logo
ЭлУчебникиФинансы / ФинансыАрхипова

16.9. Управление активами предприятий

Управление процессом распределения и использования финансовых ресурсов (управление процессом размещения аккумулированных фи­нансовых средств, что отражается в активе баланса предприятия) пред­полагает определение эффективных направлений вложения капитала, прежде всего оборотного, и формирование соответствующей структуры активов баланса предприятия.

Управление оборотными активами. Оборотные (текущие) активы составляют значительную долю общих активов предприятия, причем в некоторых отраслях (например, на предприятиях оптовой торговли) их удельный вес в структуре баланса нередко превышает долю основных средств. Оборотными средствами, или текущими активами, называются активы, которые могут быть превращены в денежные средства в течение одного года или полного производственного цикла. Характерным при­знаком оборотных активов является их относительно высокая мобиль­ность (способность быстрого перехода из товарной в денежную форму и наоборот).

Эффективное управление оборотными средствами необходимо пре­жде всего в целях обеспечения непрерывности текущей деятельности предприятия. От эффективности управления оборотными активами в значительной степени зависят результаты производственной деятель­ности, а следовательно, и финансовые результаты, и финансовое состоя­ние предприятия. Именно это обстоятельство требует осуществления постоянного непрерывного контроля за процессами формирования фондов оборотных средств. Объектами управления оборотными акти­вами являются их объемы, структура, источники формирования обо­ротных средств и структура этих источников.

Оборотные средства включают в себя такие крупные группы оборот­ных средств, как производственные запасы; готовая продукция; дебитор­ская задолженность; денежные средства и приравненные к ним активы, каждая из которых требует использования специальных методов управ­ления и контроля.

В зависимости от способности с большей или меньшей легкостью об­ращаться в денежные средства различают медленнореализуемые, быст­рореализуемые и абсолютно ликвидные оборотные активы.

К медленнореализуемьш активам относятся производственные запа­сы (сырье и материалы), незавершенное производство, а также готовая продукция (последние являются более ликвидной частью медленнореа-лизуемых активов). Определение оптимального объемов запасов, необ­ходимых для обеспечения бесперебойного производственного процесса, производится с учетом планов выпуска продукции, ее ассортимента, ре-

16.9. Управление активами предприятий «549

гулярности поставок сырьевых ресурсов, необходимости формированиярезервных запасов. Управление запасами имеет огромное значение как в технологическом, так и в финансовом аспекте.

Фактически запасы представляют собой иммобилизованные средст­ва, т. е. средства, по существу, временно выведенные из экономического оборота предприятия. Хотя такое отвлечение средств неизбежно, необхо­димо стремиться к минимизации возникающих при этом косвенных по­терь, связанных с омертвлением денежного капитала, тем более что в це­лом ряде случаев косвенные потери могут стать и нередко становятся прямыми убытками. Например, при банкротстве компаний ликвидность оборотных средств, как правило, существенно снижается. Должны также учитываться такие факторы, как издержки по складированию и хране­нию этих запасов; потери от порчи и снижения их качества от длительно­го хранения; уровень риска в случае изменения производственной про­граммы; возможность роста (снижения) цен на сырье и материалы и т. д. Управление производственными запасами должно быть направлено, во-первых, на определение минимально необходимой величины запасов и их оптимальной величины; во-вторых, на определение сроков поставок и объемов заказываемых партий.

Серьезной проблемой финансового менеджмента является управле­ние оборотными средствами, находящимися в незавершенном производ­стве и незавершенном строительстве. Объемы средств, вложенных в не­завершенное производство, определяются технологией производства продукции, ее технико-экономическими характеристиками, длительно­стью производственного цикла и другими объективными факторами. Еще большей проблемой является замораживание средств, направляе­мых на реализацию инвестиционных проектов, финансирование кото­рых традиционно и объективно осуществляется по остаточному принци­пу. Эта проблема приобретает особую остроту в условиях неустойчивой рыночной конъюнктуры или при ухудшении макроэкономической си­туации.

Управление запасами готовой продукции производится на основе анализа рыночной товарной конъюнктуры, в соответствии с которой раз­рабатываются прогнозы предполагаемых продаж на ближайший период. Главная задача состоит в том, чтобы не допустить затоваривания (оседа­ния готовой продукции на складах предприятия) и отвлечения таким об­разом из оборота значительной части денежных средств. В условиях рын­ка эта проблема, как известно, является одной из наиболее острых и часто возникающих.

