1.3. Роль финансов в экономике и финансовая политика
Роль финансов в экономической жизни субъектов хозяйствования и экономике в целом базируется на ее функциях, и прежде всего на распределительной функции, характеризующей способ действия категории
1.3. Роль финансов в экономике и финансовая политика • 23
финансов. Эта функция сама по себе обеспечивает перераспределительные процессы независимо от их последствий. В то же время в зависимости от конкретной экономической ситуации, экономической и финансовой политики формирование финансовых фондов и их расходование могут иметь как позитивные, так и негативные экономические результаты.
При благоприятных условиях и обоснованной экономической и финансовой политике образующиеся в процессе финансовой деятельности фонды финансовых ресурсов, организация и направления финансовых потоков оказывают существенное позитивное воздействие на экономическое и социальное развитие. В то же время, если в экономике в целом конечное потребление превышает валовой располагаемый национальный доход, это свидетельствует о негативных процессах. Аналогично этому позитивные или негативные результаты финансово-хозяйственной деятельности могут складываться в секторах и отраслях экономики и на предприятиях. В этом плане финансовая политика является одним из ведущих экономических рычагов организации общественного воспроизводства, мощным фактором развития национальной экономики в целом.
Обслуживая воспроизводство капитала, финансы являются инструментом формирования денежных средств, используемых для продолжения и развития производства на основе распределительных и перераспределительных процессов. Основой формирования этих денежных фондов является образование доходов, предопределяемое производством. Однако конечные располагаемые доходы экономики в целом, секторов экономики, отраслей и чистая прибыль предприятий хотя и зависят от первичного образования доходов, но, как отмечалось, могут существенно отличаться от них. Данные отличия являются следствием воздействия финансовых отношений в процессе перераспределения доходов на формирование денежных фондов, имеющих целевое предназначение. Такое воздействие ведет к перераспределению доходов между предприятиями, отраслями и т. д. и создает предпосылки для изменений в экономике. Эти изменения обеспечивают условия для инновационных процессов, прогрессивных структурных сдвигов в экономике, изменений в уровнях развития отдельных территорий и др.
При всем многообразии роли финансов в развитии экономики ее обычно сводят к двум основным направлениям: финансовое обеспечение расширенного воспроизводства и обеспечение финансового регулирования развития экономики страны. Рассмотрим более подробно эти направления.
Финансовое обеспечение воспроизводства предполагает формирование денежных ресурсов для покрытия затрат по производству и реализации товаров и услуг, расширению и технологическому развитию производства. Образующиеся в различных секторах экономики фонды денеж-
24• Глава 1. Финансы в рыночной экономике
ных средств обеспечивают не только развитие производства, нои являются источником средств для решения социальных задач, повышения уровня жизни населения и развития человеческого капитала. Рост фондов, используемых для накопления, и их эффективное инвестирование являются основой ускорения экономического роста и социального прогресса. Уменьшение объема финансовых ресурсов и их нерациональное использование ведут к сужению масштабов воспроизводства, а при большой глубине и длительности — к уменьшению ресурсов для конечного потребления и ухудшению условий жизни.
Финансовое обеспечение деятельности предприятий первоначально базируется на уставном капитале. Вместе с тем в процессе финансово-хозяйственной деятельности средства предприятий могут увеличиваться за счет чистой прибыли, т. е. прибыли, остающейся в распоряжении предприятий после уплаты налогов и других обязательных платежей. Накапливаемые предприятиями фонды денежных средств, а также образующиеся в процессе производства временно свободные амортизационные отчисления являются основой развития и инновационного обновления производства. Наряду с собственными средствами предприятия широко используют прямые заемные средства кредитных организаций и средства от выпуска облигаций. Эти средства привлекаются на основе платности и возвратности. Кроме того, могут использоваться средства государственного и муниципальных бюджетов в виде дотаций, субсидий и кредитов, а также и другие привлеченные средства.
Среди различных источников средств решающая роль принадлежит собственным средствам предприятий. Следует иметь в виду, что любое привлечение заемных средств влечет за собой необходимость формирования фондов собственных денежных средств для возврата долгов и выплаты процентов по ним.
