5.3. Расходы по экономическому назначению в традиционной системе государственных финансов. Перекрестная классификация расходов
Общее понятие и структура расходов и чистого кредитования по экономическому назначению. По экономическому назначению расходы в традиционном понимании, исходя из их роли в общественном воспроизводстве, подразделяются на текущие и капитальные. К текущим расходам относятся расходы, связанные с обеспечением текущей деятельности. К капитальным расходам (расходам на развитие) относятся затраты на капитальное строительство, капитальный ремонт, модернизацию, техническое перевооружение объектов государственной и муниципальной собственности и другие расходы, связанные с затратами на основной капитал и приростом запасов. Экономические характеристики затрат отражаются с помощью экономической классификации расходов и чистого кредитования. Целью этой классификации является группировка затрат применительно к характеру их воздействия на функционирование различных рынков товаров и услуг и финансовых рынков.
При построении данной классификации проводится различие между текущими и капитальными затратами, возмездными и безвозмездными платежами, возмездными платежами работающим по найму и безвозмездными платежами различным секторам и подсекторам экономики. В этой классификации объединяются общие расходы и чистое кредитование. Общие расходы представляют собой платежи государства, не подлежащие возврату и, следовательно, не порождающие и не погашающие финансовых требований. Они направляются либо на текущие цели (текущие расходы), либо на капитальные затраты (капитальные расходы). Расходы могут быть возмездными (например, при покупке товаров) или безвозмездными (например, при выплате пособий). Следует иметь в ви-ДУ. что платежи в счет погашения государственного долга относятся не к Расходам, а к финансированию дефицита.
Во многих странах текущие расходы вместе с текущими доходами выделяются в отдельный раздел бюджета или в самостоятельный бюджет
150 • Глава 5. Расходы государственных финансов
1
текущих расходов (текущий бюджет). Превышение текущих доходов, включая текущие официальные трансферты, над текущими расходами образует собственные сбережения. Экономическая классификация расходов и чистого кредитования представлена в табл. 5.2.
Таблица 5.2 Экономическая классификация расходов и чистого кредитования
I | Общие расходы и чистое кредитование (II+III) |
II | Общие расходы (1+2) |
i | Текущие расходы (1.1 + 1.2 + 1.3) |
1.1 | Расходы на товары и услуги |
1.1.1 | Оплата труда |
1.1.2 | Начисления на заработную плату |
1.1.3 | Приобретение товаров, предметов снабжения, расходных материалов и услуг |
1.2 | Выплата процентов |
1.2.1 | Выплата процентов по займам внутри страны |
1.2.2 | Выплата процентов по государственному внешнему долгу |
1.3 | Субсидии и другие текущие трансфертные платежи |
1.3.1 | Субсидии |
1.3.2 | Текущие трансфертные платежи |
1.3.2.1 | Трансферты другим уровням управления |
1.3.2.2 | Трансферты некоммерческим организациям |
1.3.2.3 | Трансферты домашним хозяйствам |
2 | Капитальные расходы |
2.1 | Приобретение основного капитала |
2.2 | Приобретение товаров для создания государственных запасов |
2.3 | Приобретение земли и нематериальных активов |
2.4 | Капитальные трансферты |
III | Чистое кредитование |
3.1 | Внутреннее |
3.2 | Внешнее |
г
5.3. Расходы по экономическому назначению • 151
Эта схема детализируется в экономических классификациях, используемых в отдельных странах.
Текущие расходы обеспечивают текущее функционирование органов государственной власти, оказание финансовой помощи другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование. К ним относятся расходы на товары и услуги, выплату заработной платы, взносы в фонды социального страхования, выплаты процентов за пользование заемными средствами, субсидии, другие текущие трансфертные платежи. Текущие расходы включают возмездные платежи, за исключением платежей за капитальные активы или товары и услуги, которые предназначены для создания капитальных активов, а также любые безвозмездные платежи, назначением которых не является приобретение их получателем капитальных активов, компенсация потерь, связанных с разрушением или порчей капитальных активов, или увеличение финансового капитала получателя таких платежей. Бюджетным кодексом РФ текущие расходы определяются как часть расходов бюджета, направляемая на обеспечение текущего функционирования органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также на другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с экономической классификацией.
