильные средства). Оборотные активы являются более ликвидными, чем внеоборотные.
Отчет о прибылях и убытках отражает финансовые результаты деятельности предприятия за определенный период времени, соотношение доходов и расходов в процессе финансово-хозяйственной деятельности; разность между доходами и расходами составляет чистую прибыль. Отчет о прибылях и убытках используется при оценке резервов увеличения собственного капитала, а также служит в качестве исходной базы расчета налоговых выплат и дивидендов.
532 ♦ Глава 16. Финансовый менеджмент
Отчет об изменениях капиталапредставляет собой форму финансовой отчетности, составленную в виде пояснений к Отчету о прибылях и убытках. В отчете отражаются: 1) размер капитала на начало отчетного периода; 2) увеличение/уменьшение капитала за счет дополнительного выпуска или изменения номинала акций, переоценки и (или) прироста имущества, реорганизации (слияния, присоединения) юридического лица, доходов/расходов, вызывающих в соответствии с правилами учетной политики изменение размера капитала; 3) размер капитала на конец отчетного периода.
В Отчете о движении денежных средств отражаются поступления, расходование и нетто-изменения денежных средств в ходе текущей хозяйственной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия на определенный период. Ценность этого отчета заключается в том, что он позволяет определить способность предприятия получить в ходе финансово-хозяйственной деятельности прирост денежных средств; его возможности отвечать по предъявленным обязательствам, платить дивиденды и оставаться кредитоспособным; расхождения между годовой прибылью (убытком) и реальными денежными потоками по основной хозяйственной деятельности; влияние на финансовое состояние предприятия принятых инвестиционных и финансовых решений.
Собственно уже эти четыре документа (Бухгалтерский баланс, Отчет о прибылях и убытках, Отчет о движении капитала, Отчет о движении денежных средств, Приложение к бухгалтерскому балансу), взаимно дополняющие и раскрывающие друг друга, дают достаточно полное представление о финансовом состоянии предприятия. Они позволяют определить основные факторы и условия формирования финансовых ресурсов, позитивные и негативные тенденции в управлении финансами, и сделать достаточно обоснованные выводы о перспективах развития данного предприятия. Тем не менее глубокий анализ требует использования других информационных источников, содержащихся в бухгалтерском аналитическом учете.
Внешняя информация. Формирование информационной базы, характеризующей условия и внешние факторы функционирования предприятий, является не менее важной задачей финансового менеджмента. К внешней информации относятся показатели и факторы внешнего порядка, в явной форме не связанные непосредственно с деятельностью отдельных коммерческих организаций. Существенное, нередко главное, значение здесь имеет общая экономическая ситуация, определяемая прежде всего проводимой экономической политикой. В российской практике особенно негативное влияние в 1990-х гг. оказывали сначала такие факторы, как кризисное состояние финансов реального сектора и государства, нестабильность финансового рынка; «шоковый» спад произвол-
16.5. Информационное обеспечение финансового менеджмента «533
ства, затем — затянувшаяся стагнация производственной сферы, неустойчивый и несбалансированный экономический рост; невыполнение государством своих финансовых обязательств; неурегулированность нормативно-правовой базы, регламентирующей организационно-правовые формы юридических лиц, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, а также другие имущественные и иные отношения. Крайне негативное влияние оказывала и частая смена налогового законодательства, делающая налоговую политику непредсказуемой.
В современной теории не существует четкой классификации внешних факторов, формирующих внешнюю экономическую среду, в которой функционируют предприятия. В общем понимании это факторы, практически неуправляемые со стороны менеджеров предприятий (поведение поставщиков, потребителей, кредиторов и других контрагентов, состояние экономики, нормы законодательства и т. д.). Если попытаться провести группировку внешних экономических факторов, действующих на локальном уровне, то можно выделить следующие основные группы:
общеэкономические, формирующие в стране общий климат для осуществления экономической деятельности субъектами экономики (уровень социально-экономического развития, развитость рыночной фи нансовой инфраструктуры, циклическая фаза и другие макроэкономиче ские показатели и факторы);
отраслевые, действующие преимущественно внутри какой-либо отрасли и определяющие перспективы развития отрасли в целом;
региональные, формирующие условия экономической деятельно сти на территории того или иного региона или группы регионов;
нормативно-правовые (регулирующие) — целевые установки госу дарственно-правового механизма регулирования экономических процес сов.
Последние (основные направления экономической политики и государственно-правовой механизм ее реализации) находятся в особом ряду внешних факторов, формирующих правовую и налоговую среду. Совокупность нормативно-правовых норм можно условно разделить на две группы. Первую группу составляют законы, регулирующие общие вопросы предпринимательской деятельности (организационно-правовые формы предприятий, право собственности и другие вещные права; право хозяйственного ведения, право оперативного управления и другие акты). Как правило, эти нормы не оказывают непосредственного воздействия на состав и объемы финансовых ресурсов предприятий и относятся к косвенным регуляторам.