Важнейшей характеристикой деятельности всех экономических единиц является их баланс активов и пассивов. Увеличение активов свидетельствует о положительных результатах финансово-экономической деятельности.
Экономическое регулирование. В условиях рыночной экономики, базирующейся на частной собственности, каждый экономический субъект осуществляет предпринимательскую деятельность индивидуально, исходя из собственных интересов. В процессе производства его участники самостоятельно определяют цели своей деятельности, партнеров, формы взаимодействия. Их интересы нередко противоречивы. Сбалансированное пропорциональное развитие производства достигается в процессе его экономического, в том числе финансового, регулирования. Основой регулирования являются объективные законы рынка, рыночная конкуренция. Происходящие на основе конкурентного производства
1.3. Роль финансов а экономике и финансовая политика* 25
процессы распределения и перераспределения финансовых ресурсовобеспечивают денежные средства для перестройки производства в соответствии с меняющимися потребностями общества, балансируют спрос и предложение. Согласование интересов и настройка субъектов рыночной экономики осуществляются, прежде всего, на основе саморегулирования рынка и использования финансовых отношений для перераспределения денежных ресурсов между различными субъектами хозяйствования. Финансы предприятий обеспечивают в основном перераспределение финансовых ресурсов внутри хозяйствующих субъектов и между субъектами хозяйствования на основе перечисления доходов от собственности и трансфертов, а также путем использования механизмов кредитования и рынка ценных бумаг.
Регулирующие механизмы предприятий сами по себе не обеспечивают оптимального распределения и использования финансовых ресурсов.
Недостаточность саморегулирования рынка может приводить к экономическим и финансовым кризисам. В связи с этим возникает потребность в регулировании экономических процессов на макроуровне. Такое регулирование, направленное на смягчение кризисных явлений, осуществляется путем стимулирования или ограничения экономического роста и инвестиций, регулирования денежного обращения, учетных ставок Центрального банка, валютных курсов и других инструментов.
Научно-технический прогресс и формирование информационно-индустриального общества требуют усиленного внимания к развитию инноваций, высокотехнологичных отраслей и производств. В целях ускорения научно-технического развития существует настоятельная необходимость в его стимулировании и поддержке, особенно в условиях глобализации, когда внутренние рынки с легкостью захватываются зарубежными фирмами. В экономической поддержке нуждаются также отрасли оборонной промышленности и сельское хозяйство, обеспечивающее продовольственную безопасность страны.
Частное предпринимательство недостаточно заинтересовано в развитии человеческого капитала, представляющего собой комплекс врожденных способностей, общего и специального образования, приобретенного профессионального опыта, знаний, творческого потенциала, морально-психологического и физического здоровья, обеспечивающих возможность приносить доход. На стадии формирования нового информационно-индустриального общества человеческий капитал превращается в главный фактор социально-экономического развития. Интересы частных предпринимателей ограничиваются в основном нуждами их предприятий. Между тем человеческий капитал рассматривается как категория, приносящая выгоду не только собственникам предприятия, но и обществу в целом.
26 • Глава 1. Финансы в рыночной экономике
Серьезной опасностью является монополизация производства и финансовых ресурсов.
В связи с этим, а также по ряду других обстоятельств в рыночной экономике существенную роль играет государственное регулирование экономики и финансовых ресурсов. Государственное регулирование позволяет согласовывать интересы частного предпринимательства с интересами общества в целом. Оно может способствовать развитию человеческого капитала на основе поддержки систем образования, здравоохранения и создания более благоприятных условий жизни, способствовать смягчению кризисных процессов, содействовать развитию инноваций и крупным прогрессивным структурным сдвигам, осуществлять институциональные преобразования, обеспечивать создание инфрастуктуры, способствующей развитию как социальной сферы, так и производственной деятельности.
В рамках финансовой системы государство оказывает влияние на экономическое развитие с помощью налоговой и амортизационной политики, государственных дотаций, субсидий, кредитов, инвестиций, госу- ' дарственно-частного партнерства, государственных расходов на закупку товаров и услуг, финансирования дефицита бюджета и другими способами.