Текущие расходы подразделяются на следующие категории: расходы на товары и услуги, выплаты процентов, субсидии и текущие трансфертные платежи.
Под капитальными расходами понимаются платежи с целью оплаты приобретенных капитальных активов, стратегических и чрезвычайных запасов товаров, земли, нематериальных активов либо капитальные трансферты. Государственные капитальные вложения в условиях рыночной экономики направляются на цели, финансирование которых невозможно за счет других источников.
Расходы на приобретение основного капитала характеризуют объем затрат на новые или существующие товары длительного пользования, предназначенные для использования в невоенном производстве, которые приобретаются на рынке или создаются собственными силами органов государственного управления. В данную статью включаются также расходы на капитальное строительство, капитальный ремонт, реконструкцию и модернизацию. К товарам длительного пользования относятся товары, срок службы которых составляет более одного года, а стоимость превышает установленную минимальную величину. Это могут быть как недвижимые основные фонды (производственные и жилые здания и сооружения), так и Движимое имущество (оборудование, транспортные средства и т. д.).
152 • Глава 5. Расходы государственных финансов
Расходы на созданиегосударственных запасов и резервов — это платежи за товары для создания стратегических и чрезвычайных запасов, запасов товаров, приобретенных организациями, регулирующими деятельность рынка, а также запасов зерна и других товаров, имеющих особо важное значение для страны.
Затраты на приобретение земли и нематериальных активов характеризуют объем расходов на приобретение земли, лесов, внутренних вод и месторождений полезных ископаемых, но не строительных объектов, расположенных на них. В случае если стоимость земли нельзя отделить от стоимости расположенного на ней объекта, расходы на приобретение клас сифицируются по стоимости основного компонента. Нематериальные ак1 тивы — это активы, которые не представляют собой финансового требова-1 ния к другим, например права на разработку недр, ведение рыболовно] промысла, долгосрочные договоры, касающиеся аренды земли, и т. п.
Капитальные трансферты предназначены для финансирования рас-] ходов их получателя на приобретение капитальных активов, компенсаг; ции потерь, связанных с разрушением или порчей основного капитала,:: либо увеличение финансового капитала получателя.
В категорию «чистое кредитование* включается предоставлена ссуд и приобретение акций за вычетом сумм выплаченных кредитов, вы-j ручки от продаж акций либо возврата собственного капитала.
Перекрестная классификация расходов и чистого кредитования' в традиционном понимании. Перекрестная классификация расходов и чистого кредитования представляет собой сочетание экономической и функциональной классификаций и позволяет определить объемы рас-' ходов на оплату труда, закупки, трансферты, капитальные затраты или| кредитование по каждой конкретной функции, а также долю затрат на| реализацию каждой функции в общем объеме расходов. Перекрестная^ классификация создает, таким образом, возможность выявить средства, с помощью которых государственные органы управления осуществляют? присущие им функции, а также воздействие, оказываемое ими на заня тость, государственные закупки товаров и услуг, трансферты другим сек торам, капитальные расходы и кредитование. i
Исследование структуры расходов создает основу для проведения сравнительного анализа, позволяющего выявить, каким образом кон-!: кретные функции выполняются в рамках того же самого уровня управле-; ния; как структура расходов, характерная для каждой функции, изменя-; ется со временем; как одни и те же конкретные функции осуществляются разными уровнями органов государственного управления и т. п. Перекрестная классификация расходов и чистого кредитования представлена в табл. 5.3.