Вторую группу составляют нормативно-правовые акты, реализующие властные полномочия государства в сфере экономики. Действие та-
534 • Глава 16. Финансовый менеджмент
ких актов, особенно формирующих бюджетно-налоговое законодательство и относящихся к сфере тарифно-ценового регулирования, в прямой (количественной) форме отражается как на источниках формирования финансовых ресурсов, так и на структуре расходов предприятий. Например, государственные дотации отдельным отраслям промышленности и сельскому хозяйству (достаточно широко распространенная мировая практика) увеличивают объемы финансовых ресурсов. По существу, в том же направлении действуют налоговые льготы («налоговые расходы» государства), которые хотя и не приводят к прямому увеличению доходов предприятий, однако сокращают налоговые платежи и соответственно увеличивают объемы финансовых ресурсов, которые могут быть использованы предприятиями на инвестиционные цели. Напротив, отмена налоговых льгот, увеличение налоговых ставок или введение новых налогов сокращают объем средств, которые могут быть направлены на инвестиции.
Нормативно-правовые акты, относящиеся к первой группе, хотя и не содержат в себе конкретных финансовых обязательств перед государством, тем не менее устанавливают взаимные права, обязанности и ответственность, в том числе финансовую, между участниками предприятий, их контрагентами, другими заинтересованными лицами. В конечном счете эти нормы также оказывают весьма существенное воздействие на организацию финансов предприятий как с точки зрения источников формирования финансовых ресурсов, так и их использования, а соответственно и особенности финансового менеджмента.
- Раздел I
- Глава 1
- 1,1. Общее понятие о финансах и финансовой системе
- 1.2. Функции финансов
- Финансовый баланс
- 1.3. Роль финансов в экономике и финансовая политика
- Глава 2
- 2.1. Сущность и методы управления финансами
- 2.2. Финансовый контроль
- 2.3. Финансовая политика
- Раздел II государственные и муниципальные финансы
- Глава 3
- 3.1. Общее понятие о государственных финансах и их роль в социально-экономическом развитии страны
- 3.2. Институциональный охват (границы сферы государственных финансов)
- 3.3. Уровни управления и структура государственных финансов
- 3.4. Потоки и запасы в системе государственных финансов
- 3.5. Принципы систематизации финансовых операций и основные категории государственных финансов в традиционном понимании
- Основные показатели государственных финансов
- Баланс активов и пассивов
- 3.7. Бюджетное планирование
- Глава 4
- 4.1. Общее понятие о доходах
- 4.2. Налоговые доходы
- 4.3. Взаимосвязь налогов с экономическим и социальным развитием общества
- 4.4. Реформирование налоговой системы Российской Федерации
- 4.5. Неналоговые доходы
- Глава 5
- 5.1. Общее понятие о расходах и их классификация в традиционной системе государственных финансов
- 5.2. Основные категории расходов по функциональному назначению в традиционной системе государственных финансов
- 5.3. Расходы по экономическому назначению в традиционной системе государственных финансов. Перекрестная классификация расходов
- Перекрестная классификация расходов и чистого кредитования
- 5.4. Роль государственных расходовв социально-экономическом развитии страны
- 5.4. Роль государственных расходов* 157
- 5.4. Роль государственных расходов • 159
- Контрольные вопросы
- Глава 6
- 6.1. Понятие «дефицит бюджета» и причины его образования
- 6.2. Финансирование дефицита бюджета
- 6.3. Классификации источников финансирования дефицита бюджетов
- 6.4. Влияние способов и источников финансирования дефицита бюджета на экономику
- 6.5. Понятие и классификации государственного долга
- 6.6. Управление государственным долгом
- 6.7. Влияние государственного долга на экономику
- 6.8. Фискальная политика и балансирование бюджета
- Глава 7
- 7.1. Доходы
- 7.2. Расходы
- 7.2.1. Расходы по функциональному назначению в реформированной системе государственных финансов
- 7.2.2. Расходы по экономическому назначению в реформированной системе государственных финансов
- 7.2.3. Перекрестная классификация в реформированной системе государственных финансов
- 7.3. Баланс активов и пассивов 7.3.1. Общее понятие о балансе активов и пассивов
- 7.3.2. Основные понятия, используемые в балансе активов и пассивов
- 7.3.3. Финансовые требования по секторам контрагентов и финансовым инструментам
- 7.3.4. Операции с активами и пассивами
- 7.4. Другие экономические потоки
- Контрольные вопросы
- 8.1. Общее понятие о межбюджетных отношениях
- 288 • Глава 8. Межбюджетные отношения
- 290 • Глава 8. Межбюджетные отношения