Налогообложение является основным инструментом, определяющим масштабы аккумулирования образующихся в экономике доходов в централизованных фондах бюджетов государственных и муниципальных органов управления и в государственных внебюджетных фондах. Оно оказывает непосредственное воздействие на величину фондов де- i нежных средств предприятий, которые могут быть использованы на накопление капитала. При широкой налоговой базе и равномерной налоговой нагрузке на экономические единицы обеспечивается нейтральность налоговой системы по отношению к предприятиям различных секторов -и отраслей экономики. В этом случае налогообложение само по себе не оказывает влияния на перемещение финансовых ресурсов между секторами экономики и отраслями производства. В то же время органы государственной власти могут использовать систему налоговых льгот и ускоренной амортизации в целях привлечения ресурсов в перспективные отрасли и производства, ускорения инновационных процессов, развития отдельных регионов и достижения других целей в интересах общества в целом.
Наряду с налоговой политикой органы государственной власти могут оказывать воздействие на производство с помощью субсидий, дотаций, государственных инвестиций и кредитов.
Государственные расходы являются затратами, связанными с осуществлением государством своих функций. Расходы складываются в основном из закупок товаров и услуг, оплаты труда государственных служа-
1.3. Роль финансов в экономике и финансовая политика» 27
щих, трансфертов, связанных с социальными выплатами, и процентныхплатежей по государственному долгу. Государство оказывает прямое воздействие на экономику, увеличивая или уменьшая как общий объем расходов и расходы на отдельные секторы и отрасли экономики. В крупном плане в составе государственных расходов по своему функциональному назначению могут быть выделены:
—' расходы на государственные услуги общего назначения (на законодательные и исполнительные органы власти, внешнюю политику, оборону, поддержание общественного порядка, безопасности и т. п.);
расходы на общественные и социальные услуги (на образование, здравоохранение, социальное страхование и обеспечение, жилищно-ком мунальное хозяйство, средства массовой информации, культуру и т. п.);
расходы на государственные услуги, связанные с экономической деятельностью (на обеспечение более высокой эффективности хозяйст венной деятельности, создание условий экономического роста, целевые программы экономического характера, создание новых рабочих .мест и т. п.).
Необходимо также учитывать, что доходы и расходы государства тесно связаны с государственными активами и пассивами и оказывают на них непосредственное влияние. Потоки средств, поступающих и выходящих из органов государственного управления, приводят к изменению активов и пассивов. На этой, основе может составляться баланс активов и пассивов государства, характеризующий стоимость активов, находящихся в его собственности в определенный момент времени, и финансовых требований к нему со стороны институциональных единиц других секторов. Общая стоимость активов государства за вычетом требований к нему образует чистую стоимость активов и отражает стоимость принадлежащего ему имущества.
Активы подразделяются на финансовые и нефинансовые. К финансовым активам относятся финансовые требования (денежные средства, ценные бумаги и др.), монетарное золото и специальные права заимствования, предоставляемые МВФ. К нефинансовым активам относятся основные фонды, запасы материальных оборотных средств и ценности. Величина чистой стоимости активов и ее динамика, определяемая соотношением входящих и исходящих потоков средств, является важнейшей характеристикой финансового состояния государства.
Государственное регулирование в области финансов, так же как и в Других сферах экономики, является не только необходимым, но и неизбежным. Вместе с тем следует учитывать, что его направления и масштабы имеют объективно обусловленные границы. Чрезмерное вмешательство государства чревато ослаблением экономических стимулов, утратой
28 ♦ Глава 1. Финансы в рыночной экономике
обоснованных критериев оценки ситуации, снижением эффективностиэкономики.
Финансовое регулирование осуществляется наряду и во взаимодействии с другими экономическими регуляторами. Такими регуляторами являются, в частности, кредит, цены, валютная и таможенная политика. Использование этих и других регуляторов должно быть подчинено общим стратегическим целям социально-экономического развития, задачам и общей экономической политике на каждом этапе развития.
