logo
ЭлУчебникиФинансы / ФинансыАрхипова

Финансовый баланс

Расходы

Экономические секторы, передающие доходы

Итого дохо­дов

\

Доходы

нефи­нан­совые пред­при­ятия

фи­нан­совый сек­тор

госу-дарст-вен-ное управ ление

не-ком-мер-че-ские орга­низа­ции

до­маш­ние хо­зяйст­ва

Экономи­ческие сек­торы — по­лучатели

Нефинансовые

предприятия

Финансовый сек­тор

Государственное управление

Некоммерческие организации

Домашние хозяй­ства

Итого расходов

Финансовый баланс используется для моделирования финансовых потоков и выработки финансовой политики на основе сравнения различ­ных вариантов.

Финансовый контроль является важным элементом управления фи­нансами. Это контроль за образованием и расходованием финансовых ресурсов всех субъектов экономической деятельности в целях обеспече­ния интересов и законных прав экономических субъектов в процессе формирования и расходования фондов денежных средств. Финансовый контроль движения денежных фондов осуществляется во всех секторах экономики, включая предприятия, финансовые учреждения, органы го-

1.2. Функции финансов • 21

сударственной власти и некоммерческие организации, и на всех стадиях воспроизводства. Важными элементами финансового контроля являетсяоценка финансового состояния экономических субъектов, оценка их пла­тежеспособности, выработка рекомендаций, направленных на улучше­ние их финансового состояния.

Объектом финансового контроля является процесс образования, рас­пределения, перераспределения и использования доходов. Контролю подлежат выручка от реализации товаров и услуг, затраты на производст­во и реализацию продукции, оплата труда, используемые цены и тарифы, прибыль, ее использование и др. Важными направлениями финансового контроля являются проверка соблюдения законодательства и норматив­ных актов по финансовым вопросам, формирование и исполнение бюд­жетов, своевременность и полнота выполнения налоговых обязательств перед бюджетной системой и целевое использование бюджетных средств. Объектом финансового контроля является также ведение фи­нансовой документации, ее соответствие установленным нормам.

Субъектами финансового контроля являются органы государствен­ной власти, внутрифирменные контрольные органы и независимые ауди­торские организации.

Органы государственной власти осуществляют контроль над бюд­жетными средствами и финансово-хозяйственной деятельностью' госу­дарственных предприятий. Финансовый контроль за поступлением и расходованием бюджетных средств осуществляется на стадиях обсуж­дения и принятия бюджета, в процессе его исполнения и в ходе рассмот­рения и утверждения отчетов об исполнении бюджета. Финансовый кон­троль осуществляется законодательными (представительными) органа­ми, органами исполнительной власти и местного самоуправления, Федеральным казначейством, Министерством финансов, финансовыми органами субъектов Федерации и муниципальных образований, главны­ми распорядителями и распорядителями бюджетных средств, Таможен­ным комитетом. Контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты осуществляется налоговой службой. Для контроля над исполнением федерального бюджета Федеральное Собра­ние РФ создает Счетную палату. В случае обнаружения нарушений бюд­жетного законодательства виновные несут ответственность в соответст­вии с Бюджетным кодексом и федеральными законами.

Внутрифирменный контроль осуществляется финансовыми подраз­делениями предприятий, ревизионными комиссиями, внутренними ау­диторскими службами предприятий в целях определения правильности образования и использования финансовых и других ресурсов.

22 • Глава 1. Финансы в рыночной экономике

Внешний аудиторский контроль осуществляется независимыми ауди­торскими фирмами. Аудит может проводиться по заказу нуждающихся в нем клиентов за вознаграждение на договорной основе, а также по на­стоянию заинтересованных организаций-контрагентов и органов государ­ственной власти. Субъекты хозяйствования могут быть заинтересованы в аудите в целях объективного независимого анализа хозяйственно-фи­нансовой деятельности и разработки рекомендаций по финансовой стра­тегии и повышению эффективности своей деятельности. Органы госу­дарственной власти, например налоговая инспекция, могут заключить договор с аудиторской фирмой в целях проверки правильности бухгал­терского и финансового учета и правильности уплаты налогов. Коммер­ческие банки и инвестиционные компании могут привлечь аудиторские фирмы для экспертизы финансового состояния интересующего их пред­приятия.

При аудиторском контроле осуществляется проверка правильности бухгалтерского учета, финансовой отчетности, активов, статистического учета, достоверности выполнения процедур. Наряду с отчетностью ана­лизируется ее соответствие действующему законодательству и норма­тивным документам предприятий (уставу, учредительным документам, хозяйственным договорам и др.). Внешняя аудиторская проверка не мо­жет проводиться аудиторами, являющимися учредителями, собственни­ками, акционерами, должностными лицами проверяемого субъекта, а также лицами, состоящими с ними в близком родстве. Не могут осуще­ствлять аудит фирмы, по отношению к которым проверяемые субъекты хозяйствования являются учредителями, собственниками, акционерами, страховщиками и кредиторами, а также аудиторские фирмы, оказываю­щие проверяемому объекту услуги по составлению бухгалтерской и фи­нансовой отчетности.

Финансовый контроль предприятий осуществляется также банками и страховыми организациями при выдаче кредитов и заключении страхо­вых договоров в целях выявления их платежеспособности и финансовой устойчивости.

Основными формами финансового контроля являются проверки, проводимые, как правило, по отдельным направлениям деятельности и ревизии, целью которых является обычно комплексная проверка фи­нансово-хозяйственной деятельности.