Таблица 5.3
- Раздел I
- Глава 1
- 1,1. Общее понятие о финансах и финансовой системе
- 1.2. Функции финансов
- Финансовый баланс
- 1.3. Роль финансов в экономике и финансовая политика
- Глава 2
- 2.1. Сущность и методы управления финансами
- 2.2. Финансовый контроль
- 2.3. Финансовая политика
- Раздел II государственные и муниципальные финансы
- Глава 3
- 3.1. Общее понятие о государственных финансах и их роль в социально-экономическом развитии страны
- 3.2. Институциональный охват (границы сферы государственных финансов)
- 3.3. Уровни управления и структура государственных финансов
- 3.4. Потоки и запасы в системе государственных финансов
- 3.5. Принципы систематизации финансовых операций и основные категории государственных финансов в традиционном понимании
- Основные показатели государственных финансов
- Баланс активов и пассивов
- 3.7. Бюджетное планирование
- Глава 4
- 4.1. Общее понятие о доходах
- 4.2. Налоговые доходы
- 4.3. Взаимосвязь налогов с экономическим и социальным развитием общества
- 4.4. Реформирование налоговой системы Российской Федерации
- 4.5. Неналоговые доходы
- Глава 5
- 5.1. Общее понятие о расходах и их классификация в традиционной системе государственных финансов
- 5.2. Основные категории расходов по функциональному назначению в традиционной системе государственных финансов
- 5.3. Расходы по экономическому назначению в традиционной системе государственных финансов. Перекрестная классификация расходов
- Перекрестная классификация расходов и чистого кредитования
- 5.4. Роль государственных расходовв социально-экономическом развитии страны
- 5.4. Роль государственных расходов* 157
- 5.4. Роль государственных расходов • 159
- Контрольные вопросы
- Глава 6
- 6.1. Понятие «дефицит бюджета» и причины его образования
- 6.2. Финансирование дефицита бюджета
- 6.3. Классификации источников финансирования дефицита бюджетов
- 6.4. Влияние способов и источников финансирования дефицита бюджета на экономику
- 6.5. Понятие и классификации государственного долга
- 6.6. Управление государственным долгом
- 6.7. Влияние государственного долга на экономику
- 6.8. Фискальная политика и балансирование бюджета
- Глава 7
- 7.1. Доходы
- 7.2. Расходы
- 7.2.1. Расходы по функциональному назначению в реформированной системе государственных финансов
- 7.2.2. Расходы по экономическому назначению в реформированной системе государственных финансов
- 7.2.3. Перекрестная классификация в реформированной системе государственных финансов
- 7.3. Баланс активов и пассивов 7.3.1. Общее понятие о балансе активов и пассивов
- 7.3.2. Основные понятия, используемые в балансе активов и пассивов
- 7.3.3. Финансовые требования по секторам контрагентов и финансовым инструментам
- 7.3.4. Операции с активами и пассивами
- 7.4. Другие экономические потоки
- Контрольные вопросы
- 8.1. Общее понятие о межбюджетных отношениях
- 288 • Глава 8. Межбюджетные отношения
- 290 • Глава 8. Межбюджетные отношения
- 8.2. Федерализм как инструмент разрешения проблем межбюджетных отношений
- 292 • Глава 8. Межбюджетные отношения
- Фонды бюджетного процесса
- 29В • Глава 8. Межбюджетные отношения
- 8.3. Принципы и механизмы взаимодействия федерального, региональных и местных бюджетов. Пути совершенствования межбюджетных отношений
- 9.2. Особенности организации муниципальных финансов в Российской Федерации
- 9.3. Функции местных бюджетов и проблемы местного самоуправления
- 9.4. Формирование доходов органов местного самоуправления
- 9.5. Разграничение расходных полномочий и функциональных расходов между уровнями управления и их финансовое обеспечение
- Глава 10
- 10.1. Сущность и назначение государственных внебюджетных фондов
- 10.2. Пенсионный фонд Российской Федерации, его функции, формирование и использование
