logo
ЭлУчебникиФинансы / ФинансыАрхипова

382 • Глава 10. Государственные социальные внебюджетные фонды

ляемую специализированной организацией, имеющей соответствующуюлицензию. Отчет о результатах этой проверки представляется на рас­смотрение Правительства РФ.

Федеральный фонд ведет учет и отчетность в установленном порядке.

Ликвидация и реорганизация фонда осуществляются в случае приня­тия соответствующего федерального закона и проводятся в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Территориальные фонды обязательного медицинского страхова­ния, как и федеральный, созданы для реализации государственной поли­тики в области обязательного медицинского страхования; являются юри­дическими лицами; осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ. Территориальные фонды подотчетны соответ­ствующим органам представительной и исполнительной власти.

Основными задачами территориального фонда (согласно соответст­вующему положению) являются:

  1. обеспечение реализации Закона Российской Федерации «О меди­ цинском страховании граждан в Российской Федерации»;

  2. обеспечение предусмотренных законодательством Российской Федерации прав граждан в системе обязательного медицинского страхо­ вания;

  3. обеспечение всеобщности обязательного медицинского страхова­ ния граждан;

  4. достижение социальной справедливости и равенства всех граж- ^ дан в системе обязательного медицинского страхования;

  5. обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного! медицинского страхования.

В соответствии с вышеперечисленными задачами выделяются еле- \ дующие функции территориального фонда:

  1. осуществление финансирования обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии (страховщиками), заключивши­ ми договоры обязательного медицинского страхования по дифференци­ рованным подушевым нормативам, устанавливаемым правлением терри­ ториального фонда;

  2. выравнивание финансовых ресурсов городов и районов, направ- i ляемых на проведение обязательного медицинского страхования;

  3. предоставление кредитов, в том числе на льготных условиях, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств;

  4. накопление финансовых резервов для обеспечения устойчивости системы обязательного медицинского страхования;

  5. разработка правил обязательного медицинского страхования гра­ ждан на соответствующей территории;

10.4. Фонды обязательного медицинского страхования, их функции • 383

  1. контроль за рациональным использованием финансовых средств,направляемых на обязательное медицинское страхование граждан;

  2. осуществление взаимодействия с Федеральным фондом обяза­ тельного медицинского страхования и другими территориальными фон­ дами обязательного медицинского страхования;

  3. предоставление Федеральному фонду обязательного медицин­ ского страхования информации о финансовых ресурсах системы обяза­ тельного медицинского страхования и другой информации в пределах своей компетенции;

  4. проведение разъяснительной работы по вопросам, относящимся к компетенции территориального фонда;

10) осуществление других мероприятий по организации обязатель­ ного медицинского страхования граждан.

Финансовые средства территориального фонда находятся в государ­ственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюд­жетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Источники образования финансовых средств территориального фон­да обязательного медицинского страхования:

  1. часть страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование, а также средства, предусматри­ ваемые органами исполнительной власти в соответствующих бюджетах на обязательное медицинское страхование неработающего населения;

  2. доходы, получаемые от использования временно свободных фи­ нансовых средств и нормированного страхового запаса финансовых средств территориального фонда;

  3. финансовые средства, взыскиваемые со страхователей, медицин­ ских учреждений и других юридических и физических лиц в результате предъявления им регрессных требований;

  4. добровольные взносы физических и юридических лиц;

5) иные поступления, не запрещенные законодательством РФ. Временно свободные финансовые средства территориального фонда

в целях их защиты от инфляции используются для размещения банков­ских депозитов и приобретения высоколиквидных государственных цен­ных бумаг.

Доходы от использования временно свободных финансовых средств И нормированного страхового запаса финансовых средств территориаль­ного фонда могут быть использованы на следующие цели:

  1. пополнение фондов территориального фонда;

  2. выравнивание условий деятельности медицинских учреждений, ОсУществляющих программу обязательного медицинского страхования;

384» Глава 10. Государственные социальные внебюджетные фонды

  1. экономическое стимулирование эффективно и качественно рабо­тающих медицинских учреждений;

  2. организацию мероприятий по снижению рисков заболеваний сре­ ди граждан.