1. В процессе производства, распределения и перераспределения ва лового внутреннего продукта образуются и расходуются фонды денеж ных средств субъектов хозяйствования. Эти денежные средства, рассмат риваемые в процессе их образования и движения, образуют финансы субъектов экономической деятельности. Финансы обеспечивают моби лизацию средств хозяйствующими субъектами всех секторов экономики для осуществления экономической деятельности и органами государст венной и муниципальной власти для реализации своих функций. С помо щью целого комплекса операций финансы аккумулируют денежные средства и осуществляют денежные расходы.
Фонды аккумулируемых денежных средств в процессе их образования и расходования являются носителями финансовых отношений. Субъектами финансовых отношений являются юридические и физические лица и органы государственного и муниципального управления.
2. Финансовая система страны представляет собой совокупность финансов всех институциональных единиц и секторов экономики в их взаимодействии между собой и институциональными единицами других стран. Составными частями финансовой системы являются финансы не финансовых предприятий, финансовых учреждений, органов государст венного управления, некоммерческих организаций, обслуживающих до машние хозяйства, и домашних хозяйств.
3. Финансы выполняют распределительную и контрольную функ ции. Распределительная функция финансов обеспечивает процесс фор мирования у экономических единиц доходов, образующихся в процессе производства, и их перераспределения на разных стадиях воспроизводст венного процесса. На ее основе реализуется основное назначение финан сов — обеспечение субъектов экономической деятельности (предпри ятий, органов государственного и муниципального управления, домаш них хозяйств и др.) финансовыми ресурсами в виде фондов денежных средств, необходимых для их деятельности. Реализация этой функции означает определение источников получения средств и осуществление
1.3. Роль финансов в экономике и финансовая политика • 29
мер по их фактическому поступлению в денежные фонды. В итоге всехперераспределительных процессов институциональные единицы всех секторов экономики образуют фонды денежных средств, которыми они располагают для использования на нужды потребления и накопления без расходования ранее имевшихся денежных средств, реализации финансовых и нефинансовых активов или привлечения средств на основе принятия долговых обязательств.
Финансовый контроль — это контроль за образованием и расходованием финансовых ресурсов всех субъектов экономической деятельности. Его задачей является обеспечение интересов и законных прав экономических субъектов в процессе формирования и расходования фондов денежных средств. Он осуществляется во всех секторах экономики, включая предприятия, финансовые учреждения, органы государственной власти и некоммерческие организации, причем на всех стадиях воспроизводства. Важными элементами финансового контроля являются оценка финансового состояния экономических субъектов, их платежеспособности, выработка рекомендаций, направленных на улучшение финансового состояния.
4. При всем многообразии роли финансов в развитии экономики ее обычно сводят к двум основным направлениям: финансовое обеспечение расширенного воспроизводства и обеспечение финансового регулирования развития экономики. Финансовое обеспечение воспроизводства предполагает формирование денежных ресурсов для покрытия затрат по производству и реализации товаров и услуг, расширению и технологическому развитию производства. Образующиеся в различных секторах экономики фонды денежных средств обеспечивают не только развитие производства, но и являются источником средств для решения социальных задач, повышения уровня жизни населения и развития человеческого капитала.
Сбалансированное пропорциональное развитие производства достигается в процессе его экономического, в том числе финансового, регулирования. Основой регулирования являются объективные законы рынка, рыночная конкуренция. Согласование интересов и настройка субъектов рыночной экономики осуществляются, прежде всего, на основе саморегулирования рынка и использования финансовых отношений для перераспределения денежных ресурсов между различными субъектами хозяйствования. Регулирующие механизмы предприятий сами по себе не оеспечивают оптимального распределения и использования финансовых ресурсов. В связи с этим и по ряду других обстоятельств в рыночном ■озяйстве существенную роль играет государственное регулирование <ономики, в том числе регулирование финансовых ресурсов. Государст-1енное регулирование позволяет согласовывать интересы частного пред-
30 • Глава 1. Финансы в рыночной экономике
принимательства с интересами общества в целом. Государственное регулирование в области финансов, так же как и в других сферах экономики, является не только необходимым, но и неизбежным. Вместе с тем следует учитывать, что его направления и масштабы имеют объективно обусловленные границы. Чрезмерное вмешательство государства чревато ослаблением экономических стимулов, утратой обоснованных критериев оценки ситуации, снижением эффективности экономики.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Что такое финансы?