- 362* Глава 10. Государственные социальные внебюджетные фонды
- 10.3. Фонд социального страхования, его функции,формирование и использование
- 10.4. Фонды обязательного медицинского страхования, их функции, формирование и использование
- 382 • Глава 10. Государственные социальные внебюджетные фонды
- 10.5. Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды
- Ставки есн
- Раздел 111
- Глава 11
- Основные организационно-правовые формыкоммерческих организаций
- Индивидуальный
- Глава 11. Формы функционирования хозяйствующих субъектов в экономике • 399
- Глава 11. Формы функционирования хозяйствующих субъектов в экономике • 401
- Глава 11. Формы функционирования хозяйствующих субъектов в экономике • 403
- Глава 11. Формы функционирования хозяйствующих субъектов в экономике • 405
- Глава 11. Формы функционирования хозяйствующих субъектов в экономике • 407
- Глава 12
- 12.1. Общее понятие о финансах предприятия
- 12.2. Финансовые ресурсы и собственный капитал организации
- 12.3. Доходы и расходы организаций
- 12.4. Прибыль предприятия и оценка его финансового состояния
- 12.5. Управление оборотным капиталом
- 12.6. Экономическое содержание и источники финансирования основного капитала
- 12.7. Оценка финансового состояния предприятия
- Глава 13
- 13.1. Классификация, критерии принадлежности и особенности функционирования предприятий малого бизнеса
- Численность индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговых органах1
- 13.2. Налогообложение предпринимателей и организаций
- 13.3. Государственная политика в области малого бизнеса
- 13.4. Использование кредитования и услуг страхования субъектами малого предпринимательства
- Глава 14 страхование
- 14.1. Экономическая сущность страхования и его функции. Основные понятия в страховом деле
- Глава 14 страхование
- 14.1. Экономическая сущность страхования и его функции. Основные понятия в страховом деле
- 14.2. Классификация видов страхования. Формы страхования и их особенности. Страховые резервы
- Отрасли страхования
- Формы страхования
- 14.3. Состояние страхового рынка в России
- Глава 15
- 15.1. Характеристика некоммерческих организаций
- Нко, обслуживающие домашние хозяйства в ввп, рассчитанном методом использования доходов
- 15.2. Финансы потребительских кооперативов
- 15.2. Финансы потребительских кооперативов • 499
- 15.3. Финансы общественных некоммерческих организаций,фондов, учреждений, других организаций
- Глава 16
- 16.1. Содержание финансового менеджмента и его место в системе управления предприятием. Цели и задачи финансового менеджмента
- 16.2. Базовые теории и концепции финансового менеджмента
- 16.3. Методологические основы принятия финансовых решений
- 16.4. Финансовые инструменты как средство управления финансовыми ресурсами предприятий
- 16.5. Информационное обеспечение финансового менеджмента
- 16.6. Методология управления финансовыми ресурсами предприятий
- 536 • Глава 16. Финансовый менеджмент
- 16.7. Управление финансовыми ресурсами предприятий
- 544 • Глава 16. Финансовый менеджмент
- 16.8. Формирование структуры капитала предприятия
- 16.9. Управление активами предприятий
- 16.10. Основы антикризисного управления
- 16.10. Основы антикризисного управления • 555
- Раздел IV международные финансы
- Глава 17
- 17.1. Роль финансов в развитии международного сотрудничества
- 17.2. Международные валютные отношения —важный сегмент финансовой системы
- 17.3. Особенности функционирования финансовых системэкономически развитых стран
- 17.4. Деятельность международных кредитных организаций
- 17.5. Платежный баланс и его особенности в России
- 17.6. Финансы и глобализация экономики
- Раздел I финансы и финансовая система российской федерации
- Глава 4. Доходы государственного бюджета 105
- Раздел IV международные финансы
- Глава 17. Международные финансы 568