Руководство деятельностью территориального фонда осуществляет­ся правлением и его постоянно действующим исполнительным орга­ном — исполнительной дирекцией, возглавляемой исполнительным ди­ректором.

Для выполнения своих задач территориальный фонд может созда­вать в городах и районах филиалы, которые осуществляют свою деятель­ность в соответствии с положением, утверждаемым исполнительным ди­ректором территориального фонда.

Функции правления территориального фонда обязательного меди­цинского страхования:

  1. определение перспективных задач фонда;

  2. утверждение положения о ресурсах территориального фонда;

  1. участие в согласовании с соответствующим органом исполни­ тельной власти кандидатуры на должность исполнительного директора;

  2. согласование с органами исполнительной власти, профессио­ нальными медицинскими ассоциациями территориальной программы обязательного медицинского страхования граждан;

  3. установление порядка отчислений финансовых средств в терри­ ториальный фонд его филиалами;

  4. утверждение годовых отчетов о результатах деятельности терри­ ториального фонда, определение направления использования прибыли территориального фонда, нормированного страхового запаса его финан­ совых средств и порядка покрытия убытков;

  5. представление на утверждение в органы государственной власти нормативных актов по совершенствованию системы обязательного меди­ цинского страхования;

  1. формирование ревизионной комиссии.

Кандидатура исполнительного директора территориального фонда,' а также положение об исполнительной дирекции, правила обязательного медицинского страхования граждан соответствующей территории и по­рядок определения дифференцированных подушевых нормативов на обязательное медицинское страхование отдельных групп населения ут­верждаются соответствующим органом исполнительной власти.

Исполнительный директор формирует исполнительную дирекцию территориального фонда, структура и состав которой утверждаются со­ответствующим органом исполнительной власти.

Контроль за деятельностью территориального фонда осуществляе ревизионная комиссия.

10.4. Фонды обязательного медицинского страхования, их функции • 385

Правление территориального фонда по мере необходимости, но нереже одного раза в год, назначает аудиторскую проверку деятельности территориального фонда, осуществляемую специализированной органи­зацией, имеющей соответствующую лицензию. Отчет о результатах этой проверки представляется органам представительной и исполнительной власти.

Отчет о доходах и использовании средств территориального фонда, а также о результатах его деятельности ежегодно заслушивается соответ­ствующими органами представительной и исполнительной власти и пуб­ликуется в средствах массовой информации.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования по объемам аккумулируемых в нем средств значительно уступает Пенсион­ному фонду и Фонду социального страхования (см. табл. 10.7).

Проблемы и перспективы функционирования государственных внебюджетных фондов. Несмотря на огромные масштабы финансовых ресурсов, перераспределяемых посредством социальных внебюджетных фондов, они явно недостаточны для организации социальной защиты и социального обеспечения российского народа на приемлемом — по со­временным меркам развитых стран — уровне. В качестве общих для всех внебюджетных фондов можно выделить следующие задачи:

— расширение предоставления информации о деятельности фондов.

Обеспечение целевого использования средств является главным ус­ловием эффективного использования финансовых ресурсов и их направ­ления на цели, ради которых эти фонды созданы. С этой задачей связана и необходимость обеспечения контроля за рациональным расходованием средств фондов. В обеспечении контроля за расходованием средств важ­ную роль призвано сыграть казначейское исполнение бюджетов внебюд­жетных фондов.

Одним из основополагающих принципов бюджетной системы, кото­рые должны реализовываться и в организации деятельности государст­венных внебюджетных фондов, является гласность и открытость инфор­мации о фондах. Это тем более важно, что бюджеты фондов составляют в совокупности значительные объемы. Необходимость открытости ин­формации о деятельности фондов обусловливается также социальной

Таблица 10.7 Поступление и расходование средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования

(млн руб.; до 1998 г. — млрд руб.)

со

i1

1993 г.

1995 г.