- 8.2. Федерализм как инструмент разрешения проблем межбюджетных отношений
- 292 • Глава 8. Межбюджетные отношения
- Фонды бюджетного процесса
- 29В • Глава 8. Межбюджетные отношения
- 8.3. Принципы и механизмы взаимодействия федерального, региональных и местных бюджетов. Пути совершенствования межбюджетных отношений
- 9.2. Особенности организации муниципальных финансов в Российской Федерации
- 9.3. Функции местных бюджетов и проблемы местного самоуправления
- 9.4. Формирование доходов органов местного самоуправления
- 9.5. Разграничение расходных полномочий и функциональных расходов между уровнями управления и их финансовое обеспечение
- Глава 10
- 10.1. Сущность и назначение государственных внебюджетных фондов
- 10.2. Пенсионный фонд Российской Федерации, его функции, формирование и использование
- 362* Глава 10. Государственные социальные внебюджетные фонды
- 10.3. Фонд социального страхования, его функции,формирование и использование
- 10.4. Фонды обязательного медицинского страхования, их функции, формирование и использование
- 382 • Глава 10. Государственные социальные внебюджетные фонды
- 10.5. Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды
- Ставки есн
- Раздел 111
- Глава 11
- Основные организационно-правовые формыкоммерческих организаций
- Индивидуальный
- Глава 11. Формы функционирования хозяйствующих субъектов в экономике • 399
- Глава 11. Формы функционирования хозяйствующих субъектов в экономике • 401
- Глава 11. Формы функционирования хозяйствующих субъектов в экономике • 403
- Глава 11. Формы функционирования хозяйствующих субъектов в экономике • 405
- Глава 11. Формы функционирования хозяйствующих субъектов в экономике • 407
- Глава 12
- 12.1. Общее понятие о финансах предприятия
- 12.2. Финансовые ресурсы и собственный капитал организации
- 12.3. Доходы и расходы организаций
- 12.4. Прибыль предприятия и оценка его финансового состояния
- 12.5. Управление оборотным капиталом
- 12.6. Экономическое содержание и источники финансирования основного капитала
- 12.7. Оценка финансового состояния предприятия
- Глава 13
- 13.1. Классификация, критерии принадлежности и особенности функционирования предприятий малого бизнеса
- Численность индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговых органах1
- 13.2. Налогообложение предпринимателей и организаций
- 13.3. Государственная политика в области малого бизнеса
- 13.4. Использование кредитования и услуг страхования субъектами малого предпринимательства
- Глава 14 страхование
- 14.1. Экономическая сущность страхования и его функции. Основные понятия в страховом деле
- Глава 14 страхование
- 14.1. Экономическая сущность страхования и его функции. Основные понятия в страховом деле
- 14.2. Классификация видов страхования. Формы страхования и их особенности. Страховые резервы
- Отрасли страхования
- Формы страхования
- 14.3. Состояние страхового рынка в России
- Глава 15
- 15.1. Характеристика некоммерческих организаций
- Нко, обслуживающие домашние хозяйства в ввп, рассчитанном методом использования доходов
- 15.2. Финансы потребительских кооперативов
- 15.2. Финансы потребительских кооперативов • 499
- 15.3. Финансы общественных некоммерческих организаций,фондов, учреждений, других организаций
- Глава 16
- 16.1. Содержание финансового менеджмента и его место в системе управления предприятием. Цели и задачи финансового менеджмента
- 16.2. Базовые теории и концепции финансового менеджмента
- 16.3. Методологические основы принятия финансовых решений
- 16.4. Финансовые инструменты как средство управления финансовыми ресурсами предприятий
- 16.5. Информационное обеспечение финансового менеджмента
- 16.6. Методология управления финансовыми ресурсами предприятий
- 536 • Глава 16. Финансовый менеджмент
- 16.7. Управление финансовыми ресурсами предприятий
- 544 • Глава 16. Финансовый менеджмент
- 16.8. Формирование структуры капитала предприятия
- 16.9. Управление активами предприятий
- 16.10. Основы антикризисного управления
- 16.10. Основы антикризисного управления • 555
- Раздел IV международные финансы
- Глава 17
- 17.1. Роль финансов в развитии международного сотрудничества
- 17.2. Международные валютные отношения —важный сегмент финансовой системы
- 17.3. Особенности функционирования финансовых системэкономически развитых стран
- 17.4. Деятельность международных кредитных организаций
- 17.5. Платежный баланс и его особенности в России
- 17.6. Финансы и глобализация экономики
- Раздел I финансы и финансовая система российской федерации
- Глава 4. Доходы государственного бюджета 105
- Раздел IV международные финансы
- Глава 17. Международные финансы 568