Объясните, что такое финансовая система, назовите ее основные составные эле менты.
Каковы функции финансов?
Охарактеризуйте распределительную функцию финансов.
Охарактеризуйте контрольную функцию финансов.
Объясните роль финансов в обеспечении воспроизводства и регулировании раз вития экономики.
- Раздел I
- Глава 1
- 1,1. Общее понятие о финансах и финансовой системе
- 1.2. Функции финансов
- Финансовый баланс
- 1.3. Роль финансов в экономике и финансовая политика
- Глава 2
- 2.1. Сущность и методы управления финансами
- 2.2. Финансовый контроль
- 2.3. Финансовая политика
- Раздел II государственные и муниципальные финансы
- Глава 3
- 3.1. Общее понятие о государственных финансах и их роль в социально-экономическом развитии страны
- 3.2. Институциональный охват (границы сферы государственных финансов)
- 3.3. Уровни управления и структура государственных финансов
- 3.4. Потоки и запасы в системе государственных финансов
- 3.5. Принципы систематизации финансовых операций и основные категории государственных финансов в традиционном понимании
- Основные показатели государственных финансов
- Баланс активов и пассивов
- 3.7. Бюджетное планирование
- Глава 4
- 4.1. Общее понятие о доходах
- 4.2. Налоговые доходы
- 4.3. Взаимосвязь налогов с экономическим и социальным развитием общества
- 4.4. Реформирование налоговой системы Российской Федерации
- 4.5. Неналоговые доходы
- Глава 5
- 5.1. Общее понятие о расходах и их классификация в традиционной системе государственных финансов
- 5.2. Основные категории расходов по функциональному назначению в традиционной системе государственных финансов
- 5.3. Расходы по экономическому назначению в традиционной системе государственных финансов. Перекрестная классификация расходов
- Перекрестная классификация расходов и чистого кредитования
- 5.4. Роль государственных расходовв социально-экономическом развитии страны
- 5.4. Роль государственных расходов* 157
- 5.4. Роль государственных расходов • 159
- Контрольные вопросы
- Глава 6
- 6.1. Понятие «дефицит бюджета» и причины его образования
- 6.2. Финансирование дефицита бюджета
- 6.3. Классификации источников финансирования дефицита бюджетов
- 6.4. Влияние способов и источников финансирования дефицита бюджета на экономику
- 6.5. Понятие и классификации государственного долга
- 6.6. Управление государственным долгом
- 6.7. Влияние государственного долга на экономику
- 6.8. Фискальная политика и балансирование бюджета
- Глава 7
- 7.1. Доходы
- 7.2. Расходы
- 7.2.1. Расходы по функциональному назначению в реформированной системе государственных финансов
- 7.2.2. Расходы по экономическому назначению в реформированной системе государственных финансов
- 7.2.3. Перекрестная классификация в реформированной системе государственных финансов
- 7.3. Баланс активов и пассивов 7.3.1. Общее понятие о балансе активов и пассивов
- 7.3.2. Основные понятия, используемые в балансе активов и пассивов
- 7.3.3. Финансовые требования по секторам контрагентов и финансовым инструментам
- 7.3.4. Операции с активами и пассивами
- 7.4. Другие экономические потоки
- Контрольные вопросы
- 8.1. Общее понятие о межбюджетных отношениях
- 288 • Глава 8. Межбюджетные отношения
- 290 • Глава 8. Межбюджетные отношения
- 8.2. Федерализм как инструмент разрешения проблем межбюджетных отношений
- 292 • Глава 8. Межбюджетные отношения
- Фонды бюджетного процесса
- 29В • Глава 8. Межбюджетные отношения
- 8.3. Принципы и механизмы взаимодействия федерального, региональных и местных бюджетов. Пути совершенствования межбюджетных отношений
- 9.2. Особенности организации муниципальных финансов в Российской Федерации
- 9.3. Функции местных бюджетов и проблемы местного самоуправления
- 9.4. Формирование доходов органов местного самоуправления
- 9.5. Разграничение расходных полномочий и функциональных расходов между уровнями управления и их финансовое обеспечение
- Глава 10
- 10.1. Сущность и назначение государственных внебюджетных фондов