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

Остаток средств на нача­ло года

-

14

9

57

13

12

27

42

25

33

Поступление

54

512

846

1102

1278

1984

2887

3988

5089

5795

в том числе:

страховые взносы, нало-

54

507

810

1052

1116

1907

2818

3966

50581

57711

говые платежи

от вклада на депозит

5

13

7

12

9

16

21

29

22

и прочих финансовых

вложений

возврат ранее размещен-

0,0

23

11

53

0,1

12

ных средств

штрафы, пени, прочие

32

43

68

41

0,1

санкции

прочие поступления

54

0,2

1

2

2

Расходование

28

516

798

1146

1279

1969

2872

4005

5081

5807

в том числе:

на финансирование це-

левых программ обяза-

47

69

108

127

166

420

351

502

600

тельного медицинского

страхования и отдель-

ных мероприятии по

здравоохранению

|

J

1

на субвенции территори-

14

397

660

947

1024

1703

2352

3562

4481 ]

5095 1

альным фондам

на финансирование рас-

-

3

4

3

4

4

4

4

4

ходов по науке и научно-

му обслуживанию

на финансирование рас-

4

4

4

6

3

3

3

3

ходов по образованию

на финансирование ис-

1

11

17

20

25

28

34

39

40

52

полнительной дирекции

фонда

на финансирование рас-

26

21

25

30

40

38

40

39

40

ходов по созданию и со-

вершенствованию ин-

формационной системы

фонда

платежи в бюджет

5

-

-

-

0,0

-

-

0,04

-

5

финансовые вложения

5

25

-

-

2

-

-

-

-

прочие расходы

3

10

24

38

64

22

21

6

12

8

ё 8.

G)

1

Источник: Российский статистический ежегодник. М.: Росстат, 2004. С. 570.

Включая штрафы, пени, прочие санкции.

388 • Глава 10. Государственные социальные внебюджетные фонды

значимостью выполняемых ими задач. Между тем с самого момента уч­реждения системы государственных социальных внебюджетных фондов освещение их деятельности в массовых источниках информации носило ограниченный, к тому же далеко неполный характер. Информация о фи­нансовом состоянии фондов не публикуется в широкой печати. Более то­го, до недавнего времени она не всегда публиковалась даже в регулярно выпускаемых сборниках Госкомстата РФ. И в настоящее время данные о формировании и использовании финансовых ресурсов государствен­ных внебюджетных фондов публикуются со значительной задержкой. Масштабность проходящих через внебюджетные фонды финансовых потоков вызывает необходимость их всестороннего анализа. Анализ фи­нансовой деятельности фондов необходимо проводить по следующим ос­новным направлениям:

— анализ динамики остатков денежных средств на счетах фондов. Анализ выполнения плана доходов должен проводиться в увязке с вы*5

полнениемрасходной части фондов, что важно не только при невыполне­нии плана поступлений доходов, но и при его перевыполнении. Необхо­дима оценка фактического финансирования расходов как с точки зре­ния непосредственных обязанностей фондов, так и административных и прочих расходов. При анализе доходов следует обращать внимание на их динамику и обусловившие ее причины. Собственно, увеличение сум­мы доходов не является показателем эффективной работы фондов: та­кое повышение может быть обусловлено причинами, не зависящими от деятельности самих фондов; общим экономическим подъемом; опере­жающим ростом заработной платы работников бюджетной сферы по сравнению с коммерческими организациями и т. д.

В любом случае при анализе поступлений доходов в фонды обяза­тельного медицинского страхования следует: сравнивать темпы роста до­ходов фондов и темпы роста ВВП, темпы роста номинальной заработной платы в регионах, а также равномерность поступлений в прочие внебюд­жетные фонды за анализируемый период. При анализе расходов необхо­димо рассматривать динамику общей суммы расходов, изменения в структуре расходов, а также соответствие изменения расходов измене­нию доходов.

10.5. Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды • 389

Квалифицированно проведенный анализ деятельности государст­венных социальных внебюджетных фондов, объективно сделанные вы-Боды по его результатам позволят принять необходимые решения по уст­ранению недостатков в деятельности фондов и на этой основе повысить эффективность их функционирования.