В состав быстрореализуемых оборотных активов входит дебитор­ская задолженность в силу ее высокой потенциальной способности быть обращенной в денежные средства. Дебиторская задолженность образует-

550 • Глава 16. Финансовый менеджмент

ся во время реализации продукции и представляет собой сумму долгов,причитающихся предприятию со стороны других предприятий, населе­ния, государства и других дебиторов. Основная масса дебиторской задол­женности возникает за отпущенные потребителям товары и оказанные ус­луги, срок оплаты которых не наступил, а также за проданные, но неопла­ченные товары, например при их продаже в кредит, В составе оборотных активов учитывается дебиторская задолженность, срок погашения кото­рой не превышает одного года. При управлении дебиторской задолженно­стью используют показатель чистой дебиторской задолженности (разницу между фактической суммой и резервом по сомнительным долгам).

Теоретически дебиторская задолженность представляет собой дос­таточно динамичный элемент оборотных средств, в значительной мере обусловленный финансовой политикой предприятия в отношении поку­пателей соответствующей продукции. При определенных условиях деби­торская задолженность может быть минимизирована, однако предпри­ятия нередко идут, по существу, на кредитование потребителей, и одной из главных причин этого является стремление сохранить рынок сбыта продукции в условиях жесткой рыночной конкуренции.

Кроме того, на объемы дебиторской задолженности влияют различ­ные факторы как объективного, так и субъективного характера. К объек­тивным факторам относятся общеэкономические условия, в которых в данный конкретный период времени осуществляется предпринима­тельская деятельность. Так, в России в 1990-х гг. огромные суммы взаим­ной задолженности предприятий друг другу были вызваны почти исклю­чительно системным кризисом экономики, вызвавшим кризис платежей, поэтому возможности самих предприятий решить эту проблему были крайне ограничены. К субъективным факторам относится прежде всего профессиональный уровень специалистов финансовых служб предпри­ятий, разрабатывающих и реализующих кредитную политику.

Важным направлением процесса управления дебиторской задол­женностью является контроль за сомнительными и безнадежными к по­лучению долгами покупателей, возникновение которых должно стать предметом особого внимания со стороны финансовых менеджеров. При определении общих объемов сомнительных и безнадежных долгов ис­пользуются два основных метода. При первом методе за основу принима­ется процентное отношение погашенной дебиторской задолженности к объему реализации. При использовании второго метода определяется процентное отношение неоплаченных счетов к их общему объему.

Управление дебиторской задолженностью предполагает выработку эффективной для предприятия-поставщика политики кредитования по­требителей своей продукции, определяющей следующие моменты:

1) срок предоставления кредита;

16.9. Управление активами предприятий • 551

  1. критерии кредитоспособности покупателя (критерии, по кото­рым поставщик определяет платежеспособность покупателя и вытекаю­ щие отсюда возможные варианты оплаты);

  2. механизм создания резервов по сомнительным долгам;

  3. порядок уплаты платежей и санкций при нарушении условий до­ говоров;

  4. систему скидок в случае оговоренного (относительно короткого) периода оплаты поставленной продукции.

Условиями эффективного управления дебиторской задолженностью являются: по возможности строгий отбор предприятий, которым можно предоставлять кредит; формирование оптимальных условий кредитова­ния; контроль за исполнением покупателями условий договоров; четкая процедура предъявления претензий при нарушении условий договоров.

К быстрореализуемым текущим активам относятся краткосрочные финансовые вложения в ценные бумаги других предприятий, государст­венные и муниципальные ценные бумаги и т. д. Из них наиболее ликвид­ными и менее рискованными вложениями являются, как правило, вложе­ния в государственные ценные бумаги.

К абсолютно ликвидным, активам относятся денежные средства в на­личной и безналичной формах, находящиеся в кассе предприятия и на расчетном счете в банке. Кроме того, в состав денежных средств часто включают такие денежные эквиваленты, как легкореализуемые ценные бумаги, которые можно быстро продать по цене, близкой к их рыночным котировкам. Как правило, они приносят значительно меньший доход по сравнению с другими функционирующими активами, тем не менее пред­приятия вкладывают часть средств в такие бумаги.

Главной задачей управления денежными средствами является опреде­ление оптимального соотношения между наличными денежными средст­вами и ценными бумагами. При решении этой задачи необходимо учиты­вать как преимущества формирования определенного запаса денежных средств и потери, связанные с их хранением, так и затраты по краткосроч­ному вложению денежных средств в ценные бумаги и возможность финан­сового риска, обусловленного текущей ситуацией на фондовом рынке.

Структура оборотных средств и общий уровень ликвидности оборот­ных средств определяются прежде всего отраслевыми особенностями (например, сильные колебания удельного веса товарно-материальных запасов в общей сумме текущих активов характерны для предприятий се­зонных отраслей). Кроме того, на объем и структуру оборотных средств оказывают влияние: длительность производственного цикла, характер производства; стоимость сырья и условия его поставки; кредитная поли­тика, проводимая предприятием по отношению к покупателям продук­ции.