- 10.2. Пенсионный фонд Российской Федерации, его функции, формирование и использование
- 362* Глава 10. Государственные социальные внебюджетные фонды
- 10.3. Фонд социального страхования, его функции,формирование и использование
- 10.4. Фонды обязательного медицинского страхования, их функции, формирование и использование
- 382 • Глава 10. Государственные социальные внебюджетные фонды
- 10.5. Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды
- Ставки есн
- Раздел 111
- Глава 11
- Основные организационно-правовые формыкоммерческих организаций
- Индивидуальный
- Глава 11. Формы функционирования хозяйствующих субъектов в экономике • 399
- Глава 11. Формы функционирования хозяйствующих субъектов в экономике • 401
- Глава 11. Формы функционирования хозяйствующих субъектов в экономике • 403
- Глава 11. Формы функционирования хозяйствующих субъектов в экономике • 405
- Глава 11. Формы функционирования хозяйствующих субъектов в экономике • 407
- Глава 12
- 12.1. Общее понятие о финансах предприятия
- 12.2. Финансовые ресурсы и собственный капитал организации
- 12.3. Доходы и расходы организаций
- 12.4. Прибыль предприятия и оценка его финансового состояния
- 12.5. Управление оборотным капиталом
- 12.6. Экономическое содержание и источники финансирования основного капитала
- 12.7. Оценка финансового состояния предприятия
- Глава 13
- 13.1. Классификация, критерии принадлежности и особенности функционирования предприятий малого бизнеса
- Численность индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговых органах1
- 13.2. Налогообложение предпринимателей и организаций
- 13.3. Государственная политика в области малого бизнеса
- 13.4. Использование кредитования и услуг страхования субъектами малого предпринимательства
- Глава 14 страхование
- 14.1. Экономическая сущность страхования и его функции. Основные понятия в страховом деле
- Глава 14 страхование
- 14.1. Экономическая сущность страхования и его функции. Основные понятия в страховом деле
- 14.2. Классификация видов страхования. Формы страхования и их особенности. Страховые резервы
- Отрасли страхования
- Формы страхования
- 14.3. Состояние страхового рынка в России
- Глава 15
- 15.1. Характеристика некоммерческих организаций
- Нко, обслуживающие домашние хозяйства в ввп, рассчитанном методом использования доходов
- 15.2. Финансы потребительских кооперативов
- 15.2. Финансы потребительских кооперативов • 499
- 15.3. Финансы общественных некоммерческих организаций,фондов, учреждений, других организаций
- Глава 16
- 16.1. Содержание финансового менеджмента и его место в системе управления предприятием. Цели и задачи финансового менеджмента
- 16.2. Базовые теории и концепции финансового менеджмента
- 16.3. Методологические основы принятия финансовых решений
- 16.4. Финансовые инструменты как средство управления финансовыми ресурсами предприятий
- 16.5. Информационное обеспечение финансового менеджмента
- 16.6. Методология управления финансовыми ресурсами предприятий
- 536 • Глава 16. Финансовый менеджмент
- 16.7. Управление финансовыми ресурсами предприятий
- 544 • Глава 16. Финансовый менеджмент
- 16.8. Формирование структуры капитала предприятия
- 16.9. Управление активами предприятий
- 16.10. Основы антикризисного управления
- 16.10. Основы антикризисного управления • 555
- Раздел IV международные финансы
- Глава 17
- 17.1. Роль финансов в развитии международного сотрудничества
- 17.2. Международные валютные отношения —важный сегмент финансовой системы
- 17.3. Особенности функционирования финансовых системэкономически развитых стран
- 17.4. Деятельность международных кредитных организаций
- 17.5. Платежный баланс и его особенности в России
- 17.6. Финансы и глобализация экономики
- Раздел I финансы и финансовая система российской федерации
- Глава 4. Доходы государственного бюджета 105
- Раздел IV международные финансы
- Глава 17. Международные финансы 568