552 • Глава 16. Финансовый менеджмент

Главная проблема при управлении оборотными средствами заключа­ется в определении их оптимального объема и их оптимальной структу­ры, позволяющих обеспечивать ликвидность баланса и платежеспособ­ность предприятия. Важно не допустить как занижения оборотного капи­тала, вложенного в текущие активы, так и его превышения. В первом случае предприятие будет постоянно испытывать недостаток оборотных средств, иметь низкий уровень ликвидности и, как следствие, перебои в материальном обеспечении производственного процесса, что неизбеж­но отразится на его финансовом состоянии. Однако и значительное пре­вышение оборотных средств по сравнению с оптимальными потребно­стями приводит к тем же конечным результатам вследствие замедления оборачиваемости оборотных средств и потери (неполучения дополни­тельных) доходов.

Одним из показателей, характеризующим использование и эффек­тивность управления оборотными активами, является показатель их обо­рачиваемости. Оборачиваемость — время, в течение которого денежные средства совершают полный оборот, начиная от приобретения производ­ственных запасов и кончая поступлением денег на счета предприятия. Длительность одного оборота выражается в днях.

Управление основными активами. К основным активам относятся активы, которые используются в производственном процессе более года. Главными составляющими основных активов являются основные сред­ства и природные ресурсы. При управлении основными активами реша­ется вопрос о целесообразности сохранения или изменения их общей ве­личины и структуры. Особенностью основных (внеоборотных) активов является их более низкая (по сравнению с оборотными активами) под­верженность обесценению в результате инфляции. В этих целях исполь­зуется механизм их переоценки и постепенного формирования соответ­ствующих финансовых ресурсов. Основные активы содержат меньший коммерческий риск потерь в процессе производственной деятельности. Основные активы, кроме того, способны в течение длительного времени участвовать в производственном процессе и таким образом обеспечивать процесс получения прибыли.

К недостаткам основных активов относится, во-первых, их подвер­женность моральному износу, поэтому при временном выведении их из эксплуатации они не только перестают быть фактором получения прибы­ли, но и теряют свою собственную стоимость. Во-вторых, из-за постоянст­ва структуры основных активов в течение длительного времени они явля­ются трудным объектом оперативного управления. В-третьих, основная часть внеоборотных активов представляет собой медленнореализуемые активы, которые не могут быть быстро трансформированы в денежные средства для обеспечения текущей деятельности.

16.9. Управление активами предприятий • 553

Важнейшей задачей управления основными активами является вы­работка и реализация политики их своевременного обновления. Решение этой задачи предполагает:

Наиболее трудной задачей является изыскание средств для расши­ренного воспроизводства основных средств, при котором осуществляют­ся модернизация, реконструкция или полное техническое перевооруже­ние предприятия. В последнем случае требуется разработка масштабного инвестиционного проекта, особое значение приобретает оценка рисков, связанных с реализацией такого проекта. Функции финансового ме­неджмента заключаются в изыскании средств для реализации проектов. Поскольку в большинстве случаев собственных средств оказывается не­достаточно, необходимо решение проблемы привлечения заемного капи­тала на максимально выгодных для предприятия условиях, что, очевид­но, представляет собой особую проблему.

Оптимальное распределение финансовых ресурсов при управлении текущими и оборотными активами. В данном случае необходимо уста­новление стратегических ориентиров использования денежных средств, отражающих приоритетные направления финансовой стратегии пред­приятия. Принятие финансового решения должно основываться на оценке:

  1. финансового состояния и целесообразности сохранения (или из­ менения) сложившейся структуры текущих расходов;

  2. экономической эффективности инвестиционных проектов и про­ грамм, включая совместные, и соответственно целесообразности их реа­ лизации (участия в инвестиционных проектах и программах);

554» Глава 16. Финансовый менеджмент

  1. необходимого объема инвестиций и возможных источников фи­ нансирования;

  2. поступлений от реализации плана капитальных вложений.

При распределении финансовых ресурсов необходимо, следователь­но, определить, во-первых, направления инвестирования: в расширение производства, ценные бумаги, приобретение товаров для перепродажи, недвижимость, валюту. Во-вторых, после определения наиболее пред­почтительных форм инвестиций необходимо решить вопрос о способах и методах инвестирования. Главная проблема здесь заключается в необ­ходимости формирования соответствующих бюджетов доходов и расхо­дов, соблюдая классические правила, к которым, в частности, относятся: